Самолет упавший над синаем. Погибший рейс: что известно о причинах крушения A321 спустя год. Экипаж и пассажиры

Утром 31 октября 2015 года произошла крупнейшая в истории отечественной авиации катастрофа. Самолет российской компании «Когалымавиа» вылетел из египетского Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург, но был взорван террористами над Синайским полуостровом. Погибли 224 человека, находившиеся на его борту, - дети, жены, мужья, отцы, матери… Многие из них перед вылетом оставили на своих страничках в соцсетях фотографии и записи, которые невольно стали прощальными.

Авиалайнер Airbus А321 выполнял чартерный рейс 7К-9268 по маршруту Шарм-эш-Шейх - Санкт-Петербург. Через 23 минуты после взлёта с экипажем была потеряна радиосвязь, а сам лайнер пропал с радаров. Египетские поисковые группы обнаружили обломки самолёта вблизи города Нехель. Все находившиеся на борту самолета люди, включая 25 детей и 7 членов экипажа, погибли.

Причиной трагедии, по данным ФСБ России, стал теракт, ответственность за который взяла на себя запрещенная в РФ международная террористическая группировка «Исламское государство» . Как позже установили эксперты, самодельное взрывное устройство было заложено в отсек негабаритного багажа в хвостовой части самолета. Взрыв привел к полному разрушению самолета. К моменту удара о землю фрагментов воздушного судна почти все находившиеся на борту люди уже скончались от баротравм.

Большинство пассажиров трагического рейса были жителями Северо-Запада России, в основном из Санкт-Петербурга, Ленинградской, Новгородской и Псковской областей. Также на борту находились четверо граждан Украины и один гражданин Белоруссии.

Поднявшиеся на борт лайнера люди были молоды и полны жизненных сил. Кто-то из них праздновал в Египте юбилей свадьбы, кто-то решил отметить день рождения в южной стране. Многие поехали на курорт целыми семьями, с детьми. Так и погибли - все вместе. Были и те, кто решил впервые отправиться на отдых за границу. И эта поездка стала последней…

«Я знаю, что уже не вернусь»

Супруги Ольга и Юрий Шеины отмечали в Египте десятилетие совместной жизни - полетели всей семьей с тремя детьми: 11-летней Женей, 10-летней Лерой и 3-летней Настей. Последнее фото, выложенное в соцсети, запечатлело отца семейства, поднимающегося по трапу самолета. На его руках - дочка Настя. Подпись под фото «Мы летим домой» сделана за 11 минут до вылета. Домой они уже не вернулись…

В катастрофе погибла молодая семья Громовых из города Гатчина Ленинградской области. Самой маленькой пассажиркой рейса была именно их дочурка - десятимесячная Дарина. Мама малышки перед вылетом на отдых опубликовала фото, где ребенок стоит возле стекла в петербургском аэропорту и внимательно наблюдает за самолетами. «Главный пассажир», - трогательно подписала Татьяна Громова фотографию своей малютки. Именно этот снимок, опубликованный многими мировыми изданиями, стал визуальным символом трагедии А321. Тельце малышки было найдено спасателями в 30−35 км от эпицентра крушения.

Владимир и Виктория Голенковы отправились на море со своей маленькой дочуркой Дианой. Ей было всего четыре года. В соцсети на странице Владимира опубликованы кадры счастливой семейной жизни.

Среди погибших был заместитель главы города Пскова и депутат Псковской городской думы Александр Копылов . Он подарил поездку на день рождения супруге. Вдвоем они и погибли…

«Я до сих пор жду свою дочку»

Ирина Евгеньевна нашла в себе силы и рассказала нам о том страшном дне, когда она потеряла свою единственную дочь, Эльвиру Воскресенскую. 28-летняя девушка работала в Главном управлении МЧС по Санкт-Петербургу инспектором отдела надзорной деятельности. Отдыхать поехала вместе с подругой. О крушении самолета Ирина Захарова узнала от своего брата, когда вместе с мужем ехала в аэропорт встречать дочку.

Еще утром совершенно спокойно, без всяких плохих мыслей, стали собираться на дачу, которая находится недалеко от «Пулково». Как раз с тем расчётом, чтобы встретить в аэропорту по дороге домой. Муж нашей дочки не мог встретить - он тоже сотрудник МЧС и в тот день как раз заступил на дежурство на сутки. Когда мы уже выехали на окружную дорогу, мне позвонил брат, чтобы уточнить, прилетела дочка или нет. Я сказала, что она прилетает сегодня в 12 часов. Он говорит: «А каким рейсом она летит?». Я говорю, что не знаю какой. Он, видимо, еще не оценивая ситуацию, говорит: «Ты знаешь, какой-то самолет пропал с радаров над Синаем. Откуда она летит?». Я говорю, что с Шарм-эль-Шейха. Он говорит: «Ты знаешь, какой-то самолет, который вылетел с Шарм-эль-Шейха, пропал с радаров»…

Я даже не хочу вспоминать, что было. Просто в первый момент в голове были мысли, что это не ее самолёт. Да быть такого не может! Это не ее рейс. Рейс не один, и вообще это не про нее. Потом позвонила ее мужу, поскольку он тоже работает в системе МЧС, всё знает. Потом эти страшные часы ожидания, которые превратились в дни. Муж дочки там был с самого начала и до конца - его подменили на работе. Я не могла поехать в «Пулково» - вообще не знаю, как выжила. Ездил папа, сдавал анализ на ДНК.

Вообще, я до сих пор не верю. Мне кажется, это не про нее, она где-то находится и просто не может еще вернуться.

Первый момент, когда появились списки, ее в них не было… Тяжело вспоминать. При всем том, что мы знали, что наши близкие были в том самолете, каждый день ждали вестей, есть ли мы в списках опознанных. Это самое страшное, когда ты, потеряв близкого, не можешь даже захоронить останки, чтобы прийти и им поклониться.

Надежда угасала постепенно, но она не угасла, я до сих пор жду свою дочку. Мне кажется, что когда-то этот страшный сон закончится. Поэтому, когда я что-то делаю сейчас, мне кажется, что это не о нас речь, не о нашей семье, не о нашей дочери. Такого просто быть не может, не могла она нас оставить с папой.

Она была очень заботливая, переживала о нашем здоровье. Даже не хотела жить отдельно от нас, когда замуж вышла. У нее была мечта построить свой дом, в одной половине которого жили бы мы, в другой - она с мужем.

Она была очень позитивной и целеустремленной. Всегда куда-то торопилась, всегда была в движении, быстро водила машину. Скорость вообще для нее много значила. Всё время куда-то опаздывала, потому что у нее было очень много планов. Хотела всё освоить и как можно быстрее. Пошла на курсы вождения мотоцикла. У них с папой была мечта втайне от меня: хотели купить на двоих хороший мотоцикл.

Она была женственная, но с мужским характером. Никогда не хныкала, старалась свои слабые стороны скрывать. Была сильной. И всем старалась помочь, чем могла. К нам приехали родственники из Донецка, с линии разграничения. С тремя детьми, с этой войны убежали. Всю заботу об этих детях она взяла на себя. Как раз перед полетом на отдых стала крёстной маленькой девочки Анастасии. Говорила, что надо теперь будет тоже подумать о своих детках. Очень хотела иметь своих детей. Это была ее мечта, потому что два года назад она потеряла двойняшек из-за преждевременных родов.

Но потом планировала доверить детей мне и работать - хотела и в профессии достичь определенных высот. Отцу говорила: «Папа, это ты майор, а я буду генералом!». Ей нравилась ее работа. Это наша с папой гордость, что мы ее вырастили настоящим человеком.

«У нас много неравнодушных людей»

Первые эмоции людей, которые потеряли своих близких, - шок, слезы, непринятие случившегося. Потом - опознание в морге немногих из тех, кого можно было опознать визуально. Затем - мучительно долгое ожидание результатов ДНК-экспертизы тех, чьи останки не поддавались опознанию. Для некоторых родственников этот кошмар до сих пор не закончился - шесть жертв катастрофы до сих пор не опознаны. Их родные надеются на результаты последних генетических экспертиз.

Всего есть около 200 неопознанных фрагментов тел.

«Есть останки у египетских служб, которые были найдены при выкладке самолёта. Когда они будут переданы в Следственный комитет , будет проведена генетическая экспертиза. Ожидаем ее результатов, чтобы понимать, имеем ли мы право захоронить имеющиеся останки», - пояснила Захарова. Все неопознанные останки родственники погибших намерены захоронить в братской могиле.

Ирина Евгеньевна отметила поддержку неравнодушных горожан в первые скорбные дни; человеческая солидарность продолжает ощущаться до сих пор.

«Это заслуживает огромной благодарности. В первые дни мы видели, как люди сплотились и переживали. До сих пор те, кто знали наших погибших родственников, всегда рядом с нами. Могилки всё время утопают в цветах, и свечки горят, люди приходят постоянно. Великое счастье, что у нас много неравнодушных людей. Думаю, что в первый момент для всех это было стрессом. Каждый мог оказаться в такой ситуации. В «Пулково» каждые 10−15 минут взлетает и приземляется самолет. Столько людей пользуется ежедневно этим видом транспорта, столько людей пользуется другими видами транспорта. Терроризм не имеет границ. В тот момент людей это потрясло, и каждый эту ситуацию примерял на себя. Поэтому всем было очень страшно, больно», - добавила Ирина Захарова.

По ее словам, родственники погибших в первые месяцы общались в соцсети, чтобы обмениваться малейшей новой информацией. После завершения больше части похорон люди собрались, чтобы решить, что они планируют делать в память о своих близких. В первую же встречу была высказана идея о строительстве храма. Он будет возведен на пересечении Матисова и Дудергофского канала на территории микрорайона «Балтийская жемчужина» в Красносельском районе Санкт-Петербурга. Будущий настоятель храма Святого Дмитрия Солунского, памяти жертв катастрофы А321, отец Сергей потерял в этой трагедии своего друга.

Как говорит Ирина Захарова,

«храм будет вмещать в себя небольшой атриум, где будут размещены фамилии наших близких, возможно, фотографии»

«Очень много детей осталось без родителей. Они смогут приходить туда. Мы хотим построить дом для 224 душ и для их родственников. Чтобы этот дом жил полноценной жизнью. Это будет самая хорошая память о наших близких. Потому что она будет включать не только память о них, а еще и заботу о живых», - добавила собеседница ИА REGNUM.

00:59 Эксперт в разговоре с RT , что террористы из «Исламского государства» могли сбить самолёт. По его мнению, их заявление о причастности к трагедии имело пропагандистский характер.

00:46 СМИ сообщили о том, что .

00:20 Третий самолёт МЧС РФ .

31 октября

23:59 Глава МЧС Владимир Пучков и другие члены правительства для расследования причин трагедии и координации спасательных работ.

23:55 Президент Украины Пётр Порошенко , среди которых были также трое граждан страны.

20:59

19:18 Авиакомпания Air France приняла решение избегать полётов над Синаем в ближайшее время в качестве меры предосторожности после крушения российского самолёта компании «Когалымавиа».

18:12 Компания «Лукойл-аэро-Самара» сообщила, что потерпевший крушение лайнер «Когалымавиа» заправился в Самаре перед вылетом в Египет, претензий у экипажа по прилёте в Шарм-эш-Шейх не было.

17:44 В офисах туроператора Brisco идут обыски по делу о крушении самолёта в Египте

17:10 Официальный представитель СК РФ Владимир Маркин заявил, что ещё одно уголовное дело было возбуждено после катастрофы российского самолёта в Египте.

15:38: Среди пассажиров разбившегося в Египте самолёта «Когалымавиа», по предварительным данным посольства Белоруссии в Египте, находился один гражданин этой страны, сообщает ТАСС.

15:28: Среди пассажиров разбившегося в Египте российского самолёта было трое граждан Украины. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на представителя властей Египта.

15:17: Никто из находившихся на борту разбившегося в Египте самолёта не выжил, передаёт РИА Новости сообщение агентства Reuters со ссылкой на представителей египетских властей.

14:43: Министр транспорта РФ Максим Соколов заявил, что специальных запретов на полёты над регионом Синая, где проходил маршрут самолёта «Когалымавиа», не было.

14:39: Посольство РФ в Египте заявляет, что на борту разбившегося в Египте российского лайнера находились 212 пассажиров и 7 членов экипажа.

14.25: Родственники пассажиров самолёта «Когалымавиа» собрались в аэропорту Пулково.

13.53: Спасатели обнаружили один из бортовых самописцев на месте крушения российского авиалайнера в Египте. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на местные СМИ.

13:42 Официальный представитель СК РФ Владимир Маркин заявил, что российские следователи с опытом расследования авиакатастроф вылетели в Египет.

12.57: Владимир Путин поручил главе МЧС направить в Египет российских спасателей.

12.53: Египетские спасатели и экстренные службы приступили к осмотру места вероятного крушения авиалайнера «Когалымавиа» в Северном Синае.

11.43: Рейс 7K9268 снижался со скоростью примерно 6000 футов в минуту перед тем, как сигнал был потерян, сообщает Flightradar.

11.42: Упавший на Синае самолёт РФ полностью разрушен, большинство пассажиров, вероятно, погибли, сообщает РИА Новости со ссылкой на службу безопасности на месте ЧП.

11.40: О судьбе самолёта продолжают поступать абсолютно противоречивые сведения.

11.34: На борту самолёта было 200 взрослых, 17 детей и 7 членов экипажа, сообщает источник в Росавиации.

11.25: Глава агентства по безопасности на воздушном транспорте Египта Айман аль-Мукаддан заявил, что самолёт компании «Когалымавиа» цел и продолжает полёт над Турцией.

11.24: Сотрудники российского МИДа сообщили, что пытаются разобраться в ситуации с самолётом компании «Когалымавиа».

11.21 : В Пулково обустраивают штаб для помощи родственникам пассажиров пропавшего самолета.

11.07: Источник в гражданской авиации Египта сообщает, что российский авиалайнер упал в районе Нехел в Северном Синае.

10.57: Flightradar в своём Twitter не подтверждает данные о падении самолёта, параллельно сообщая, что лайнер резко снизил высоту перед тем, как пропал с радаров.

10.45: Продолжают появляться сообщения, которые подтверждают крушение самолёта. Египетские силы безопасности оцепили место крушения, из города Эль-Ариш на севере Синая направлены порядка двадцати автомобилей «скорой помощи» для эвакуации жертв катастрофы, сообщает РИА Новости со ссылкой на данные бюро премьер-министра.

10.44: Премьер-министр Египта подтверждает данные о крушении самолёта и сообщает об изменении своего графика в связи с трагедией.

10.42: На Reuters и Sky News появляются первые сообщения, опровергающие крушения самолёта. Источники изданий утверждают, что экипаж пропавшего самолёта вышел на связь в Турции.

10.40: Ряд СМИ сообщает, что обломки гражданского самолёта РФ обнаружены в центре Синайского полуострова.

10.20: Арабские СМИ сообщают, что российский самолёт упал в центральной части Синайского полуострова.

10.18: Появляются первые сообщения о пропаже самолёта Airbus компании «Когалымавиа» с радаров. По разным данным, на борту от 207 до 224 человек. В сообщениях СМИ говорится, что самолёт пропал в районе Ларнаки на Кипре.

Авиакатастрофа А321 над Синаем, случившаяся 31.10.2015, стала самой крупной катастрофой на территории Египта и наиболее масштабной трагедией в авиационных крушениях. Самолет Аэробус А321-231, принадлежащий компании «Когалымавиа» использовался туроператором «Бриско» и вез туристов рейсом 9268 Шарм-аль-Шейх-С.-Петербург. Жертвами крушения стали 224 человека

Сведения о рейсе

Самолет

Airbus A321-231 был произведен в 1997 году. Затем судно передали владельцу – лизинговой корпорации ILFC, которая предоставила его в аренду компании MEA (Ливан). Авиалайнеру был присвоен номер F-0HMP, его вместимость составляла 149 чел. В Ливане он использовался 6 лет, и в 2003 году был возвращен ILFC.

Факт. За время использования в MEA произошла одна поломка – при посадке в Египте пилоты слишком высоко подняли нос лайнера, и хвостовая часть задела взлетную полосу. После этого воздушное судно было отремонтировано.

В 2003 году самолет был снова передан в аренду корпорации Onur Air (Турция). Борт судна был модернизирован, его вместимость увеличилась до 220 чел. В 2007 году авиалайнер был передан в сублизинг фирме Saudi Arabian Airlines (Саудовская Аравия), а в 2010 — Cham Wings (Сирия). В 2012 авиалайнер был сдан в аренду ООО «Когалымавиа».

Согласно информации лизинговой компании, самолет обслуживался на соответствующем нормам уровне, вовремя осуществлялся технический контроль и проверки. 26.10.2015 был проведен еженедельный техосмотр, 18.03.2014 самолет проходил заводской контроль. За все годы использования лайнер выработал 46-48% своего номинального ресурса рейсовых перелетов.

Экипаж и пассажиры

На судне работал российский экипаж, включая:

  • 2 опытных пилотов,
  • 5 бортпроводников.

Среди пассажиров, находившихся в момент катастрофы на борту самолета, было 192 чел. взрослых и 25 детей. Самый старший из них был в возрасте 77 лет, самой младшей девочке было 10 мес. При крушении все люди умерли. Фото погибших были размещены на нескольких официальных сайтах.

Список пассажиров погибших над Cинаем

Большая часть жертв катастрофы проживала в северо-западных регионах РФ, также в самолете было 4 гражданина Украины и 2 из Беларуси.

В списке погибших при падении самолета, были:

  • А.Копылов – замглавы администрации города Пскова,
  • Д. Громова (10 мес.), чье фото стало символом авиакатастрофы.

Хронология событий

Предшествующие обстоятельства

30.10.2015 года аэробус A321-231 совершил 2 нормальных рейса по запланированным маршрутам: Шарм-аль-Шейх-Самара-Шарм-аль-Шейх. Конечная высадка пассажиров в аэропорту была завершена в 15:30, и у представителей выполнившего ее экипажа претензий к состоянию оборудования не было. Судно прошло плановое техобслуживание, и утром 31.10.2015 года заступил новый экипаж (В. Немов и С. Трухачев), и началась подготовка к последующим рейсам — Шарм-аль-Шейх-С.-Петербург-Шарм-аль-Шейх.

Компания «Когалымавиа» была членом международного объединенного холдинга, специализирующегося на туризме – «TH&C», в него входила и компания «Бриско», заказавшая рейс из Египта в Северную столицу.

Катастрофа

В 5:50 по местному времени Египта (6:50 по Москве) самолет вылетел из аэропорта Шарм-аль-Шейха, взял курс на север вдоль берега залива и постепенно поднялся до 6,4 км. Через 12 минут полета лайнер повернул налево, чтобы миновать Синайский полуостров и достичь Средиземноморья, пилоты намеревались набрать высоту 9,75 км.

На 23-ей минуте полета авиалайнер набрал скорость 755 км/ч и поднялся 9,4 км, когда ситуация вышла из нормального режима. Судно стало падать со скоростью 1,8 км / мин. В 04:13 по ГЕС запись бортового самописца прервалась, на фоне постороннего шума. После 24 минут полета самолет разбился на территории Синая и мгновенно был разрушен.

Поисковые службы нашли остатки катастрофы среди горных массивов полуострова в 50 км от города Нехель. Обломки самолета и фрагменты тел погибших были разбросаны в радиусе 13км, на территории общей площадью 30 км.

Реакция

Президент РФ В.В. Путин выразил слова соболезнования близким и родственникам жертв трагедии. На главу Правительства Д.А. Медведева была возложена обязанность создать комиссию по расследованию причин авиакатастрофы. В. Путин призвал найти и ликвидировать виновных в трагедии террористов.

Соболезнования близким и родственникам погибших, а также всем россиянам, высказали:

  • президенты и премьер-министры боле 50 стран мира,
  • Папа Римский,
  • генеральные секретари,
  • главы религиозных сообществ РФ.

Для родственников погибших пассажиров были открыты «горячие линии»: по телефону можно было узнать всю информацию о пострадавших близких.

Скандальный французский журнал «Шарли Хебдо» выпустил на своих страницах 3 карикатуры, иллюстрирующих авиакатастрофу, вызвавшую резкую негативную критику со стороны российского руководства и общественности. Иллюстрации были названы «кощунственными», «жестокими» и «издевательскими по отношению к жертвам трагедии».

Факт. Представители французского МИДа ответили, что все журналисты имеют право свободно высказывать личное мнение, но оно не всегда совпадает с позицией официальных руководителей страны.

20.11.2015 Совбез ООН выпустил заявление, в котором осудил теракты, в том числе катастрофу над Синаем.

Траур

1.11.2015 года стал днем траура для россиян. В Северной столице состоялся трехдневный траур, в Ленинградской области – четырехдневный.

Расследование причин трагедии над Синаем

Расследование падения самолета осуществлялось совместными усилиями нескольких стран мира, включая Египет и РФ, а также представителей «Эйрбас» и IASA.

1.11.2015 началось следствие: анализ информации, содержащейся в бортовых самопишущих устройствах, которые практически уцелели, и исследование останков погибших. В России было возбуждено дело по статьям 263 и 238 Уголовного кодекса России.

То, что остатки авиалайнера нашли на большой территории площадью около 30 км, позволило сделать вывод, что трагедия произошла на большой высоте.

7.11.2015 года официальное руководство Египта высказалось о результатах расшифровки, из которых следовало, что в завершении записи были слышны посторонние громкие звуки. В конце полета зафиксирована высота 9,415 км и скорость около 520 км / ч, судно двигалось под руководством автоматического пилота, которому нужно было набрать высоту.

На тот период озвучивалось несколько версий причин авиакатастрофы:

  • изношенность оборудования воздушного судна;
  • воспламенение топливного бака;
  • повреждение литиевой батареи лайнера.

16.11.2015 года была получена информация, что самолет разбился из-за террористического акта – сработало СВУ, расположенное в задней части аэробуса, общей мощностью 1кг тротиловом эквиваленте. Такой вывод был сделан после того, как на фрагментах самолета, личных вещах и телах погибших были найдены остатки взрывоопасных веществ не российского изготовления.

Факт. 17.11.2015 года было размещено публичное объявление, что за помощь в поимке виноватых в авиакатастрофе террористов будет выплачено денежное вознаграждение в 50 млн. долл.

Анализ остатков самолета показал, что СВУ сработало в задней части судна, в 30-32 рядах.

14.12.2015 года специальная комиссия, организованная руководством Египта, заявила об окончании расследования авиакатастрофы и готовности отчета по ней. В нем указывалось, что в процессе анализа причин трагедии не найдено ничего, свидетельствующего о теракте. Это объясняется тем, что в обратном случае косвенной причиной катастрофы стала бы недоработка службы безопасности аэропорта Египта.

В начале 2016 года действующий глава Египта признал, что авиалайнер потерпел крушение в результате террористического акта.

Причина катастрофы

03.11.2015 из источников в оборонном ведомстве США стало известно, что американский спутник заметил яркую вспышку, соответствующую по месту и по времени аварии аэробуса А321. Никаких доказательств поражения его ракетой не было зафиксировано, так как наблюдался бы температурный след. Воспламенение в воздухе свидетельствовала о том, что трагедия не могла произойти при посадке.

Через несколько дней после авиакатастрофы одна из террористических групп в составе «ИГИЛ» объявила о своей причастности к инциденту. Однако официальное руководство Египта в качестве предполагаемой причины трагедии называла неисправность оборудования.

Ряд представителей СМИ, российские и египетские руководители транспортных ведомств отвергали гипотезу взрыва, называя ее пропагандой.

5.11.2015 года разведывательные службы Соединенных Штатов и Великобритании поддержали неофициальную версию о террористическом акте на основе перехваченных от боевиков «ИГИЛ» сведений о закладке на самолете бомбы.

По предположениям зарубежных спецслужб, высказанных различным СМИ, СВУ было установлено террористами, подчиненными «ИГИЛ», в багажный отсек перед самым вылетом.

16.11.2015 на Совете президента РФ В.В. Путина версию о взрыве самодельного устройства подтвердил руководитель ФСБ России А.Бортников.

13.09.2016 специальная комиссия точно определила, где была расположена бомба: в отделе негабаритного багажа в хвосте самолета. Для установки СВУ боевики воспользовались помощью работника аэропорта Шарм-аль-Шейха: перед самым полетом был заложен пакет со взрывчатым веществом, после чего его прикрыли колясками и чемоданами.

Последствия катастрофы

После трагедии многие авиационные компании, включая «Когалымавиа», прекратили полеты над Синаем до выяснения точных причин крушения.

С 4 по 6 ноября 2015 года Правительства Великобритании, Ирландии, России, Германии и других европейских стран приостановили регулярное авиационное сообщение над Синайским полуостровом.

16.11.2015 года В.В. Путин объявил, что Россия и дальше будет искать и причины катастрофы, нужно объединить усилия и наказать виновных в трагедии.

Факт. После катастрофы в Египте вышел приказ об усилении авиационных ударов по террористической организации ИГИЛ.

Заключение

Авиакатастрофа над Синайским полуостровом стала крупнейшей в истории российской пассажирской авиации. 23 октября 2017 года в С.Петербурге был установлен памятник по погибшим над Синаем. 31 октября 2017 года во Всеволожске был заложен мемориал погибшим.

В октябре 2015 года самолет компании «Когалымавиа» вылетел из Шарм-эль-Шейха в Петербург. Заложенная на борту бомба взорвалась над Синайским полуостровом, погибли 224 человека: семь членов экипажа и 217 пассажиров, 25 из которых - дети.

«Бумага» поговорила с семьями погибших и узнала, как они живут спустя два года после трагедии, почему родственники жертв судятся за компенсацию и как в Петербурге увековечивают память о самой крупной катастрофе в российской авиации.

В 2015 году Лариса и Анатолий Пульяновы собирались в отпуск в Абхазию. Изначально их сын Роман предлагал поехать в Египет. Лариса категорически отказалась: она не хотела лететь на самолете и много тратить на путешествие - на даче тогда заново отделывали комнату к свадьбе Романа и его невесты Татьяны Мокиевской.

Роман с Татьяной, несмотря на протесты мамы, полетели в отпуск в Египет. 31 октября они вместе с еще 222 находившимися на борту рейса A321 погибли в результате взрыва самолета.

Все эти два года мы думаем о гибели сына: ты просыпаешься с этим и засыпаешь, думаешь об этом в течение дня. Мы не сходим с ума - поплачем, бывает. Но я понимаю, что это чувство до конца и оно уже не отпустит никогда, - говорит Анатолий Пульянов.

Раньше у нас каждый день начинался со звонка Романа и его вопроса: «Родители, как вы там?», а заканчивался: «Родители, как день прошел?», - вспоминает Лариса. «У меня погиб лучший друг. Такие отношения редко бывают у отца с сыном, но у нас было именно так», - делится Анатолий.

Роман и Татьяна

Однажды Анатолий забрел в недостроенную кочегарку, где было темно, отовсюду торчала арматура и острые куски металла. Однако мужчина не пострадал. «Думаем, это Роман уберег. Мы так стараемся думать, чтобы не погибнуть. Ведь уже есть родственники погибших, которые умерли за два года, - поясняет Лариса. - С нами постоянно происходят вещи, которые подтверждают, что есть маленькая связь, и их очень много накопилось за два года. Я знаю, что смерть - это еще не конец. Чувствую это».

Несмотря на то, что пара очень скучает по сыну, они не одиноки. С ними постоянно общаются хорошие друзья Романа - одна знакомая, Мария, звонит почти каждый день. Еще Пульяновы ходят на встречи участников благотворительного фонда «Рейс 9268», в котором состоят семьи погибших пассажиров. Когда супруги общаются с ними, они чувствуют, что их понимают.

Как работает фонд, созданный после трагедии

Прототипом фонда стала закрытая группа для родственников, которую в первые дни после трагедии создал петербуржец Александр Войтенко. В авиакатастрофе погибли его 37-летняя сестра Ирина и 14-летняя племянница Алиса. Александр с сестрой жили в разных городах, но постоянно общались.

Первые два месяца нам не отдавали тела. Нужно было собрать всех вместе, чтобы у нас появилось единое информационное пространство, так проще. И в конечном счете мы решили, что нужно создать свой фонд: когда оформлено юридическое лицо, легче общаться с администрацией города или СК и оказывать материальную и юридическую помощь.

Фото: группа благотворительного фонда «Рейс 9268» во «ВКонтакте»

Председателем совета фонда стала директриса петербургской школы Ирина Захарова; во взорвавшемся самолете летела ее 28-летняя дочь, сотрудница МЧС Эльвира Воскресенская. Первое собрание родственников, где и было решено создать фонд, прошло в актовом зале школы, которой руководит Захарова.

Все останки родственникам выдали только в мае. Семь человек так, по словам Войтенко, и остались неопознанными.

Сейчас в группе фонда почти 40 тысяч подписчиков из Уфы, Белгорода, Воронежа, Калининграда и других городов. Войтенко называет их большой семьей, где люди всегда помогают друг другу. Среди них обычные россияне, которые считают, что эта трагедия затронула их лично. Сам Александр считает, что катастрофа над Синаем так или иначе коснулась каждого.

Несколько дней назад родственникам погибших вручили сборники стихов «Шагнувшие в вечность», часть из них написала участница группы Арина Король. Войтенко вспоминает, что та начала предлагать помощь родственникам с первых дней и до сих пор почти каждый день пишет стихи, посвященные погибшим. А еще одна участница - Ирина Солья - помогает фонду организовывать мероприятия: концерты и праздники для детей. Так, недавно участники фонда сажали вместе деревья, а после этого организовали чаепитие. В катастрофе над Синаем Арина и Ирина не теряли близких, но всё равно воспринимают трагедию как личную.

Главная цель фонда - сохранение памяти обо всех погибших. 28 октября на Серафимовском кладбище над могилой с неопознанными останками жертв катастрофы открыли памятник «Сложенные крылья», его создали на деньги властей Петербурга. В годовщину, 31 октября, на Румболовской горе открыли мемориал «Сад памяти».

Как город поддерживает семьи погибших и что делает для сохранения памяти

Когда всё только произошло, нам очень помогали психологи МЧС, профессионалы высокого уровня: они выводили людей из состояния шока. Потом эстафету подхватили психологи районных служб соцзащиты: за всеми нуждающимся были закреплены социальные психологи. По прошествии полутора лет мы поняли, что связи со специалистами ослабли, а время не лечит, всё равно нужна социальная поддержка, - рассказывает соучредитель фонда, профессор ВШЭ, Валерий Гордин.

По его словам, после того, как анонсировали программу, по которой фонд был готов оплачивать анонимные консультации психологов, за ними обратилось несколько десятков человек. Психологи, по словам Гордина, говорят, что у родственников погибших возникают фантомные боли.

У Валерия в авиакатастрофе погиб сын 28-летний Леонид вместе со своей невестой Александрой Илларионовой. Леня очень любил животных и был, как вспоминает отец, стихийным зоозащитником. Однажды, когда Гордин собрался заводить кошку, уговаривал не покупать питомца, а взять из приюта. А когда у самого Леонида потерялся кот Кыся, тот искал питомца вместе с волонтерами.

Тогда отец относился к убеждениям Леонида с иронией и не последовал совету. После гибели молодого человека он решил организовать фонд «Ленькин кот », который помогает животным.

Фонд «Ленькин кот» на «Ночи музеев»

Гордин всё еще руководит «Ленькиным котом», его отношение к зоозащите изменилось. Мужчина говорит, что подходит к делу прагматично, и подробно рассказывает, как изменился фонд. Он планирует открыть второй центр по прокату ветеринарного оборудования, чтобы ветклиникам и желающим помочь было удобнее добираться, и школу зооволонтеров, которые будут помогать бездомным котам.

Валерий считает, что после трагедии власти города повели себя достойно, всегда откликались на просьбы родственников. Сейчас депутаты вместе с вице-губернатором Албиным помогают построить храм в районе «Балтийской жемчужины». При храме планируют обустроить просветительский центр, где будут оказывать и социальную помощь.

«Не только родственникам погибших, но и жителям района. На мой взгляд, это очень важно и символично», - отмечает Гордин.

Против строительства храма год назад выступали местные жители, которые утверждали, что он не имеет никакого отношения к «Балтийской жемчужине», а вопрос о возведении решили, не посоветовавшись с ними.

Гордин рассказывает, что оппоненты «в какой-то степени» остались:

Кому-то нравится идея сохранения памяти, кому-то кажется, что ее надо задвинуть подальше в ящик. Мы встречались, объясняли свою позицию. Очень надеюсь, что в ближайшее время храм будет сооружен,- пояснил Гордин.

Петербуржцы опасались, что строительство храма отсрочит создание школ и поликлиник. По данным «КП», недовольные в письме обратились к Владимиру Путину.

Какую поддержку получают родственники экипажа в Москве и что известно о выплатах им

То, что делают в Петербурге для увековечения, - это всё большая заслуга фонда. Для нас это имеет большое значение. Если нам построят еще и духовно-просветительский центр - это будет еще одно место, куда мы сможем приехать и поклониться памяти родных и близких, - говорит отец 25-летнего бортпроводника Алексея Филимонова, москвич Андрей Филимонов.

Андрей рассказывает, что эти два года регулярно созванивается и списывается с родственниками экипажа. Почти все они живут в Москве и Подмосковье, стараются чаще встречаться и поддерживать друг друга. Иногда приезжают на встречи фонда в Петербурге.

25-летний Алексей, по словам отца, попал на борт в последний момент: он не должен был работать на этом рейсе: по дороге в аэропорт его машина сломалась на МКАД, в итоге молодой человек пропустил свой рейс и попал в резерв. Его вызвали за 12 часов до вылета, чтобы заменить другую бортпроводницу.

У родственников экипажа своя отдельная группа «ВКонтакте», и все эти два года их поддерживают подписчики. С некоторыми из них семьи погибших теперь знакомы лично и регулярно встречаются. Андрею дарят иконы и стихи о сыне, из Петербурга присылают сувениры.

Андрей и Алексей Филимоновы

Раньше у нас катастрофы в основном происходили по вине экипажа. Но в этом случае наши близкие оказались в той же ситуации, что и пассажиры. Это был терроризм. Шансов на спасение не было никаких. Главное, чтобы нас не забывали.

По словам Филимонова, никому из родственников погибших членов экипажа «Когалымавиа» так и не выплатила компенсацию. Об этом же в группе благотворительного фонда

В свой последний полет рейс 9268 отправился в 03:50:06 UTC (05:50:06 по местному времени и 06:50:06 мск). В 04:13:00 лайнер резко снизил высоту, а затем исчез с радаров.

Незадолго до аварии командир воздушного судна запросил у наземных служб разрешение на экстренную посадку в Каире в связи с техническими неполадками. Однако спасти воздушное судно уже было невозможно. Обломки лайнера были обнаружены неподалеку от города Эль-Ариш — они оказались разбросаны на протяжении 13 км на территории в форме эллипса, площадь которого достигала 30 кв. км.

На борту рухнувшего Airbus 321 находились 224 человека, из них семеро — члены экипажа. Поначалу египетские спасатели, прибывшие на место, сообщали, что слышали стоны людей под обломками, и заявляли, что надеются найти кого-то, кто смог выжить, однако вскоре стало известно, что не выжил никто. Большая часть пассажиров самолета были туристами, которые возвращались в Россию после отдыха в Египте. Подавляющее большинство из тех, кто был на борту лайнера, — россияне, однако были трое граждан Украины и один белорусский гражданин.

Среди погибших оказались заместитель главы Пскова , который возвращался из отпуска со своей гражданской женой, а также участница телешоу «Топ-модель по-русски» Елена Домашняя из Петербурга. Погибли 24 ребенка.

Самому маленькому пассажиру было всего десять месяцев, ее фотография, опубликованная многими мировыми изданиями, стала символом трагедии над Синаем.

Причины

В первые дни после катастрофы информация о возможных причинах крушения поступала противоречивая. Так, египетские власти заявили, что экипаж Airbus 321 жаловался на неполадки в двигателе. Они также выдвинули версию о технической неисправности в качестве одной из основных. В предварительном докладе, выпущенном Египтом в конце прошлого года, не было ни одного слова о теракте на борту судна.

Однако все свидетельства указывали на обратное.

Через несколько часов после аварии ответственность за взрыв взяли на себя боевики запрещенного в России «Исламского государства».

Организатором взрыва называли Абу Усаму аль-Масри, главаря группировки «Вилаят Синай», считающейся . Позже через дружественные им СМИ террористы продемонстрировали фотографии взрывного устройства — им оказалась самодельная бомба, выполненная из обыкновенной алюминиевой банки. Боевики ИГ также утверждали, что пронести устройство на борт самолета они смогли после того, как нашли некую лазейку в системе безопасности аэропорта Шарм-эль-Шейха.

Вечером 16 ноября Владимир Путин на совещании по итогам расследования причин авиакатастрофы заявил, что Россия найдет и покарает организаторов теракта.

«Убийство наших людей на Синае — в числе наиболее кровавых по числу жертв преступлений. И мы не будем вытирать слез с нашей души и сердца. Это останется с нами навсегда. Но это не помешает нам найти и наказать преступников, — подчеркнул президент. — Мы должны делать это без срока давности, знать их всех поименно. Мы будем искать их везде, где бы они ни прятались. Мы их найдем в любой точке планеты и покараем».

Кроме того, Путин приказал усилить удары авиации по объектам «Исламского государства» в Сирии. После этого приказа была усилена авиационная группа ВВС России в Сирии, а к бомбардировкам также были подключены самолеты дальней авиации. «Наша боевая работа авиации в Сирии должна быть не просто продолжена. Она должна быть усилена таким образом, чтобы преступники поняли, что возмездие неизбежно», — добавил президент.

«Сад памяти»

Накануне, 30 октября, на Румболовской горе в Ленинградской области был установлен закладной камень на месте будущего памятника жертвам трагедии «Сад памяти». «Мы планируем посадить здесь 224 дерева, по числу погибших в результате теракта над Синаем. И этот сад, «Сад памяти», будет каждый год расцветать, будет жить. А в наших сердцах будет жить память о родных, близких, друзьях и земляках, летевших рейсом 9268», — заявил губернатор региона .

Проект «Сад памяти», разработанный студентами Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, представляет собой коридор из плит и металлоконструкций с именами всех погибших в авиакатастрофе с элементами ландшафтного дизайна. Благодаря системе освещения памятник будет виден в темное время суток проезжающим по Дороге жизни (сегодня это официальное название шоссе А128 Санкт-Петербург — Морье). Торжественное открытие «Сада памяти» произойдет через год, в канун второй годовщины египетской трагедии.

Накануне родственники погибших буквально засыпали цветами заложенный в Петербурге памятник.

Ждать первых итогов следствия по трагедии над Синаем им осталось недолго: предварительные итоги расследования, по данным источника египетской газеты «Аль-Ватан» в министерстве гражданской авиации АРЕ, будут опубликованы в течение ближайших 60 дней.