Как выглядят исторические особняки, которые занимает смольный. Дом князя С. С. Абамелек-Лазарева (по Миллионной ул.) шаг: оплатить билеты

Юлия Чеснокова, корреспондент:

Сегодня идём в гости в Комитет по спорту. Но не хоккейные коробки и спортивные площадки нас интересуют, а вот исторические интерьеры, в которых награждают олимпийцев и проводят заседании. Уверена, на Миллионной улице иначе как роскошными они быть просто не могут.

Елена Попова-Яцкевич,

Благодаря программе «Открытый город» мы с вами можем попасть в один из самых старых особняков. О нём писали в XIX веке. Это были легенды. Ну, во-первых, наши 4 колонны при входе пользовались страшной популярностью. Люди приезжали в каретах на них смотреть, будто бы это были первые колонны в частном доме.

Легенды окутывали Миллионную всегда. В имперском Петербурге - это настоящий центр аристократии. Апраксины и Шереметьевы, Юсуповы и Барятинские. Как и большинство соседей участок №22 по Миллионной за свою жизнь сменил не один десяток блистательных владельцев. Имя последнего - князя Семёна Семёновича Абамелек-Лазарева здание носит по сей день.

Елена Попова-Яцкевич, экскурсовод проекта «Открытый город»:

Почему князь Абамелек-Лазарев? Во-первых, двойные фамилии в России давались только по велению императора. Во-вторых, что такое Абамелек-Лазаревы? Фамилия нерусская. Так и оказалась. Лазаревы - потомки армян, выселенных в своё время в XVII веке на территорию Персии.

Сейчас, как и сто лет назад, главное, что поражает гостей дворца - хорошо сохранившиеся интерьеры.

Юлия Чеснокова, корреспондент:

В череде парадных залов экскурсанты незаметно для себя оказываются совсем уже и не на Миллионной. Дело в том, что особняк Абамелек-Лазаревых, как настоящая русская матрёшка, внутри состоит сразу из четырёх зданий. С балкона этого, например, открывается чудесный вид на Мойку.

Елена Попова-Яцкевич, экскурсовод проекта «Открытый город»:

Комплекс домов состоит из интересных зданий, потому что один из них является копией дома на Невском проспекте - это если смотреть на Армянскую церковь правый дом - дом 40 - это родовое гнездо Лазаревых.

Покинуть родовое гнездо Семён Семёнович Абамелек-Лазарев был вынужден после смерти отца. Старый князь завещал здание Армянской церкви. Младший Лазарев переезжает в особняк на Миллионной, приобретая вместе с ним и соседний участок на Мойке. На этом месте для него возводят дом, как две капли воды похожий, на тот, что стоит на Невском проспекте.

Юлия Чеснокова, корреспондент:

Мы попадаем с вами в самое современное здание дворца. Это адрес - набережная реки Мойки, 23. Его построили в 1914 году. И это был официально последний возведённый в дореволюционном Петербурге особняк. Из Театрального зала, в котором успели поставить лишь пару постановок, попадаем в самое красивое пространство - большой банкетный зал. Его площадь 200 кв. м.

Сейчас здесь устраивают приёмы в честь петербургских олимпийцев. Комитету по физической культуре и спорту особняк на Миллионной принадлежит уже почти 90 лет. Теперь увидеть его красоту могут не только чиновники, но и все желающие. Записаться на бесплатные общедоступные экскурсии по зданию можно на сайте проекта «Открытый город».

Участок с находившимся здесь зданиями был приобретен князем С. С. Абамелек-Лазаревым, одним из богатейших людей России, в 1911 году. Особняк, включающий в себя несколько смежных зданий, был сформирован путём перестройки прежних домов в 1913-1914 годах. Архитектором комплекса был Иван Фомин. Фасад со стороны Мойки представляет собой яркий образец неоклассицизма. Хорошо сохранились интерьеры особняка, также решенные в неоклассическом стиле.

Участок (на котором ныне расположены дома наб. р. Мойки, 21-23 — ул. Миллионная, 22-24) с находившимся здесь зданиями был приобретен князем Абамелек-Лазаре в 1911 году.

Семен Семенович Абамелек-Лазарев (1851-1916) — князь Абамелек — крупный российский промышленник конца 19 — начала 20 века. Был владельцем Чёрмозского частновладельческого горнозаводского округа, наследник и последний представитель промышленного рода Лазаревых и князей Абамелек-Лазаревых. К началу Первой мировой войны — один из богатейших людей России. Почетный опекун Лазаревского института восточных языков и председатель Совета московских армянских церквей. Шталмейстер двора Е. И. В. Археолог-любитель (участник археологических раскопок в Сирии), автор многочисленных сочинений на различные темы.

В 1913 году было начато строительство особняка. Автором проекта князь выбрал популярного, молодого архитектор Ивана Фомина. Строительство особняка велось с 1913 по 1914 годы. Был перестроен комплекс смежных зданий, а дом номер 23 по набережной Мойки был выстроен заново на месте снесённого строения.

Ранее на этом месте располагались дома Ф. А. Апраксина, возведенные в 1730-е годы и перестроенные в 1770-х и 1830-х годах. Автор этих построек неизвестен.

Cтоит отметить, что здания по адресу: наб. р. Мойки 21 — ул. Миллионная, 22 в 1907—1913 годах перестраивались архитектором Е. С. Воротиловым.

До 1910 С. С. Абамелек-Лазарев жил в доме Армянской церкви на Невском проспекте, 40, затем переехал в собственный дом на наб. р. Мойки, 21-23 - Миллионной ул., 22-24.

В 1914 году князем Абамелек-Лазаревым также были куплены два смежных дома по наб. р. Мойки 25 — ул. Миллионная, 26. Весь комплекс из трёх зданий оценивался в 1.4 млн руб.

Кроме особняка князю С. С. Абамелек-Лазарев принадлежали доходные дома на: ул. Итальянской, 11, ул. Боровой, 5, ул. Моховой, 17, ул. Николаевской (ныне Марата), 55, ул. Сергиевской (ныне Чайковского), 77.

После революции 1917 года особняк князя Абамелек-Лазарева был национализирован. Здесь разместилось испанское посольство, затем Управление уголовного розыска. Позднее комплекс зданий был передан для размещения Дома мастеров спорта.

Архитектура

Фасад со стороны Мойки представляет собой яркий пример архитектуры неоклассицизма. Архитектор Иван Фомин отразил в строгом решении фасада увлечение творчеством итальянского зодчего 16 века Андреа Палладио , применив так называемый колоссальный ордер (на высоту двух этажей поднимаются коринфские хорошо прорисованные пилястры). Примечательны изящные медальоны над окнами второго этажа.

В интерьерах особняка, также решенных в неоклассическом стиле, особый интерес представляют: вестибюль с колоннами и пилястрами тяжелых пропорций, столовый зал с ионическими колоннами из искусственного мрамора и театральный зал с коринфскими пилястрами. Залы имеют живописные плафоны и тонко профилированные обрамления резных дверей.

Литература и источники

1. Архитектурный путеводитель по Ленинграду. А. А. Боровков и др. Москва: Стройиздат, 1971. - С. 118.

Было построено в начале XVIII века для вице-адмирала Мартына Петровича Госслера. С января 1727 года он был директором петербургской Адмиралтейской конторы. Дом Госслера сгорел в 1736 году при пожаре в Морской слободе, который уничтожил все строения в округе.

В 1736-1737 годах архитектором Г. Крафтом здесь был построен новый каменный особняк для графа Фёдора Андреевича Апраксина, племянника адмирала Ф. М. Апраксина. Дом был построен в формах позднего петровского барокко. Изначально слева от особняка располагались ворота. Супругой Ф. А. Апраксина была графиня Александра Михайловна Шереметева, внучка фельдмаршала Б. П. Шереметева.

Краевед В. Измозик в книге "Миллионная улица" пишет о том, что следующим владельцем особняка стал Густав Бирон, брат фаворита императрицы Анны Иоанновны. В середине XVIII века участком владел архитектор Г. Крафт. Историк Г. Зуев в книге "Течёт река Мойка" при перечислении хозяев участка не упоминает Бирона и Крафта . Он утверждает, что после смерти Ф. А. Апраксина территория отошла его сыну Александру Фёдоровичу Апраксину, который в 1773 году продал его камер-юнкеру Василию Семёновичу Васильчикову.

При В. С. Васильчикове главное усадебное здание перестраивалось по проекту Антонио Ринальди (предположительно). Именно тогда вместо крытого крыльца здесь появился мраморный четырёхколонный портик. Стены гладко оштукатурили, после чего дом приобрёл существующий сейчас облик. Владелец особняка был женат на дочери графа К. Г. Разумовского Анне.

Васильчиковым в 1776 году участок был продан бывшей жене герцога Петра Бирона Евдокии Борисовне. Та через два года скончалась, территория перешла во владение её брату князю Н. Б. Юсупову. Ещё через три года князь продал особняк со всей обстановкой за 45 000 рублей княгине Екатерине Петровне Барятинской. От неё в 1789 году дом достался сенатору А. И. Дивову.

В 1795 году дом Дивова был куплен казной. Екатерина II подарила его младшему из братьев Зубовых - Валерию. Через три года участок был в руках княгини Марии Григорьевны Голицыной. В 1802 году дом №22 перешёл во владение графа Виктора Павловича Кочубея, который с этого времени возглавлял ведомство внутренних дел. В последующие годы он был членом Государственного совета, руководителем ряда других государственных учреждений. После отставки в 1807 году Кочубей продал особняк князю Василию Васильевичу Долгорукому. Тот спустя 10 лет продал его князю Алексею Борисовичу Куракину. В 1820-х годах в доме Куракина жил посол Великобритании.

В 1822-1872 годах домом №22 владел князь Александр Михайлович Потёмкин. Он жил в квартире №3. При нём в здании находилась домовая церковь Сретения Господня. Атлас Н. Цылова показывает, что к 1849 году корпус со стороны Мойки имел четыре этажа. Благодаря супруге Потёмкина Татьяне Борисовне дом на Миллионной улице стал одним из центров благотворительности. После Потёмкина участок принадлежал графу Николаю Павловичу Игнатьеву, который в 1881-1882 годах был министром внутренних дел.

Следующим владельцем особняка в 1904 году стал князь Семён Семёнович Абамелек-Лазарев. Одновременно с этим участком он выкупил и соседний участок дома №23 на набережной Мойки. Со зданием на Миллионной улице они связаны переходами через дворовые флигели. Князь выкупил этот особняк после того, как был вынужден по условию завещания отца покинуть свой дом на Невском проспекте (№). Он переходил во владение Армянской церкви. Часть здания, выходящая на реку Мойку (дом №21), по проекту Е. С. Воротилова в 1907-1909 годах была основательно перестроена. По всей видимости её новый облик напоминал новому владельцу тот самый дом на Невском, откуда он переехал. Вопрос о возможности использовать для отделки нового дома Абамелек-Лазарева предметов из дома №40 на Невском проспекте обсуждалась 30 апреля 1908 года на совете церковной армянской епархии Санкт-Петербурга. Интересы князя представлял архитектор А. И. Таманов. Совет постановил:

"Исходя из внимания и глубокого уважения к старинной славной фамилии Лазаревых следует уважить желание представителя князя Абамелек-Лазарева - архитектора А. И. Таманова, ибо предметы из интерьеров жилых помещений княжеского дома представляют для него особый интерес как память о предках. Что же касается вопроса о возможном возмещении деньгами за взятые предметы, то Совет считает для себя неудобным переводить дорогие для князя предметы на деньги и решил предложить ему заменить взятые предметы" [Цит. по: 2, с. 357].

К протоколу Совета был приложен реестр переносимых предметов:

"1. Паркетный инкрустированный пол из столовой - 15 кв. сажень. 2. Паркетный пол разноцветного дерева из кабинета - 21 кв. сажень. 3. Лепные карнизы с модульонами из кабинета и столовой - 35 пог. сажень. 4. Круглые изразцовые печи из столовой. 5. Камин с зеркалом - терракотовый из столовой. 6. Семь дверей соснового дерева с резьбой на филёнках с лепными наличниками и сандриками..." [Там же].

Кроме всего прочего в новый княжеский дом были перенесены балконная решётка, оконные рамы, дверные и оконные проёмы и прочие детали. Ремонт в доме на Невском проспекте С. С. Абамелек-Лазарев выполнил за свой счёт. Архитектору Таманову даже пришлось умерить пыл заказчика, который собирался оставить лишь пустую коробку здания на Невском проспекте. Он предложил оборудовать его точными копиями вывозимых предметов, настаивал на обязательном их предварительном фотографировании.

С. С. Абамелек-Лазарев переехал в дом на Миллионной улице в 1910 году. По случаю переезда 19 января был устроен пышный раут для 250 гостей, о чём сообщили петербургские газеты. Журнал "Столица и усадьба" в 1915 году так описывал интерьеры особняка:

"Главную достопримечательность старого дома графа Апраксина представляет собой великолепный вестибюль и лестница. Смело и легко вьются к верху ступени, от передней площадки, украшенной громадным зеркалом, расходящиеся в разные стороны. Прекрасный лёгкий потолок полукружием сообщает всей этой лестнице большую нарядность и стильность. На площадках стоят огромной величины белые с золотом торшеры, нарисованные Росси для Михайловского дворца. Прямо с лестницы вы попадаете в большую залу с красивой лепной работой нежных тонов. Здесь, как во всём доме, превосходный паркет. Направо и налево от этой залы, окнами на Миллионную, лежит ряд гостиных, кончающихся с одной стороны угловой спальней и с другой - большой гостиной с великолепными фламандскими шпалерами по стенам. Во всех комнатах вы найдёте превосходную старинную бронзу, мрамор, фарфор, семейные портреты кисти известных художников. В зале возвышаются с полу четыре более чем в рост человека бронзовые канделябры Томира. На стенах два громадных гобелена, представляющие историю Тамерлана и Баязета, исполненные в XVIII веке в Брюсселе. Старый дом заканчивается длинной, светлой столовой" [Цит. по: 2, с. 358, 359].

В 1911 году Абамелек-Лазарев выкупил соседний дом № по Миллионной улице, в 1913-1915 годах был перестроен и он. Фасад дома №22 стал шире на два окна. Дом №24 был дополнен въездными воротами, в нём провели перепланировку. В те же годы архитектор И. А. Фомин перестроил дом №23 на набережной Мойки. После смерти в 1916 году С. С. Абамелек-Лазарева и до революции 1917 года домом владели его наследники.

В 1920-1925 годах эти здания арендовал Пушкинский дом для размещения части фондов и организации выставок. В 1927 году дом №22 был передан Центральному дому работников физической культуры, а в 1933 году здесь стал работать Комитет по физической культуре и спорту.

Жители Петрограда хорошо знают оригинальный фасад двухэтажного дома, помещающегося на Миллионной, сейчас за углом Мошкова переулка. На фоне темно-бурых стен красиво выделяется портик с колоннами темно-серого мрамора, по-видимому греческого чипполино, с острова Евбеи. История этого старого дома, носящего по Миллионной номер 22, такова. Он построен в тридцатых годах восемнадцатого столетия и принадлежал генералу Бирону, брату известного временщика Анны Иоанновн, затем перешел в руки графа Апраксина, который им владел до 1794 г. Следующие владельцы были последовательно граф Кочубей и князь Куракин. С 1822 по 1874 г. домом владел Потемкин, бывший петроградским губернатором, предводителем дворянства и мужем гораздо более известной, чем он сам, своим влиянием при дворе, своей добротой и участием в делах церкви и благотворения Татьяны Борисовны Потемкиной, рожденной княжны Голицыной. С 1874 по 1903 г. домом владел известный государственный деятель граф Николай Павлович Игнатьев и, наконец, в 1903 г. его приобрел нынешний владелец.

Нынешний князь Абамелек-Лазарев вырос в доме армянской церкви на Невском . Этот дом по воспоминаниям детства был столь дорог князю, что когда он решил к своему особняку на Миллионной пристроить новый обширный дом по Мойке, то он в этом новом доме своем воспроизвел точную копию двух зал старого армянского дома архитектора Фельтена и придал фасаду этого дома (Мойка, 21) вид схожий с домом армянской церкви на Невском, 40 . Мало того из дома на Невском князь перенес во вновь выстроенный дом на Мойке шесть фигурных печей и двери. Копия этих двух зал получилась совершенная и точнейшая. Две из этих печей монументальны и представляют собой подражание известному памятнику Лизикрата в Афинах.

Теперь оба дома соединены в один так, что человек не посвященный ни когда бы не догадался о том, что это два совершенно разных, связанных между собой дома.

Главную достопримечательность старого бироновского дома представляет собой великолепный вестибюль и лестница. Смело и легко вьются вверх ступени, от последней площадки, украшенной громадным зеркалом, расходящиеся в разные стороны. Прекрасный, легкий потолок полукружьем сообщает всей этой лестнице большую нарядность и стильность. На площадках стоят громадной величины белые с золотом торшеры, нарисованные Росси для михайловского дворца. Что ныне музей Императора Александра III. Прямо с лестницы вы попадаете в большую белую залу с красивой лепной работой нежных тонов. Здесь как и во всем доме превосходный паркет. Направо и налево от этой залы окнами на миллионную лежит ряд гостиных, кончающихся с одной стороны угловой спальней и с другой большой гостиной, с великолепными фламандскими шпалерами по стенам. Во всех комнатах вы найдете превосходную старинную бронзу, мрамор, фарфор, семейные портреты кисти известных художников. В зале возвышаются с полу четыре колоссальные, более чем в рост человека канделябры Томира. На стенах два громадных гобелена представляющих историю Тамерлана и Баязета, исполненные в XVII в. в Брюсселе.

Старый дом заканчивается длинной белой столовой, а затем вы переходите в новую постройку. Соединением служит оригинальный овальный переход, в котором помещены четыре прелестные картины масляными красками, изображающие четырех молодых женщин кисти Боде, ученика Ван-Лоо. Боде расписывал Сансуси для Фридриха Великого. Прилегающее к новому дому стиля Фельтена, здание домашнего театра выстроено в последние два года по плану архитектора А. И. Фомина. Как жилой дом с Мойки , так и театральный зал , выходящий на Мойку, имеют два отдельных входа с этой набережной.

Двери достопримечательностей открыли в честь Международного дня охраны памятников и исторических мест.

18 апреля, в Международный день всемирного наследия, двери памятников архитектуры должны быть открыты для гостей, и неважно, кто в них обитает. Как показал опрос «Карповки», мало кто из петербуржцев в курсе своего права на осмотр обычно закрытых достопримечательностей. Это решил исправить уполномоченный по правам человека в Петербурге Александр Шишлов, который «Культпоход» - экскурсию по двум старинным зданиям. В обычные дни особняк Абамелек-Лазаревых и Дом жилого страхового общества «Саламандра» недоступны для горожан - в них обитают три комитета Смольного. Памятники архитектуры посетила «Карповка» и выяснила, что осталось от хозяев из позапрошлого века и в каких условиях работают три городских ведомства.

Особняк Абамелек-Лазаревых

Где: Миллионная, 22
Занимает: комитет по физической культуре и спорту Санкт-Петербурга

Первым владельцем особняка на будущей Миллионной, а тогда Немецкой, улице был брат известного генерал-адмирала графа Апраксина.

Парадная лестница

После смерти нового хозяина пошла длинная череда смены хозяев участков и дома. Здание неоднократно перестраивалось в угоду новым архитектурным вкусам или из утилитарных соображений. Последними владельцами стали князья Абамелек-Лазаревы.

Этот род был сказочно богат. Они унаследовали огромное состояние от грузинских царей и итальянских князей. Кроме того, Семен Семенович Абамелек-Лазарев, хозяин дома, владел пермским имением - участком на Урале с огромными залежами металла и металлургическими заводами.

Еще до покупки особняка на Миллионной семья Абамелек-Лазаревых владела виллами в Риме, Флоренции, особняком в Нижнем Новгороде и домом на Невском проспекте, 40, при Армянской церкви. Последнее здание должно было перейти армянской общине после смерти отца Семена Семеновича, поэтому сыну пришлось купить особняк возле Дворцовой площади. Но окончательно расставаться со своим богатым гнездышком предприниматель не спешил.

Дом на Невском был наполнен многочисленными сокровищами и произведениями искусства. Когда Семен Семенович переезжал на Миллионную, он попросил у совета армянской церкви разрешения взять некоторые предметы в память о семье. Получив его, князь перевез паркеты, двери, оконные рамы, печи, лепные карнизы, а также большинство картин, скульптуру и зеркала.

Египетский зал. Здесь снимали фильм «Эзоп» (1981)

Когда его насилу остановили, новосел потребовал при перестройке возвести в особняке на Миллионной точные копии некоторых комнат дома на Невском. По просьбе Семена Семеновича в доме построили домашний театр. Его закончили в 1915 году, поэтому воспользоваться им успели всего несколько раз.

Домашний театр

Интерьеры сохранились в очень «бюджетном» варианте. На момент революции обстановка была гораздо богаче. Исчезла и весьма богатая художественная коллекция, которая была у князей Абамелек-Лазаревых. От прошлых хозяев остались паркет в некоторых залах, несколько дубовых дверей, пара стульев и стол.

Дверь из парадного зала в театр

Семен Семенович скоропостижно скончался в Кисловодске за пять месяцев до отречения от престола Николая II. Вдова Мария Павловна эмигрировала и прожила за границей до 1958 года.

Парадный зал

После 1917 года дом переходил от одной организации к другой. Здесь обитал успешный зубоврачебный институт с самым крупным в стране профильным музеем. В 1924 году деньги на содержание учреждения закончились, и его закрыли. Особняк стал центральным домом работников физкультуры в 1927 году, а с 1933 года сюда вселился комитет по физической культуре и спорту, который обитает в нем и сейчас.

Дом жилого страхового общества «Саламандра»

Где: Караванная, 9
Занимают: комитет по благоустройству и комитет по развитию транспортной инфраструктуры

Внутренний двор

Доходный дом строили в 1906–1911 годах. Проект разрабатывал архитектор Пель, который умер как раз в начале строительства. За более чем сто лет в здании практически не осталось «приветов» из прошлого. Весь дом поделен на небольшие части, которые находятся под охраной или не представляют ценности для поколений. Сохранились несколько лестниц, мозаика на полу, эркер второго этажа и арка с крестовыми сводами во внутреннем дворе. Остальное пространство поглотил «евроремонт» из бежевых стен, плитки и пластиковых окон.

Гостям предлагают пройти по главной лестнице, одной из местных достопримечательностей. На площадках парадной пол покрывает мозаичная плитка - тоже предмет охраны. Самая главная гордость комитета по благоустройству - металлическая лестница, которую отлили на известном чугунолитейном заводе Сан-Галли. По ней чиновники регулярно поднимаются на шестой этаж: лифта в этой части здания нет. В здании есть и винтовая металлическая лестница, которая также выглядит чужой в офисных интерьерах.

Вход в КРТИ

В части дома, которую занимает комитет по развитию транспортной инфраструктуры, богатство также невелико: фасад, входное крыльцо, балкон, крестовые своды потолка, лестничные пролеты с металлическими перилами, покрашенными зеленой краской. Ни одно помещение ведомства не охраняется - от прошлого века здесь ничего не осталось.

P.S.

В 2014 году ЗАО «ВТБ-девелопмент» открыл первые два бизнес центра комплекса «Невская ратуша». Изначально планировалось, что в ее основное здание на углу Новгородской улицы и Дегтярного переулка переедут все комитеты Смольного. Покинутые чиновниками исторические здания хотели продать с торгов.

После прихода в Смольный Георгия Полтавченко судьба проекта оказалась под вопросом. Звучали предложения приспособить «Невскую ратушу» под иные нужды, в частности, под Дворец творчества юных или для чиновников Ленобласти.

В конце сентября 2012 года исполняющий обязанности председателя комитета по инвестициям и стратегическим проектам Олег Лысков сообщил, что снова рассматривается идея переезда части комитетов Смольного в «Невскую ратушу». Чиновник добавил, что уже есть предварительный список комитетов, которые целесообразно перевести первыми, так как их здания можно продать быстрее всего. За счет продажи старых площадей планировалось выкупать у «ВТБ-девелопмента» помещения в новом здании.

Ксения Нестерова