Какие бывают рейсы самолетов. Чартерные рейсы. Недостатки чартерных рейсов


В организации массовых туристских путешествий широко используются перевозки туристов на условиях авиачартера. Наиболее выгодны они туристам и авиакомпаниям на серийных маршрутах. Чартер (англ. charter зафрахтованное судно) - это коммерческий рейс, специально зафрахтованный для перевозки путешественников по определенному маршруту в определенный период времени.

Чартерные рейсы возникли, как результат сотрудничества авиакомпаний и турфирм. Первые стремились каким-то образом использовать простаивающие самолеты, вторые хотели получить более дешевые билеты, с тем чтобы цена турпакета не слишком утяжелялась оплатой за перевозку.

Чартерный рейс имеет ряд отличий от регулярного:

Его нет в расписании регулярных полетов;

Маршрут его нередко определяет не авиакомпания (которая разрабатывает маршруты регулярных линий), а заказчик, который собирается заплатить за этот рейс;

Он более дешевый по сравнению с регулярным.

Чартерные перевозки могут быть организованы на внутренних и международных рейсах как по уже разработанным регулярным, так и по новым маршрутам.

Чартерные перевозки -нерегулярные перевозки, осуществляющиеся по договорам чартера.

Воздушный чартер - договор фрахтования воздушных транспортных средств, предусматривающий фрахтование всей вместимости или части одного или нескольких воздушных судов на один или несколько рейсов для перевозки пассажиров, багажа, грузов, почты.

В мировой практике различают ряд разновидностей коммерческих чартеров.

Закрытый чартер - перевозка оплачивается организацией, покупа­ющей чартер для своих сотрудников обычно по маршруту, не входящему в регулярные воздушные линии. Пас­сажиры перевозку не оплачивают. Чартеры такого типа занимают не­значительную долю в объеме чартерных перевозок.

Эфинити чартер - целевая перевозка группы пассажиров, объ­единяемых по профессиональному признаку: члены любительских, спортивных и специальных клубов, союзов ветеранов, профессиональ­ных ассоциаций. Заказчиком чар­тера является соответствующая ор­ганизация.

Инклюзив тур чартер - чартерная перевозка туристов. Сто­имость чартера оплачивается турис­тской фирмой. Чартерный тариф перевозки оплачивается туристом в пакете со стоимостью тура. Этот тариф, естественно, ниже, чем та­риф «инклюзив-тур» при регуляр­ных перевозках.

Блок чартер - заказчик покупает часть коммерческой емкости само­лета - блок мест (30-40 мест) на регулярном рейсе. Заказчик платит за блок в целом вне зависимости от фактического использования, т. е. занятости кресел в данном блоке.

Блок чартерные перевозки вы­годны авиакомпаниям только в пе­риод спроса, так как блок мест про­дается по цене, существенно мень­ше, чем его стоимость по нормаль­ным тарифам.

Нецелевой коммерческий чартер (нон эфинити) - группа пасса­жиров в этом случае формируется без всяких ограничительных при­знаков про профессиональной об­щности. Тур фирма - заказчик чар­тера полностью оплачивает стои­мость чартера из расчета минималь­ного количества пассажиров, рав­ного 40-50 человек.

Сплит чартер - смешанная перевозка, при которой на разных участках маршрута пассажиры перевозятся регулярными и чартерными рейсами. На сплит чартере разрешается комбинировать различ­ные группы пассажиров, следую­щие с разными целями и даже в различные конечные пункты мар­шрута.

Чартеры различаются также по условиям использования самолетов.

Разовый чартер - «туда» или «туда и обратно», когда заказчик заказы­вает чартер на определенные даты вылета, а в промежутке между чартерными рейсами авиакомпания использует этот самолет по своему усмотрению.

Тайм чартер - когда самолет фрахтуется на определенный временный период, в течение которого находится в полном распоряжении заказчика, вне зависимости от его использо­вания для перевозок. Тайм - чартер выгоден авиакомпании, получающей гарантированную плату за фрахт, и удобен заказчику, если последний нуждается в массовых перевозках на определенный период.

Чартерная цепь - это вид чарте­ра, при котором фрахтуемый само­лет прибывает в пункт начала чар­терных перевозок и из этого пункта совершает чартерные рейсы в один или несколько пунктов назначения по схеме «туда-обратно». После окончания чартерных перевозок самолет используется по усмотре­нию авиакомпании. Перегон само­лета в пункт начала чартерных пере­возок и из этого пункта заказчиком не оплачивается: эти полеты для авиакомпании являются холосты­ми прогонами или загружаются ею по своему усмотрению.

Закрытый чартер. Его особенностью является то, что за перевозку своих сотрудников полностью платит организация, покупающая чартер. Как правило, маршруты таких перевозок не входят в регулярные воздушные линии. Закрытый чартер в общем объеме чартерных рейсов занимает незначительный процент.

Целевой чартер. Это перевозка специализированных групп пассажиров, объединенных какой-либо целью: футбольные болельщики, спортсмены, летящие на крупные международные соревнования; члены профессиональных ассоциаций, участники фестивалей, паломники и т. п. Заказчиком чартера является соответствующая организация, которая частично может оплатить своим членам перевозку.

Инклюзив-тур чартер. Как правило, это перевозка туристов, организованная и оплаченная турфирмой. При этом стоимость билета включается в стоимость тура. Перелет в таком случае обходится туристам достаточно дешево, поскольку цена авиабилета при авиачартере на 30 -50 % ниже по сравнению с самыми дешевыми льготными тарифами. Инклюзив-тур чартер и целевой чартер являются наиболее распространенными видами авиаперевозок на чартерном рынке.

Блок-чартер. Этот вариант предполагает покупку заказчиком только части коммерческой емкости самолета (20 - 30 мест) на регулярном рейсе. При этом оплата осуществляется, как правило, за весь блок мест независимо от того, будут использованы все купленные места или нет. Блок-чартер используется обычно в том случае, если у турфирмы недостаточно туристов, чтобы арендовать самолет полностью. Договор на квоту мест между турфирме и перевозчиком может носить «жесткий» или «мягкий» характер При «жесткой» квоте мест фирма не имеет права отказаться с нереализованных заявленных мест, и в этом случае она несет финансовые убытки. Если договор заключен по «мягкой» схеме, то авиакомпания устанавливает предельный срок, до которого турагент может отказаться от квоты заявленных мест или ее част; При таком варианте перевозчик оставляет за собой право продажи этих мест другим своим клиентам.

Нецелевой чартер. Он представляет собой перевозку, при которой группа авиапассажиров подбирается вне зависимости от цели путешествия. Организатором такого вида перелета может быть какая-либо транспортная компания, выступающая как посредник при пассажирских перевозках из одного пункта в другой. Например, Московская туристская транспортная компания (МТТК), созданная в мае 1999 г., представляет собой крупную фирму - консолидатор, которая занимается организацией такого вида перевозок. Она предлагает услуги пользователям чартеров, сотрудничая с двумя авиакомпаниями - «Авиаэнерго» и «Пулково». При этом компания обеспечивает билетами на чартерные рейсы не только московские и региональные турфирмы, но также корпоративных и частных клиентов, путешествующих с самыми различными целями.

Сплит-чартер. Относится к наиболее сложному виду перевозки пассажиров, которая осуществляется регулярными и нерегулярными рейсами на разных участках маршрута. При этом в формируемую группу могут входить пассажиры, направляющиеся в разные конечные пункты.

Осуществление чартерного маршрута требует очень большой подготовительной работы: планирование маршрута, заполнение холостых пролетов, получение всех разрешений на воздушный коридор, обеспечение минимально допустимой стоянки в аэропорту прибытия и отправления и др.

Чартерные рейсы имеют определенную географию и ярко выраженную сезонность, т.е. авиаперевозки организуются в туристские центры. Все это должно быть хорошо спланировано: должен быть разработан специальный маршрут чартерного рейса, по возможности следует избегать холостого пролета, иметь разрешения на воздушный коридор и др.

Технологический процесс шиномонтажных работ
Пост смены колес. Автомобиль подается в зону поста смены колес, где он вывешивается на подъемнике. Гайки крепления колес отвертываются гайковертом модели И-318, колеса транспортируются в шиномонтажное отделение на тележке П-217 предназначенной для снятия и транспортировки колес. Шиномонтажное отдел...

Древняя Греция
Мечта о полёте встречается в мифах разных народов мира (например, о Дедале и Икаре в греческой мифологии, или о Пушпака Вимана в Рамаяне). Первые попытки полёта также часто связаны с идеей подражать птицам, как в мифе о Дедале его крылья из перьев и воска. Попытки строить крылья и спрыгивать из выс...

Особенности бесперегрузочных сообщений
Существуют следующие виды бесперегрузочных (интермодальных) технологий: а) паромные переправы, б) трейлерные, контрейлерные, в) контейнерные и пакетные перевозки, г) системы «река-море», ролкерные системы («Ро-Ро»), д) лихтеровозные системы, е) перевозка по железной дороге с разной шириной колеи и...

При чартерной перевозке в роли заказчика может выступать любая организация: крупное деловое объединение, туристская фирма, промышленное предприятие, учебное заведение, общественно-политическая партия и т.д. Эти организации могут фрахтовать воздушные суда для:

  • - осуществления перевозок своих сотрудников с деловыми или иными целями, для доставки туристов к местам отдыха;
  • - болельщиков в места проведения спортивных мероприятий;
  • - молодежи и школьников с целью реализации экскурсионно-развлекательных программ;
  • - верующих в центры паломничества;
  • - конгрессменов на проведение съездов и конференций и т.д.

В связи с этим в мировой практике различают ряд коммерческих разновидностей чартеров.

Закрытый чартер. Его особенностью является то, что за перевозку своих сотрудников полностью платит организация, покупающая чартер. Как правило, маршруты таких перевозок не входят в регулярные воздушные линии. Закрытый чартер в общем объеме чартерных рейсов занимает незначительный процент.

Целевой чартер. Это перевозка специализированных групп пассажиров, объединенных какой-либо целью: футбольные болельщики, спортсмены, летящие на крупные международные соревнования; члены профессиональных ассоциаций, участники фестивалей, паломники и т.п. Заказчиком.чартера является соответствующая организация, которая частично может оплатить своим членам перевозку.

Инклюзив-тур чартер. Как правило, это перевозка туристов, организованная и оплаченная турфирмой. При этом стоимость билета включается в стоимость тура. Перелет в таком случае обходится туристам достаточно дешево, поскольку цена авиабилета при авиачартере на 30 50 % ниже по сравнению с самыми дешевыми льготными тарифами. Инклюзив-тур чартер и целевой чартер являются наиболее распространенными видами авиаперевозок на чартерном рынке.

Блок-чартер. Этот вариант предполагает покупку заказчиком только части коммерческой емкости самолета (20 30 мест) на регулярном рейсе. При этом оплата осуществляется, как правило, за весь блок мест независимо от того, будут использованы все купленные места или нет. Блок-чартер используется обычно в том случае, если у турфирмы недостаточно туристов, чтобы арендовать самолет полностью. Договор на квоту мест между турфирмой и перевозчиком может носить «жесткий» или «мягкий» характер. При «жесткой» квоте мест фирма не имеет права отказаться от нереализованных заявленных мест, и в этом случае она несет финансовые убытки. Если договор заключен по «мягкой» схеме, то авиакомпания устанавливает предельный срок, до которого тур-агент может отказаться от квоты заявленных мест или ее части. При таком варианте перевозчик оставляет за собой право продажи этих мест другим своим клиентам. Блок-чартер не всегда выгоден авиакомпаниям, поскольку продажа авиабилетов в этом случае идет по более низкой цене, чем обычно. Однако в разгар сезона, когда спрос на билеты высок, перевозчики стараются не отказывать турфирмам в такой услуге.

Нецелевой чартер. Он представляет собой перевозку, при которой группа авиапассажиров подбирается вне зависимости от цели путешествия. Организатором такого вида перелета может быть какая-либо транспортная компания, выступающая как посредник при пассажирских перевозках из одного пункта в другой. Например, Московская туристская транспортная компания (МТТК), созданная в мае 1999 г., представляет собой крупную фирму-кон-солидатор, которая занимается организацией такого вида перевозок. Она предлагает услуги пользователям чартеров, сотрудничая с двумя авиакомпаниями «Авиаэнерго» и «Пулково». При этом компания обеспечивает билетами на чартерные рейсы не только московские и региональные турфирмы, но также корпоративных и частных клиентов, путешествующих с самыми различными целями.

Сплит-чартер. Относится к наиболее сложному виду перевозки пассажиров, которая осуществляется регулярными и нерегулярными рейсами на разных участках маршрута. При этом в формируемую группу могут входить пассажиры, направляющиеся в разные конечные пункты.

В зависимости от условий использования самолета чартеры можно разделить на несколько видов: разовый чартер, тайм-чартер и чартерная цепь.

При разовом чартере самолет доставляет туристов в пункт назначения и тут же улетает обратно. Если рейс запланирован «туда-обратно», то через какое-то время самолет должен прилететь за туристами, чтобы забрать их в первоначальный пункт отправления. При такой перевозке фрахтователь воздушного судна заказывает полеты на определенные даты и в эти даты авиакомпания обязана предоставить воздушное судно для выполнения чартерного рейса. В остальное время перевозчик использует этот самолет в соответствии со своими планами.

Разовые чартеры используются довольно редко, поскольку они требуют слишком больших затрат на топливо. Количество авиатоплива, необходимое для перелета, зависит от его маршрута и типа воздушного судна. Цена керосина колеблется в разных странах от 250 до 500 $ США за тонну. Естественно, закупать топливо на холостые прогоны самолета (после высадки туристов самолет летит обратно, как правило, пустым и пустым же возвращается за ними) крайне невыгодно.

Тайм-чартер предполагает фрахтование воздушного судна на определенный период времени. При этом после доставки пассажиров из одного пункта в другой самолет не улетает обратно, а остается в аэропорту прилета на все время пребывания туристов в пункте назначения. Иногда тайм-чартер называют «разовый с отстоем». Тайм-чартер выгоден заказчику в том случае, если время пребывания туристов в дестинации не слишком велико (от 1 2 дней до недели). При этом заказчик оплачивает время использования самолета, исходя из стоимости летного часа и стоимости простоя самолета, несет дополнительные расходы на стоянку воздушного судна в аэропорту, оплачивает содержание и размещение экипажа, а в некоторых случаях и издержки перевозчика за снятие лайнера с регулярного рейса. Какой вид чартерного рейса выбрать с отстоем или без, решает турфирма, исходя, главным образом, из финансовых интересов. Перевозчику же в большинстве случаев (при наличии достаточного парка машин) выгодны все разовые чартеры, так как он сразу получает гарантированную плату за всю перевозку независимо от степени загруженности рейса.

Чартерная цепь представляет собой вид чартера, при котором самолет с регулярной периодичностью совершает чартерные перевозки в один (или несколько) пунктов назначения по челночной схеме «тудаобратно». При этом одну группу туристов он отвозит, а другую забирает. Такие чартерные рейсы называют еще чартерными на регулярной основе, поскольку по своей сути они близки к регулярным перевозкам.

Организовывать чартерные цепи выгодно в сезон массовых перевозок, связанных с отдыхом туристов. При этом непроизводительными затратами являются только первый и последний рейсы воздушного судна (когда самолет возвращается пустым после доставки первой группы туристов и летит пустым за последней группой).

Расходы на холостые прогоны воздушного судна турфирма распределяет между всеми звеньями цепочки. Поэтому чем длиннее сама чартерная цепь и чаще перелеты, тем меньше будут затраты турфирмы на перевозку пустых мест и тем дешевле будет обходиться туристам перевозка. Чартерная цепь, как правило, организуется на период времени 4 5 мес. с частотой рейсов 1 2 раза в неделю, реже один раз в 1014 дней.

После окончания каждого челночного рейса чартерной цепи воздушное судно используется авиакомпанией по своему усмотрению, но к моменту совершения нового перелета оно должно быть предоставлено заказчику в аэропорт отправления. Ответственность за своевременную доставку самолета в пункт начала чартерного рейса перевозчик берет на себя, при этом перегоны лайнера могут быть холостыми или загруженными этот вопрос решает для себя сама авиакомпания. Турфирма не оплачивает перегоны воздушного судна в пункт начала перевозки и из него, но и перевозчик не обязан производить какие-либо компенсационные выплаты заказчику в случае коммерческой загрузки рейса при перегонах.

Для того чтобы просто найти и купить авиабилет на чартер, воспользуйтесь формой поиска, в противном случае читайте дальше.

Когда регулярные рейсы не справляются с поставленной перед ними задачей и огромное количество пассажиров не имеет без возможности добраться в нужное место,
на помощь приходят чартерные рейсы. Как правило, это касается курортных сезонов, когда наплыв туристов превышает возможности регулярного самолетного парка авиакомпаний.

В переводе с английского charter – это перелет на зафрахтованном самолете.
Таким образом, чартерный рейс –это рейс, не внесенный в сетку основного расписания авиационных перелетов той или иной авиакомпании.

Чтобы организовать такой нерегулярный перелет потребуется составление так называемого договора аренды между авиакомпанией, которая готова предоставить свое воздушное судно
во временное пользование, и второй стороной, в качестве которой, как правило, выступают туристические агентства.

В таком случае авиакомпания считается фрахтовщиком , а турфирма – фрахтователем .

Помимо разгрузки аэропортов на время туристического бума чартерные перевозки могут использоваться и в других целях, например, для перевозки делегации политиков или ученых на
международную конференцию. Для того, чтобы лучше разобраться с понятием чартеров, рассмотрим разновидности таких перелетов.

Виды чартерных рейсов

  • Сплит чартером называются совмещенные перелеты, которые включают в себя два отрезка пути: первая часть маршрута осуществляется регулярным рейсом, а оставшийся отрезок чартером.
    Такой принцип перелета просто необходим при транспортировке пассажиров в отдаленные или труднодоступные уголки планеты.
    Необходимость такого полета возникает тогда, когда авиакомпания не может обеспечить доставку пассажира в конечный пункт назначения из-за отсутствия регулярных рейсов или по иным причинам.
    Бывают ситуации, когда пассажиру приходится пересаживаться из самолета в самолет более двух раз , такие перевозки называются поли чартерными .
  • Чартер с отстоем представляет собой перелет, когда самолет привозит определенную группу пассажиров в пункт назначения, затем он отправляется в так называемый отстойник и ждет, пока эти же самые пассажиры не соберутся обратно.
    В таком случае фрахтователю приходится дополнительно платить еще и за аренду отстойника, но это обходится намного дешевле, чем отправка пустого самолета домой.
    Такой тип чартера используется при 7-10 дневных поездках максимум, в противном случае стоимость аренды отстойника превышает допустимые затраты и весь рейс теряет целесообразность.
  • Шаттл чартер – это, можно сказать, «маршрутное такси с крыльями», которое постоянно находится в воздухе. Такие рейсы подразумевают, что самолет, который только что привез группу пассажиров в пункт назначения, сразу же забирает следующих пассажиров. Этот круг мог бы быть бесконечным, но имеет смысл только в курортные сезоны.
    Стоимость билетов на такие перелеты обычно высокая из-за того, что первый и последний рейсы совершаются вхолостую, а это требует значительной финансовой компенсации.
  • Корпоративные чартеры не такие масштабные, как другие виды чартерных перелетов, так как они выполняются по заказу крупных фирм или организаций с целью одноразовой или многоразовой доставки группы бизнесменов на конференции,
    консилиумы или даже торжественные мероприятия. При необходимости и при наличии средств любое предприятие может заказать свой персональный корпоративный чартер.
  • VIP чартер – это эксклюзивное пользование самолетом в любые указанные
    сроки по любым направлениям, которые выбирает заказчик. Детали такого рейса всегда можно обсудить с арендодателем, однако стоимость подобных услуг в любом случае будет огромной.

Достоинства чартерных рейсов

Конечно же такие рейсы напрямую зависят от регулярных перевозок, так как осуществляются они на одних и тех же аэродромах и взлетных полосах, но чартерные рейсы отличаются некоторыми весомыми преимуществами:

  • гибкость маршрута – заключатся в том, что в большинстве случаев чартеры становятся
    едва ли не единственным возможным способом, чтобы добраться в ту или иную точку мира, например, популярные среди туристов города Турции и Греции, курортные зоны Индии и Туниса;
  • выгодные ценовые предложения – помимо удобства транспортировки пассажиров в чартерных рейсах очень сильно привлекает стоимость поездки: в основном цена билета на чартер в два или три раза меньше, чем на аналогичный перелет регулярным рейсом, к тому же так называемые “горящие” путевки могут обходиться путешественникам еще дешевле.

Недостатки чартерных рейсов

Несмотря на высокую востребованность, недостатков у таких рейсов достаточно много:

  • высокая вероятность задержки рейсов и неудобное время вылета – из-за приоритетности регулярных рейсов чартеры вынуждены искать лазейки в расписании, а эти поиски значительно усложняются различными непредвиденными ситуациями, например задержкой регулярных рейсов, более того, окна в расписании могут появиться в ночное время, что вызовет дополнительное неудобство для пассажиров;
  • вероятность отмены рейса – в отличие от регулярных
    перелетов, чартеры осуществляются только при определенном количестве пассажиров, т.е. недобор может вылиться в отмене рейса по причине финансовой нецелесообразности полета;
  • питание на борту – некоторые чартеры не предусматривают питание пассажиров,
    что в принципе может не доставлять неудобств при коротком маршруте, но может перерасти в существенную проблему при длительном перелете с детьми;
  • установленные временные рамки – некоторые пассажиры, у которых по тем или иным причинам возникла необходимость досрочного
    возврата домой, могут столкнуться с трудностями, так как подобные перелеты осуществляются только согласно турам – каждые 7, 10, 12 или больше дней;
  • никакого возврата – если вы уже оплатили билет на чартерную перевозку, но у вас возникли непредвиденные обстоятельства, которые мешают вам отправиться в эту поездку,
    не стоит ожидать возврата денежных средств.

Важно! Несмотря на то, что законодательство предусматривает денежную компенсацию за возврат билета в любом случае, в данной ситуации туроператоры страхуют себя и пользуются небольшими хитростями. По законам РФ компенсировать средства обязаны авиакомпании, но туроператоры
являются лишь посредниками, а именно с ними вы и заключаете договор, одним из пунктов которого является ваше согласие на невозврат финансов при непредвиденных обстоятельствах.

Документы, необходимые для оформления чартеров

Если Вы собираетесь приобрести авиабилет на такой рейс, то не нужно собирать целую кипу бумаг и документов, достаточно Вашего загранпаспорта при поездке за границу или паспорта РФ для внутренних путешествий по территории страны.

Чтобы забронировать перелет, пассажиру необходимо будет указать свои ФИО, гражданство и дату рождения, а также все необходимые паспортные данные (номер, серия).

Особенностью покупки билетов на чартерные рейсы является то, что получить его Вы сможете только за день до вылета при условии оплаты всей суммы. К тому же необходимо помнить, что:

  • Билет должен быть правильно оформлен и содержать все необходимые дополнения (пассажирский и полетный купоны).
  • Пассажир должен быть ознакомлен со своими правами и обязанностями, которые указаны в билете.
  • Любые исправления и повреждения билета делают его испорченным и недействительным.
  • Билет должен всегда быть при Вас, чтобы представители авиакомпании могли в любое время проверить его наличие.

Только тогда, когда все эти правила соблюдены, пассажир будет допущен на борт самолета, выполняющего чартерный рейс.

Правила возврата билета на чартерный рейс

Вернуть потраченные средства за неиспользованный билет на чартерный рейс практически невозможно. В данном случае пассажир может понадеяться только на добрую волю туристического оператора.

Заключая договор, вы самостоятельно отказываетесь от возможности вернуть свои деньги в случае отказа от полета, поэтому, если вы не до конца уверены в возможности совершения данного перелета, имеет смысл приобрести билет на регулярный рейс.

В редких случаях турфирмы возвращают определенный процент стоимости вашего билета,если им удалось в последний момент найти другого пассажира на ваше место.

Летать чартером может быть действительно выгодно, но за это приходится платить подобным риском.

Ответственность за задержку чартера

Хотя пассажиры и заключают договор на перевозку с туроператором, а не с непосредственной авиакомпанией, отвечает за задержку, отмену или другие проблемы с чартерным рейсом только авиакомпания-перевозчик.

Именно от нее зависит всё происходящее в аэропорту, а туристическое агентство в данном случае выступает в качестве посредника.

Именно поэтому со всеми претензиями и требованиями пассажиры имеют право обратиться к авиакомпании, которая должна была обеспечить им перевозку. Об этом говорится в авиационном законодательстве РФ.

Соответствующие статьи Воздушного Кодекса дают право пассажиру требовать от перевозчика любых оправданных компенсаций, независимо от того, регулярный или чартерный рейс был отменен.

Однако для получения такого права пассажир должен соблюдать все требуемые правила и иметь соответствующее документальное подтверждение.
Получается, что туроператор не предоставляет пассажиру перевозку, а играет роль поверенного в процессе получения требуемой услуги от авиакомпании. Он покупает в этой компании билет от имени пассажира.

Поэтому разбираться с причинами задержек и отмен рейсов, организовывать трансфер для пассажиров, обеспечивать их питанием и дополнительными услугами турагентства совершенно не обязаны,
а если они все-таки делают что-то подобное, то только ради улучшения своего имиджа или по доброте душевной.

Так, в случае задержки чартера действуют классические правила для авиакомпаний:

  • 5 часов задержки обязывают перевозчика обеспечить людей питанием;
  • 8 часов задержки требуют разместить пассажиров в гостиницах за счет перевозчика.

Однако если Вы приобретаете билет на перелет с пересадкой, и в процессе этого планируются длительные промежутки ожидания из-за длительной стыковки рейсов,
авиакомпания не несет за это ответственность, так как пассажир изначально сам выбрал подобный маршрут.

Страны, куда часто организуются чартеры

Как мы уже говорили, в чартерных рейсах больше всего нуждаются туристы, жаждущие посетить экзотические места, потому что других путей к ним нередко не существует.
Регулярные рейсы не могут удовлетворить сезонный поток пассажиров в жаркие страны и на тропические острова, поэтому чартерам приходится спасать ситуацию.

Среди таких стран можно назвать: Индию, Турцию, Грецию, Тунис, Таиланд, Испанию и её островные территории, Мальдивы, Сейшелы и другие экзотические уголки мира.

Как ранее отмечалось, продукция морского транспорта - это перемещение грузов и пассажиров, обусловленные общественной необходимостью. Процесс перемещения - циклический и для транспортного судна состоит из отдельных рейсов. Рейс - законченный транспортно-технологический цикл работы судна по перевозке обусловленного количества грузов и пассажиров между заданными портами. Рейс - важнейший объект организации, нормирования и анализа работы флота компании. Начало рейса - момент окончания грузовых работ и оформления грузовых документов по предыдущему рейсу; конец рейса -момент фактического окончания выгрузки и оформления грузовых документов данного рейса. Балластные переходы присоединяются к транспортным циклам, их обусловившим. Таким образом, из времени использования судна для перевозок исключается (кроме периода вывода судна из эксплуатации) «межрейсовое» время. Необходимые перерывы между рейсами (освидетельствования, ремонты) осуществляются в соответствии с планами-графиками на основании указания компании о выводе судна из эксплуатации. Рейс судна, то есть осуществление морской перевозки груза, можно рассматривать как совокупность технологических процессов, состоящих из отдельных рабочих процессов судна и портов, которые складываются, в свою очередь, из ряда операций (рис.6.1.). Для портов этот процесс рассмотрен в главе 5.


Рис.6.1. Рейс как совокупность рабочих процессов судна и порта.

Технологический процесс работы морского судна состоит из следующих основных операций и приемов:

· подача под погрузку - установление сроков постановки под погрузку в соответствии с планом перевозок, графиком движения судов и информацией порта о фактическом наличии грузов или сроков их поступлениях, оформление прихода, маневрирование на акватории порта и при постановке к причалу, швартовка;

· стоянка в порту под погрузкой - подготовка грузовых помещений и люков к приему груза, проверка транспортабельности грузов на предмет возможности приема к морской перевозке, работа грузовыми средствами судна, размещение и штивка груза в трюмах, крепление грузов, закрытие трюмов, оформление грузовых документов;

· подготовка к выходу в рейс - определение наиболее выгодных и безопасных путей следования судна, прием топлива, пресной воды, снабжение материалами, запчастями, инвентарем, продовольствием, оформление документов на отход судна из порта;

· выход из порта - подготовка к отшвартовке (буксировке), отшвартовка, отход от причала с помощью буксиров, маневрирование на акватории порта, выход из порта;

· плавание (движение) судна - включает все операции по управлению судном во время плавания. Последующие рабочие процессы - вход судна в порты выгрузки и стоянка в этих портах под выгрузкой включают операции и приемы аналогичные рассмотренным выше, которые выполняются при стоянке судна под погрузкой и выходе из порта.

К операциям, в совокупности составляющим рабочие процессы и технологический процесс работы судна, можно отнести: вход судна в порт погрузки, стоянку судна под погрузкой, движение судна в море (плавание), вход в порт выгрузки, стоянку под выгрузкой, выход из порта после выгрузки. Некоторые из указанных операций могут отсутствовать или совмещаться с другими. Возможности такого совмещения обычно учитывают при технико-экономическом нормировании технологического процесса работы судна.

Напомним, что технологический процесс работы порта складывается из таких рабочих процессов:

· прием грузов к перевозке;

· подготовка порта к приему судов;

· погрузка судов;

· подготовка порта к отходам судов;

· обеспечение отходов.

Последующие рабочие процессы: подготовка порта к приему судов для выгрузки грузов, выгрузка грузов, сдача их получателю включают аналогичные операции, что и при приеме грузов от отправителя. Суда и порты непосредственно взаимодействуют в начальной и конечной фазах транспортного процесса. Здесь кроются важнейшие резервы улучшения процесса перевозки. Следует стремиться объединять операции из технологи-ческого процесса работы судов и технологического процесса работы портов (например, операции по подготовке порта к отходу судна с операциями по подготовке судна к рейсу).

Необходимо максимально сокращать число операций в рабочих процессах морских портов, а также число несовмещенных операций в рабочих процессах судов. Для этого следует:

· развивать прямой вариант перевалки грузов (отсутствуют операции складирования и хранения груза);

· развивать контейнерные и пакетные перевозки (исключаются приемы по взвешиванию, маркировке грузов, формированию подъемов);

· развивать линейное судоходство (обеспечиваются строгая регламентация процессов по времени и их лучшая согласованность);

· добиваться максимального совмещения всех вспомогательных операций в работе судов и портов.

Продолжительность рейса судна () - важнейший эксплуатационный показатель работы морского транспорта, включает в себя ходовое () и стояночное () время судна:

Время рейса измеряется в сутках или часах.

Ходовое время судна слагается из чистого ходового времени (t чист.х), когда судно движется полным ходом (в грузу или балласте) и времени движения судна с ограниченной скоростью () при маневрах в портах, прохождении каналов и узкостей, плавании во льдах и т.п. и зависит от скорости хода судна (V) и расстояния перевозки (L):

.

Чистое ходовое время определяют делением кратчайшего расстояния, проходимого судном без длины участов движения судна с ограниченной скоростью () на техническую скорость хода, скорректированную в соответствии с установленными судоходными компаниями нормативами снижения скорости (ΔV).

.

Время движения судна с ограниченной скоростью рассчитывают в соответствии с нормативами по формуле:

Стояночное время судна слагается из времени грузовых операций () и дополнительного времени () и зависит от количества погруженного или выгруженного груза (Q), размера судна, числа и размеров грузовых помещений, производительности судового и берегового грузового оборудования, степени комплексной механизации и организации обработки судна.

.

Дополнительное время может включать в себя как вспомогательные операции (), так и время простоев судна по метеорологическим () и производственным () причинам (например, ожидания постановки судна к причалу, ожидания груза, неисправности механизмов):

.

Грузовые и вспомогательные операции нормируются по времени. Время на их производство можно планировать. Так, время стоянки судна под грузовыми операциями можно рассчитать по формуле:

где: М - нормы грузовых работ (нормы погрузки - М п и выгрузки - М в).

Нормы грузовых работ - договорные или нормативные условия, определяющие количество едениц, массы или объема груза, подлежащего погрузке или выгрузке за единицу времени (обычно час, смену или сутки). Могут быть установлены в целом для судна или на каждый его рабочий люк.

Работы по вспомогательным операциям судна совмещаются с процессом грузовых операций за исключением случаев, когда это совмещение противоречит правилам техники безопасности или невозможно по технологическим причинам, а также в случае необходимости полного или частичного прекращения грузовых операций для подготовки грузовых помещений судна (дезинфекция, дератизация, дегазация, фумигация).

К вспомогательным операциям судна относятся: перестановка от одного причала к другому; перетяжка вдоль причала; зачистка грузовых помещений; открытие и закрытие грузовых люков; осмотр и прием судов различными инспекциями перед погрузкой или выгрузкой грузов; определение и уничтожение девиации и радиодевиации; оформление грузовых документов; оформление прихода и отхода судна портом и таможней; снабжение судна топливом, водой, провизией, запасными частями. Время стоянки под вспомогательными операциями зависит от наличия баз снабжения, бункерных баз, технических возможностей порта и пр.

Простои по метеопричинам можно предполагать по климатическим справочным данным: повторяемость дождей, сильных ветров, наличием приливо-отливных явлений и пр.

Простои по производственным причинам не планируются, но их можно предполагать по опыту работы других судов в данном порту или портах данной страны.

На морском транспорте различают рейсы:

· простые;

· сложные;

· круговые.

Простой рейс - перевозка грузов между двумя портами.

Продолжительность простого рейса (рис.6.2) складывается из стояночного времени судна в порту погрузки (), времени пути между портами () и стояночного времени судна в порту выгрузки ():

.

На рис.6.2. показан также балластный переход судна в новый порт загрузки и его элементы: скорость судна в балласте - , расстояние между портами В и С - и время плавания - .

Рис. 6.2. Схема простого рейса.

Итак, за простой рейс судно перевозит Q т. груза на расстояние L миль. Оно затрачивыет суток времени, получает за работу F американских долларов дохода и несет расходы в сумме R американских долларов. Рейс обычно нормируется по времени, количеству транспортной продукции (в натуральных или финансовых показателях) и расходам.

Сложный рейс - судно перевозит грузы между несколькими портами, в каждом из которых его частично загружают или разгружают. Продолжительность рейса определяется суммированием времени погрузки и выгрузки в портах, времени перехода между ними и времени на подготовку нового рейса (рис.6.3):

где: - время стоянок судна в портах, необходимое для проведения грузовых и вспомогательных операций, связанных с отходом;

Ходовое время в пути между портами;

Время стоянок судна в портах, необходимое для проведения грузовых и вспомогательных операций, связанных с приходом.

Общее расчетное выражение для времени сложного рейса имеет вид:

где: n – количество переходов судна между портами за рейс;

m – количество погрузок судна за рейс;

p – количество выгрузок судна за рейс.