Как коротко рассказать ребенку об устройстве вулканов. План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: Загадочные вулканы. Какой формы бывают вулканы

Вулканы - это геологические образования на поверхности земной коры или коры другой планеты, где магма выходит на поверхность, образуя лаву, вулканические газы, камни (вулканические бомбы) и пирокластические потоки.

Слово «вулкан» пришло от древнеримской мифологии и происходит от имени древнеримского бога огня Вулкана.

Наука, изучающая вулканы, - вулканология, геоморфология.

Вулканы классифицируются по форме (щитовидные, стратовулканы, шлаковые конусы, купольные), активности (действующие, спящие, потухшие), местонахождению (наземные, подводные, подледниковые) и др.

Вулканическая активность

Вулканы делятся в зависимости от степени вулканической активности на действующие, спящие, потухшие и дремлющие. Действующим вулканом принято считать вулкан, извергавшийся в исторический период времени или в голоцене. Понятие активный достаточно неточное, так как вулкан, имеющий действующие фумаролы, некоторые учёные относят к активным, а некоторые к потухшим. Спящими считаются недействующие вулканы, на которых возможны извержения, а потухшими - на которых они маловероятны.

Вместе с тем, среди вулканологов нет единого мнения, как определить активный вулкан. Период активности вулкана может продолжаться от нескольких месяцев до нескольких миллионов лет. Многие вулканы проявляли вулканическую активность несколько десятков тысяч лет назад, но в настоящее время не считаются действующими.

Астрофизики, в историческом аспекте, считают, что вулканическая активность, вызванная, в свою очередь, приливным воздействием других небесных тел, может способствовать появлению жизни. В частности, именно вулканы внесли вклад в формирование земной атмосферы и гидросферы, выбросив значительное количество углекислого газа и водяного пара. Учёные также отмечают, что слишком активный вулканизм, как например, на спутнике Юпитера Ио, может сделать поверхность планеты непригодной для жизни. В то же время слабая тектоническая активность ведёт к исчезновению углекислого газа и стерилизации планеты. «Эти два случая представляют собой потенциальные границы обитаемости планет и существуют наряду с традиционными параметрами зон жизни для систем маломассивных звезд главной последовательности», - пишут учёные.

Типы вулканических построек

В общем виде вулканы подразделяются на линейные и центральные, однако это деление условно, так как большинство вулканов приурочены к линейным тектоническим нарушениям (разломам) в земной коре.

Линейные вулканы или вулканы трещинного типа, обладают протяжёнными подводящими каналами, связанными с глубоким расколом коры. Как правило, из таких трещин изливается базальтовая жидкая магма, которая растекаясь в стороны, образует крупные лавовые покровы. Вдоль трещин возникают пологие валы разбрызгивания, широкие плоские конусы, лавовые поля. Если магма имеет более кислый состав (более высокое содержание диоксида кремния в расплаве), образуются линейные экструзивные валы и массивы. Когда происходят взрывные извержения, то могут возникать эксплозивные рвы протяжённостью в десятки километров.

Формы вулканов центрального типа зависят от состава и вязкости магмы. Горячие и легкоподвижные базальтовые магмы создают обширные и плоские щитовые вулканы (Мауна-Лоа, Гавайские острова). Если вулкан периодически извергает то лаву, то пирокластический материал, возникает конусовидная слоистая постройка, стратовулкан. Склоны такого вулкана обычно покрыты глубокими радиальными оврагами - барранкосами. Вулканы центрального типа могут быть чисто лавовыми, либо образованными только вулканическими продуктами - вулканическими шлаками, туфами и т. п. образованиями, либо быть смешанными - стратовулканами.

Различают моногенные и полигенные вулканы. Первые возникли в результате однократного извержения, вторые - многократных извержений. Вязкая, кислая по составу, низкотемпературная магма, выдавливаясь из жерла, образует экструзивные купола (игла Монтань-Пеле, 1902 г.).

Кроме кальдер существуют и крупные отрицательные формы рельефа, связанные с прогибанием под воздействием веса извергнувшегося вулканического материала и дефицитом давления на глубине, возникшим при разгрузке магматического очага. Такие структуры называются вулканотектоническими впадинами,депрессиями. Вулканотектонические впадины распространены очень широко и часто сопровождают образование мощных толщ игнимбритов - вулканических пород кислого состава, имеющих различный генезис. Они бывают лавовыми или образованными спёкшимися или сваренными туфами. Для них характерны линзовидные обособления вулканического стекла, пемзы, лавы, называемых фьямме и туфовая или тофовидная структура основной массы. Как правило, крупные объёмы игнимбритов связаны с неглубоко залегающими магматическими очагами, сформировавшимися за счёт плавления и замещения вмещающих пород. Отрицательные формы рельефа , связанные с вулканами центрального типа, представлены кальдерами - крупными провалами округлой формы, диаметром в несколько километров.

Классификация вулканов по форме

Форма вулкана зависит от состава извергаемой им лавы; обычно рассматривают пять типов вулканов:

  • Щитовидные вулканы, или «щитовые вулканы». Образуются в результате многократных выбросов жидкой лавы. Эта форма характерна для вулканов, извергающих базальтовую лаву низкой вязкости: она длительное время вытекает как из центрального жерла, так и из боковых кратеров вулкана. Лава равномерно растекается на многие километры; постепенно из этих наслоений формируется широкий «щит» с пологими краями. Пример - вулкан Мауна-Лоа на Гавайях, где лава стекает прямо в океан ; его высота от подножия на дне океана составляет примерно десять километров (при этом подводное основание вулкана имеет длину 120 км и ширину 50 км).
  • Шлаковые конусы. При извержении таких вулканов крупные фрагменты пористых шлаков нагромождаются вокруг кратера слоями в форме конуса, а мелкие фрагменты формируют у подножия покатые склоны; с каждым извержением вулкан становится всё выше. Это - самый распространённый тип вулканов на суше. В высоту они - не больше нескольких сотен метров. Пример - вулкан Плоский Толбачик на Камчатке, который взорвался в декабре 2012 года.
  • Стратовулканы, или «слоистые вулканы». Периодически извергают лаву (вязкую и густую, быстро застывающую) и пирокластическое вещество - смесь горячего газа, пепла и раскалённых камней; в результате отложения на их конусе (остром, с вогнутыми склонами) чередуются. Лава таких вулканов вытекает также из трещин, застывая на склонах в виде ребристых коридоров, которые служат опорой вулкана. Примеры - Этна, Везувий, Фудзияма.
  • Купольные вулканы. Образуются, когда вязкая гранитная магма, поднимаясь из недр вулкана, не может стечь по склонам и застывает вверху, образуя купол. Она закупоривает его жерло, как пробка, которую со временем вышибают накопившиеся под куполом газы. Такой купол формируется сейчас над кратером вулкана Сент-Хеленс на северо-западе США, образовавшегося при извержении 1980 г.
  • Сложные (смешанные, составные) вулканы.

Извержение вулкана

Извержения вулканов относятся к геологическим чрезвычайным ситуациям, которые могут привести к стихийным бедствиям. Процесс извержения может длиться от нескольких часов до многих лет. Среди различных классификаций выделяются общие типы извержений:

  • Гавайский тип - выбросы жидкой базальтовой лавы, часто образуются лавовые озёра, должны напоминать палящие тучи или раскалённые лавины.
  • Гидроэксплозивный тип - извержения, происходящие в мелководных условиях океанов и морей, отличаются образованием большого количества пара, возникающего при контакте раскалённой магмы и морской воды.

Поствулканические явления

После извержений, когда активность вулкана либо прекращается навсегда, либо он «дремлет» в течение тысяч лет, на самом вулкане и его окрестностях сохраняются процессы, связанные с остыванием магматического очага и называемые поствулканическими. К ним относят фумаролы, термы, гейзеры.

Во время извержений иногда происходит обрушение вулканического сооружения с образованием кальдеры - крупной впадины диаметром до 16 км и глубиной до 1000 м. При подъеме магмы внешнее давление ослабевает, связанные с ней газы и жидкие продукты вырываются на поверхность, и происходит извержение вулкана. Если на поверхность выносятся древние горные породы, а не магма, и среди газов преобладает водяной пар, образовавшийся при нагревании подземных вод, то такое извержение называют фреатическим.

Поднявшаяся к земной поверхности лава не всегда на эту поверхность выходит. Она лишь поднимает слои осадочных пород и застывает в виде компактного тела (лакколита), образуя своеобразную систему невысоких гор. В Германии к таким системами относятся области Рён и Эйфель. На последней наблюдается и другое поствулканическое явление в виде озёр, заполняющих кратеры бывших вулканов, которым не удалось сформировать характерный вулканический конус (так называемые маары).

Источники тепла

Одной из нерешённых проблем проявления вулканической активности является определение источника тепла, необходимого для локального плавления базальтового слоя или мантии. Такое плавление должно быть узколокализованным, поскольку прохождение сейсмических волн показывает, что кора и верхняя мантия обычно находятся в твёрдом состоянии. Более того, тепловой энергии должно быть достаточно для плавления огромных объёмов твёрдого материала. Например, в США в бассейне реки Колумбия (штаты Вашингтон и Орегон) объём базальтов более 820 тыс. км³; такие же крупные толщи базальтов встречаются в Аргентине (Патагония), Индии (плато Декан) и ЮАР (возвышенность Большое Кару). В настоящее время существуют три гипотезы. Одни геологи считают, что плавление обусловлено локальными высокими концентрациями радиоактивных элементов, но такие концентрации в природе кажутся маловероятными; другие предполагают, что тектонические нарушения в форме сдвигов и разломов сопровождаются выделением тепловой энергии. Существует ещё одна точка зрения, согласно которой верхняя мантия в условиях высоких давлений находится в твёрдом состоянии, а когда вследствие трещинообразования давление падает, она плавится и по трещинам происходит излияние жидкой лавы.

Районы вулканической активности

Основные районы вулканической активности - Южная Америка , Центральная Америка, Ява, Меланезия, Японские острова, Курильские острова, Камчатка, северо-западная часть США, Аляска, Гавайские острова, Алеутские острова, Исландия, Атлантический океан .

Грязевые вулканы

Грязевые вулканы - небольшие вулканы, через которые на поверхность выходит не магма, а жидкая грязь и газы из земной коры. Грязевые вулканы намного меньше по размерам, чем обыкновенные. Грязь, как правило, выходит на поверхность холодной, но газы, извергаемые грязевыми вулканами, часто содержат метан и могут загореться во время извержения, создавая картину, похожую на извержение обыкновенного вулкана в миниатюре.

В нашей стране грязевые вулканы более всего распространены на Таманском полуострове, встречаются также в Сибири, около Каспийского моря и на Камчатке. На территории других стран СНГ грязевых вулканов больше всего в Азербайджане, имеются они в Грузии и в Крыму.

Вулканы на других планетах

Вулканы в культуре

  • Картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи»;
  • Кинофильмы «Вулкан», «Пик Данте» и сцена из фильма «2012».
  • Вулкан близ ледника Эйяфьядлайёкюдль в Исландии во время своего извержения стал героем огромного числа юмористических программ, сюжетов теленовостей, сводок и народного творчества, обсуждающего события в мире.

(Visited 1 733 times, 1 visits today)

География для самых маленьких.
Вулканы.
1.Расскажите ребенку легенду про древнего бога Вулкана (в Др.Риме) или Гефеста (в Др.Греции):

В Древней Греции власть над вулканами принадлежала богу по имени Гефест - огонь. Странный это был бог: некрасивый, хромоногий. Но зато очень трудолюбивый и сильный. Гефест сумел подчинить себе огонь. Он первым начал ковать оружие и делать украшения. А потом научил этому людей. И если над вулканом появлялся пар и огонь, значит Гефест принялся за работу. Древние Римляне дали этому богу имя Вулкан. Оно тоже означает огонь. И дом его получил название вулкан.

Жил на свете бог по имени Вулкан. Нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжёлым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда вулкан работал, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от горы, чтобы не спалило огнём их жилища, не засыпало пеплом их сады и поля. Говорят с тех пор, все огнедышащие горы стали называть вулканами.

Задание:
Посмотрите вместе с ребенком картинки с изображением вулканов. Обратите внимания, что на вид обычная гора, но внутри нее есть очень горячая жидкость – магма, и пока магма живет в своем домике, вулкан считается спящим, а это та же самая гора только с извергающейся из нее магмой, огнем, дымом – это действующий вулкан. Посмотрите, какой формы вулкан, на что он похож? (на конус, пирамиду). А на что похожа верхняя часть? (на большую яму, воронку и называется кратер)
Посмотрите презентацию Огнедышащие горы http://depositfiles.com/files/19ciup3u2

2.Прочитайте стихотворение про вулканы:
Вулканы начали "вулканить" -
Из жерла лаву извергать.
По склонам лава потекла
И Землю сильно обожгла.
Спустя века закашлял злой
Вулкан и пеплом, и золой.
Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид!
Но вот он начал уставать -
Огонь в нём начал угасать.
Последний раз огнём дыхнул -
И на десятки лет уснул.
Пройдут века...
И вновь вулкан проснётся,
И лава из нутра его польётся.

3.Сделайте вместе с ребенком вулкан
1.Возьмем бумагу, ножницы, скотч, циркуль, линейку
2.Вырежьте большой круг
3.Разрежем пополам
4.Скрепим края сегмента, чтобы получился конус
5.Из бумажного цилиндра (можно использовать основу от бумажных полотенец или фольги) сделать жерло вулкана и закрепить его на поверхность (картон, коробка от конфет и т.д.)
6.Надеть конус на цилиндр, закрепить
7.Обклеить всю конструкцию скотчем (бумажным) и покрыть клеем
8.Обсыпать разноцветным песком, крупами
9.Раскрасить вулкан
10.Извержение: 1 ч.л. соды, немного красной сухой краски и 5 капель моющей жидкости, 5 капель уксуса.
Есть еще такой вариант создания вулкана http://subscribe.ru/archive/home.child.toy/200711/30134924.html

4.Расскажите, что разные вулканы извергаются по-разному. Иногда они как- будто взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромный столб дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь обсыпает склоны гор. А бывает, лава вытекает «спокойно» . У нас в стране есть много вулканов. Почти все они находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах.
Задание:
Попробуйте найти с ребенком на карте, где расположены вулканы у нас в стране и в мире, каким цветом они обозначены.
Посмотрите фотографии разных вулканов и почитайте интересные факты про них
o 10 самых опасных вулканов планеты - http://www.geo-cafe.ru/Reviews/Articles/review350.php
o Интересные факты о вулканах - http://katya.gorod.tomsk.ru/index-1163550018.php
o Прогулка по вулканам Южной и Северной Америки - http://www.geo-cafe.ru/Reviews/Articles/review154.php

5.Объясните малышу, почему вообще происходит извержение вулкана с помощью опыта:
Надуйте и слегка сожмите в кулаке шарик, продолжайте надувать. Шарик будет раздуваться между пальцев. То же самое происходит и с магмой, когда горы придавливают сверху, а магма с газами поднимается вверх. В итоге происходит некий взрыв.
6.Исследуйте с ребенком камни вулканического происхождения:
Материал: миска с водой, камни и кусочек пемзы.
Рассмотрите внимательно камни и пемзу. Сравните их друг с другом: в пемзе очень много дырочек. Спросите малыша, как он думает, дырочки пустые или в них что-то есть? (в дырочках спрятался воздух, поэтому пемза легче, чем обычный камень). Предложите опустить кусочек пемзы в миску с водой. Есть ли пузырьки? Плавает или тонет пемза? Почему? Ребенок делает открытие: пемза - камень, в котором много дырочек, в которых скапливается воздух. Пемза не тонет, а плавает на поверхности воды.

Информация для мам:
Как образуются вулканы
Чтобы разобраться в природе вулканов нужно знать строение Земли. Земля состоит из нескольких слоев, образованных разными горными породами. Мы живем на наружном, самом тонком слое, который называется земной корой. Кора такая тоненькая, как если бы на мячик (представьте, что это Земной шар) прилепили наклейку, вернее много наклеек рядом друг с другом. Ведь кора состоит примерно из 20 больших и малых плит, которые называются тектоническими. Плиты как бы плавают на поверхности вязкого, пастообразного расплавленного вещества, которое называется магма. Слово магма и переводится с греческого как тесто или паста.
Места, где самые большие плиты соприкасаются друг с другом, называются разломами. Большинство действующих вулканов сосредоточено на границах этих плит. Самая активная зона на Земле называется Огненным кольцом и находится она по краям Тихого океана. В этих местах много гор и островов, которые образовались на месте древних вулканов.

Что происходит при извержении
Иногда раскаленная магма просачивается сквозь разломы наружу. Если мощному потоку магмы путь наверх преграждают породы земной коры, давление стремящейся наружу магмы возрастает. Когда оно становится слишком большим, магма прорывается сквозь кору. Тогда происходит вулканическое извержение, сопровождающееся мощным выбросом магмы, пепла, газов и кусков горных пород.
Магма, вырвавшаяся из вулкана, называется лавой. Она вытекает из жерла вулкана в виде потока. В начале лавовый поток имеет температуру 1000 градусов и течет по склонам вулкана со скоростью до 50 километров в час. Но на воздухе лава остывает и затвердевает, образуя вокруг отверстия в земной коре вулканическую гору. Кусочки застывшей лавы - пемза. Внутри этого камешка пузырьки воздуха. Это потому, что лава кипела и бурлила, а потом так и застыла.
Вулканический пепел похож на обыкновенный, но если посмотреть на него под микроскопом, то станет хорошо видно, что это осколки вулканического стекла. Извержение выбрасывает пепел на очень большую высоту, иногда даже на несколько километров. Громадные серые тучи пепла ветер разносит на большие расстояния от места извержения, и потом они оседают на Землю толстым слоем.
Вулканические газы -это горячие газы. Во время извержения их температура достигает 800-1000 градусов. Раскаленные тяжелые газы несутся вниз по склону вулкана со скоростью свыше 300 километров в час, уничтожая деревья, дома и людей. В состав вулканических газов входит водяной пар, углекислый газ и газы, содержащие серу, аммиак и хлор.

Какие бывают вулканы
Извержения вулканов происходит по-разному. Характер извержения зависит от многих причин - в основном это вязкость магмы и количество вулканических газов.
Есть вулканы - их называют Щитовыми - они предсказуемы, редко сопровождающиеся взрывами. Лава постоянно извергается на поверхность.
Другие вулканы - Стратовулканы -самые высокие. При извержении образуется много пепла, камней, лавы.
Самые страшные вулканы Кальдеры - эти вулканы взрываются так сильно, что разрушают сами себя, и на их месте остается лишь большая воронка.

Какой вред приносят вулканы
На нашей планете более тысячи вулканов. Большая часть из них потухла, и. казалось бы навсегда. Но они только спят и каждую минуту могут проснуться. Одни вулканы просыпаются очень редко. Один раз в 100 или даже в 1000 лет. Есть вулканы, которые и не думают притворяться спящими, они дымят не переставая. Каждые десять минут из них вылетают камни, пепел, пар и вытекает лава.
Одно из самых мощных извержений на Земле произошло в 1883 году. В Индонезии проснулся вулкан Кракатау. Голос вулкана разнесся на тысячи километров. От воздушных взрывов пошли воздушные волны такой силы, что они три раза обогнули Земной шар. В воздух взлетели камни на высоту 55километров. В море поднимались волны до 40 метров. Вулкан выплюнул столько пепла, что туча туча закрыла солнце, а потом с неба посыпалась черная грязь. Это облако пыли облетело всю планету. На время по всей Земле наступили сумерки. Ничто не в силах удержать вулкан. Под пеплом и лавой погибают города, острова и даже страны.
В настоящее время ученым, которые занимаются изучением вулканов, иногда удается предугадать извержение заранее и жители могут покинуть города и спастись. Но вот когда проснулся дремавший на протяжении многих веков вулкан Везувий, сейсмологов еще не было и беда застала людей врасплох. Жители искали укрытия в домах, пытались убежать, но спастись никому не удалось. Когда извержение закончилось, то оказалось, что цветущие города полностью исчезли с лица земли. Прошло почти семнадцать столетий, когда под слоем спрессовавшегося вулканического пепла были случайно обнаружены остатки погибших городов. Начались раскопки. От пепла очистили почти весь город Помпеи. Перед изумленными археолагами предстали дома с предметами быта, храмы, памятники. Все осталось так, как было в день, когда проснулся Везувий.
Страшная трагедия, случившаяся в далеком прошлом, произвеле огромное впечатление на русского художника Карла Брюллова, который изобразил ее на своем полотне Последний день Помпеи.

Есть ли польза от вулканов
Извержение вулкана - это катастрофа для людей. Ежегодно на Земле происходит 10000 извержений, из которых примерно 150 оказываются очень сильными. Разрушаются города, гибнут люди. Однако польза от вулканов для людей тоже есть. Благодаря им образуются горные порды, из которых состоит земная кора. Вулканы, как лифты, поднимают на поверхность много полезных веществ. Поэтому почва вокруг них очень плодородная. Из вулканической пыли делают лекарства, удобрения, очистители для воды. Из затвердевшей лавы строят дома. А еще вулканы доставляют нам из земных недр углерод, азот и другие газы, без которых жизнь на Земле невозможна.

24 августа 79 года люди в ужасе смотрели на своего покровителя и не могли понять: чем же они так прогневали богов. Как случилось, что их защитник внезапно стал извергать пламя, которое растекалось по земле и уничтожало все на своем пути? Жители Помпей уже знали: неожиданно для всех проснулся вулкан. Что это такое, какими бывают вулканы и почему они внезапно просыпаются, мы рассмотрим сегодня в этой статье.

Что такое вулкан?

Вулкан - своего рода образование на поверхности земной коры, которое время от времени способно извергать пирокластические потоки (смесь пепла, газа и камней), вулканические газы, а также лаву. Именно в зонах вулканической активности открываются возможности для использования геотермальной энергии.

Виды вулканов

Учёными принята классификация вулканов на действующие, спящие и потухшие.

  1. Действующими называют вулканы, которые извергаются в исторический период времени. Именно благодаря им можно понять, что такое вулкан и механизмы, которые заставляют его действовать, ведь непосредственное наблюдение за процессом дает намного больше информации, чем самые тщательные раскопки.
  2. Спящими называют вулканы, которые в настоящее время не действуют, однако, существует большая вероятность их пробуждения.
  3. К потухшим относят те вулканы, которые были активными в прошлом, однако на сегодняшний день вероятность их извержения приравнивается к нулю.

Какой формы бывают вулканы?

Если спросить школьника, какую форму имеет вулкан, он, несомненно, скажет, что тот похож на гору. И будет прав. Вулкан действительно имеет форму конуса, который образовался во время его извержения.

Вулканический конус имеет жерло - это своего рода выводной канал, по которому во время извержения подымается лава. Достаточно часто такой канал не один. Он может иметь несколько ответвлений, которые служат для вывода вулканических газов на поверхность. Жерло всегда заканчивается кратером. Именно в него выбрасываются все материалы при извержении. Любопытным фактом является то, что жерло открыто только в период активности вулкана. Остальное время оно закрыто, вплоть до следующего проявления активности.

Время, за которое сформировался вулканический конус, индивидуально. В основном оно зависит от того, какое количество материалов выбрасывает вулкан за время своего извержения. Некоторым для этого необходимо 10 тысяч лет, другие могут сформировать его за одно извержение.

Иногда случаются и противоположные процессы. Во время извержения вулканический конус рушится, и на его месте образовывается большая впадина - кальдера. Глубина такой впадины - не менее одного километра, а диаметр может достигать 16 км.

Почему извергаются вулканы?

Что такое вулкан, мы разобрались, но почему же происходит его извержение?

Как известно, наша планета не состоит из цельного куска камня. Она имеет свою структуру. Сверху - тонкая твёрдая «скорлупа», которую учёные называют литосферой. Её толщина составляет только 1% от радиуса земной шара. На практике это означает от 80 до 20 километров, в зависимости от того, суша это или дно океанов.

Под литосферой находится слой мантии. Его температура настолько высока, что мантия постоянно находится в жидком, или, скорее, вязком, состоянии. В центре находится твердое земное ядро.

В результате того, что литосферные плиты находятся в постоянном движении, могут возникать магматические очаги. Когда же они вырываются на поверхность земной коры, начинается извержение вулкана.

Что такое магма?

Здесь, наверное, необходимо разъяснить, что такое магма и какие очаги она может формировать.

Находясь в постоянном движении (хотя и незаметном для невооруженного глаза человека), литосферные плиты могут сталкиваться или наползать друг на друга. Чаще всего плиты, размеры которых больше, «побеждают» те, толщина которых меньше. Поэтому последние вынуждены погружаться в кипящую мантию, температура которой может достигать нескольких тысяч градусов. Естественно, при такой температуре плита начинает плавиться. Эта расплавленная порода с газами и парами воды и называется магмой. По своей структуре она более жидкая, чем мантия, а также более легкая.

Как происходит извержение вулкана?

Благодаря названным особенностям структуры магмы она начинает медленно подниматься и скапливаться в местах, которые называются очагами. Чаще всего такими очагами становятся места разлома земной коры.

Постепенно магма занимает все свободное пространство очага и за неимением другого выхода начинает подниматься по трещинам в земной коре. Если магма находит слабое место, она не упускает возможности вырваться на поверхность. При этом тонкие участки земной коры прорываются. Так происходит извержение вулкана.

Места вулканической активности

Так какие же места на планете, учитывая вулканическую активность, можно считать самыми опасными? Где расположены самые опасные вулканы мира? Давайте разбираться…

  1. Мерапи (Индонезия) . Это крупнейший вулкан в Индонезии, к тому же самый активный. Он не дает забыть о себе местным жителям даже на один день, постоянно выпуская дым из своего кратера. При этом каждые два года случаются небольшие извержения. Но и крупных не приходится долго ждать: они случаются раз в 7-8 лет.
  2. Если вы хотите знать, где находятся вулканы, то, наверное, должны совершить путешествие в Японию. Вот поистине «рай» вулканической активности. Взять, к примеру, Сакурадзима . Начиная с 1955 года, этот вулкан постоянно беспокоит местных жителей. Его активность и не думает уменьшаться, а последнее крупное извержение произошло не так давно - в 2009 году. Ещё сто лет назад вулкан имел собственный остров, однако благодаря лаве, которую он извергнул из себя, он сумел соединиться с полуостровом Осуми.
  3. Асо . И снова Япония. Эта страна постоянно страдает от вулканической активности, и вулкан Асо - тому подтверждение. В 2011 году над ним появилось облако пепла, площадь которого составила более чем 100 километров. С того времени ученые постоянно фиксируют подземные толчки, которые могут свидетельствовать только об одном: вулкан Асо готов к новому извержению.
  4. Этна . Это самый большой вулкан Италии, который интересен тем, что имеет не только главный кратер, но и множество мелких, расположенных по его склону. Кроме того, Этна отличается завидной активностью - небольшие извержения происходят раз в два-три месяца. Нужно сказать, что сицилийцы давно уже привыкли к такому соседству, и не боятся заселять склоны.
  5. Везувий . Легендарный вулкан меньше своего итальянского брата практически в два раза, но это не мешает ему установить множество собственных рекордов. К примеру, Везувий - это именно тот вулкан, который уничтожил Помпеи. Однако это не единственный город, который пострадал от его активности. По данным ученых, Везувий более 80 раз уничтожал города, которым не посчастливилось находиться недалеко от его склонов. Последнее сильное извержение случилось в 1944 году.

Какой вулкан на планете можно назвать самым высоким?

Среди названных вулканов достаточно много рекордсменов. Но какой же может носить титул "Самый высокий вулкан на планете"?

Нужно учитывать: говоря "самый высокий", мы не имеем в виду высоту вулкана над окружающей местностью. Речь идет об абсолютной высотной отметке над уровнем моря.

Так, самым высоким действующим вулканом в мире учёные называют чилийца Охос-дель-Саладо. Долгое время его относили к спящим. Такой статус чилийца позволял носить звание «Самый высокий вулкан в мире» аргентинцу Льюльяйльяко. Однако в 1993 году Охос-дель-Саладо произвел выброс пепла. После этого он был тщательно обследован учёными, которым удалось обнаружить в его жерле фумаролы (выходы пара и газа). Таким образом, чилиец изменил свой статус, и, сам того не зная, принес облегчение многим школьникам и учителям, для которых выговорить название Льюльяйльяко не всегда просто.

Ради справедливости нужно сказать, что Охос-дель-Саладо не имеет высокого вулканического конуса. Он возвышается над поверхностью только на 2000 метров. В то время как относительная высота вулкана Льюльяйльяко почти 2,5 километра. Однако не нам спорить с учёными.

Вся правда о вулкане Йеллоустон

Вы не можете похвастаться, что знаете, что такое вулкан, если ни разу не слышали о Йеллоустоне, который расположен в США. Что же нам о нём известно?

Прежде всего, Йеллоустон - это не высокий вулкан, но его почему-то называют супервулканом. В чем же здесь дело? И почему обнаружить Йеллоустон удалось только в 60-х годах прошлого века, да и то при помощи спутников?

Дело в том, что конус Йеллоустона разрушился после его извержения, в результате чего образовалась кальдера. Учитывая ее гигантские размеры (150 км), немудрено, что люди не могли увидеть её с Земли. Но обрушение кратера не значит, что вулкан можно переквалифицировать в спящие.

Под кратером Йеллоустона до сих пор находится громадный очаг магмы. Если верить подсчётам ученых, её температура превышает 800 °С. Благодаря этому в Йеллоустоне образовалось множество термальных источников, а, кроме того, на поверхность земли постоянно выходят струи пара, сероводорода и углекислоты.

Об извержениях этого вулкана известно не так уж много. Учёные считают, что их было всего три: 2,1 млн, 1,27 млн и 640 тысяч лет назад. Учитывая периодичность извержений, можно сделать вывод, что мы может стать свидетелями следующего. Нужно сказать, что если такое и в самом деле случится, Землю ожидает следующий Ледниковый период.

Какие беды приносят вулканы?

Даже если не учитывать того, что Йеллоустон может внезапно проснуться, извержения, которые могут приготовить для нас другие вулканы мира, также нельзя назвать безобидными. Они приводят к огромным разрушениям, особенно если извержение случилось внезапно и не было времени предупредить или эвакуировать население.

Опасность представляет не только лава, которая способна уничтожить всё на своем пути и вызвать пожары. Не стоит забывать и о ядовитых газах, которые распространяются на огромные территории. Кроме того, извержение сопровождается выбросами пепла, который способен покрыть огромные пространства.

Что делать, если вулкан «ожил»?

Итак, если вы оказались не в то время и не в том месте, когда неожиданно проснулся вулкан, что же делать в такой ситуации?

Прежде всего, нужно знать, что скорость лавы не такая уж и большая, всего 40 км/час, поэтому убежать, или точнее, уехать, от нее вполне реально. Делать это нужно самым кратким путём, то есть перпендикулярно её движению. Если же это невозможно по каким-то причинам, нужно искать укрытие на возвышенности. Необходимо учитывать и вероятность пожара, поэтому при возможности необходимо очищать укрытие от пепла и раскалённых обломков.

На открытой местности вас может спасти водоем, хотя многое зависит от его глубины и силы, с которой извергается вулкан. Фото, которые были сделаны после извержения, показывают, что перед такой мощной силой человек часто оказывается беззащитным.

Если вы оказались в числе счастливчиков, и ваш дом уцелел после извержения, будьте готовы к тому, что провести там придется не менее недели.

А самое главное, не доверяйте тем, кто говорит, что «этот вулкан уже тысячи лет спит». Как показывает практика, проснуться может любой вулкан (фото разрушений это подтверждают), только не всегда есть кому об этом рассказать.

Ребята! Давайте рассмотрим одно из самых грозных и завораживающих явлений природы, связанное с горами.

Послушайте о нем стихотворение.

Огнедышащий вулкан

Не гора, а великан —

Огнедышащий вулкан!

Лаву извергает он,

Что сжигает горный склон,

Изрыгает камни, газы, —

Небеса темнеют сразу.

Пепел, ядовитый дым

Поднимаются над ним.

Слышится подземный гул,

Словно великан уснул,

И храпит и видит сон,

Как велик и страшен он!

К счастью, мало на Земле найдется людей, которые видели вулкан, особенно не потухший, а действующий. Но те, кто хоть раз в жизни наблюдал воочию извержение вулкана, несомненно, не забудет это необыкновенное зрелище!

Недаром вулканы называют «огнедышащими горами». Они опасны для жизни людей.

♦ Как вы думаете, почему?

Название этих гор происходит от древнеримского бога Вулкана — грозного и опасного.

♦ Что же такое вулкан?

Он представляет собой гору, в верхней части которой есть углубление, называемое вулканическим кратером. В самой толще горы находится канал, его называют жерлом. Он ведет в особую подземную пещеру — очаг магмы. Магма — расплавленное, очень горячее вещество.

♦ Откуда же оно берется в глубине Земли?

Ученые полагают, что много миллионов лет тому назад Земля была расплавленным, очень горячим огненным шаром. Постепенно поверхность ее остыла, но в самой глубине сохранилось расплавленное раскаленное жидкое ядро. Извержение вулкана начинается тогда, когда скапливается много магмы, она устремляется вверх по жерлу и изливается на поверхность.

Излившуюся на поверхность магму называют лавой вулкана.

При извержении на поверхность выбрасываются газы, пары воды, иногда вылетают огромные каменные глыбы, вулканическая пыль, тучи пепла. Ветер разносит пыль и пепел на огромные расстояния, застилая синеву неба.

Густая и вязкая лава, быстро остывая, образует гору с крутыми склонами. Более жидкая лава растекается быстрее, остывает медленнее и успевает преодолеть большие расстояния. Извержение вулкана сопровождается подземным гулом, пожарами.

Вулканы, извергающиеся регулярно, называются действующими. Если действия вулкана прекратились, его называют потухшим.

Сейчас на суше насчитывается несколько сотен действующих вулканов. Ежегодно происходит 20—30 извержений.

В нашей стране много действующих вулканов на Камчатке и Курильских островах.

На дне океана тоже есть вулканы. Их называют подводными. Там происходят подводные извержения, из-за которых образуются гигантские волны. Они смывают города, деревни, села, расположенные на берегах океана.

Самые мощные вулканы находятся в Италии (Везувий), Индонезии (Кракатау), Вест-Индии (Мон-Пеле), Колумбии (Невадо дель Руис).

Извержение вулкана приносит людям гибель и неисчислимые беды.

♦ Какие бедствия приносит извержение вулкана?

При извержении Везувия еще в глубокой древности полностью погибли два красивых и многолюдных (по тем временам) города — Помпея и Геркуланум. Извержение Везувия началось ночью. Потоки огненной лавы ринулись с вершины горы вниз. Они сжигали все на своем пути: деревья, траву, пастухов и их стада, здания, храмы, дома горожан. Люди погибали мгновенно, задыхаясь от ядовитых газов, сгорая прямо в своих постелях. Даже тех, кто пытался спастись бегством, настигала раскаленная лава.

Такие явления природы, как извержение вулкана, землетрясения, тайфуны и смерчи, ясно показывают нам, людям, что человек вовсе не покоритель и хозяин природы, а лишь скромный обитатель планеты Земля.

Иногда вулкан замирает на сотни лет, и люди, забыв, что когда-то он с грозным гулом извергал лаву, камни, пепел, дым, строят на склонах горы свои селения.

♦ Почему такое строительство опасно и неразумно?

Вокруг вулкана, изображенного на картинке, нет ни поселков, ни городов.

Послушайте сказку.

Великан и Голубое озеро

Жили-были два брата-великана. Как-то заспорили они, кто из них сильнее. Старший и говорит:

— Я сильнее! Вот пойду и перенесу на другое место высокую гору!

Младший не соглашается:

— Нет, я сильнее! Я смогу выпить целое озеро!

Поспешил старший брат к высокой-превысокой горе, обхватил ее своими огромными ручищами, приподнял гору и только хотел перенести ее, как внутри горы что-то глухо заворчало и загрохотало.

А надо вам сказать, что в этой горе спал вулкан. Великан разбудил его, и вулкан очень рассердился.

— Я сплю уже тысячу лет! Того, кто посмел потревожить мой сон, я опалю огнем и оболью кипящей лавой! — грозно зарычал вулкан. — Все живое кругом погибнет!

Великан не испугался, но ему стало жаль деревья, кусты, травы, растущие на склоне горы. Он поставил гору на место и ушел восвояси, проиграв спор.

Тем временем младший брат отправился на поиски большого озера. Шел он шел и повстречал рыбаков, возвращающихся с богатым уловом.

— Не знаете ли вы, уважаемые рыбаки, — обратился великан к ним, — где находится озеро?

— Как не знать! — отвечали рыбаки. — За сосновым бором раскинулся большой луг, за ним зеленая дубрава, а возле дубравы, в низине лежит Голубое озеро. Рыбы в нем — видимо- невидимо. Это озеро всех нас кормит!

Вскоре он встретил деревенских ребятишек с лукошками, полными ягод. Великан спросил у них, как найти Голубое озеро. Те показали дорогу и рассказали, что по берегам озера созрело много ягод: клюква, брусника и морошка. И людям хватает, и лесным зверям, и птицам есть чем полакомиться.

— Я могу проводить тебя до озера.

Пока уточка вела великана по тропинке к озеру, она рассказала, что на берегах, в зарослях камыша и осоки, гнездятся утки, гуси, цапли, журавли и лебеди. Здесь птицы насиживают яйца и выводят птенцов. Голубое озеро щедро угощает их вкусной рыбой, сочными травами и всякой водяной живностью.

Наконец, серая уточка привела великана к озеру. Оно лежало среди осенних желтеющих трав и золотых кустов и казалось таким голубым, словно частица неба опустилась на землю.

Белые лебеди плыли по озеру, отражаясь в его зеркальной глади. Возле берега покачивались, как маленькие кораблики, лиловые и желтые листья.

Великан сел на берегу озера и задумался.

♦ Можете ли вы догадаться, о чем думал великан?

Великан думал, что если он выпьет всю воду, погибнет рыба, негде будет строить гнезда птицам, исчезнут вкусные ягоды, растущие на болотце возле озера, и не будет на земле прекрасного Голубого озера.

От этих мыслей великану стало грустно. Пить воду из озера ему расхотелось.

— Ну и пусть я проиграю спор! — сказал великан. — Лучше построю-ка я себе дом на берегу этого озера. Буду здесь жить, ловить рыбу и оберегать Голубое озеро!

С тех пор братья-великаны больше не спорили о том, кто из них сильнее, а наоборот, жили дружно и оберегали от бед и напастей высокую гору, Голубое озеро, живность и природу вокруг своих жилищ.

♦ О чем спорили великаны?

♦ Как они решили показать свою силу?

♦ Почему старший брат не стал переносить гору?

♦ Куда пошел младший брат?

♦ Кого он встретил по дороге к озеру?

♦ Что рассказали великану рыбаки, дети и серая уточка?

♦ Почему великан не стал пить воду из озера?

♦ Правильно ли поступили братья-великаны?

Ответьте на вопросы

1. Почему вулкан называют «огнедышащей горой»?

2. Каков внешний вид вулканов?

3. Что такое кратер вулкана?

4. Что такое магма?

5. Когда начинается извержение вулкана? Что выбрасывается из кратера?

6. Почему вулканы опасны для людей?

7. Бывают ли подводные вулканы?

8. Перечислите названия известных вам вулканов.

9. Каково строение вулкана?

10. Очаг вулканической магмы находится в глубине вулкана или на его поверхности?

11. В каких районах России располагается много действующих вулканов?

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы.

Тема. Вулканы. Извержение вулканов.

Программное содержание:

1.Обогащать сознание детей содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающей среде: об объектах и явлениях неживой природы, познакомить с природным явлением – извержением вулкана на примере опыта.

2.Расширять словарный запас, мотивировать их в самостоятельных высказываниях; активизировать словарный запас в речевой практике, такими словами: лава, магма, пепел, вулкан, кратер, жерло, вулканические бомбы, спящий вулкан, гейзеры, геологи, вулканологи.

3.Воспитывать интерес и стремление к сознательному познанию окружающего мира, создать условия для самостоятельной, познавательной активности детей. Поддерживать стремление ребенка активно вступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми, формировать доброжелательные отношения между сверстниками. Поощрять детей за самостоятельное формирование выводов по итогам эксперимента с опорой на получение ранее представления и собственные предложения.

Проблема . Можно ли извержение вулкана создать самостоятельно?

Материал . Поддоны, стаканчики с моющим средством, красная гуашь, уксус, макет вулкана, салфетки, мультфильм «Вулканы и гейзеры»; загадки, стихотворения, легенды о вулканах, ребус «вулкан»

Формы работы . Интерактивные методы: приветствие, мозговой штурм, метод тонких и толстых вопросов, технология «Микрофон»; беседа, наблюдение, эксперимент.

Предварительная работа. Заучивание загадок о вулканах, изучение информации о них в различных источниках (энциклопедия, интернет, телевизор) создание детьми, родителями и воспитателем познавательного уголка в группе детского сада « Вулканы», просматривание познавательных мультфильмов, презентаций по данной теме; создать папку-передвижку на тему: «Очень интересно о вулканах» (участники родители и дети).

Ход занятия

Ребята посмотрите, сколько сегодня у нас гостей! Это педагоги из других групп пришли к нам на занятие, давайте их поприветствуем – Доброе утро!

Разминка. Собрались все дети в круг

Ты – мой друг и я твой друг!

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Ребята, давайте поздороваемся друг с другом глазами, а теперь улыбками. Ребята, к нам сегодня пришла телеграмма от Всезнамуса (нашего знакомого профессора).

(Воспитатель зачитывает телеграмму от Всезнамуса).

Дорогие мои друзья!

Сегодня у меня не получиться прийти к вам в гости. Но я оставил вам загадку-ребус чтобы вы тему сегодняшнего интересного занятия.

(Загадка-ребус размещена на доске).

Р В С У Ф Л Ь К Ш А Е Н

Задание к детям:

Уберите первую букву?

Какая эта буква? (Р)

Какая вторая? (В)

А теперь задание загадки-ребуса:

Нужно убирать каждую вторую букву?

Дети убирают буквы, называют их?

Давайте прочитаем, какое же слово у нас получилось?

ВУЛКАН

Сколько в этом слове букв?

Сколько звуков?

Сколько гласных звуков и какие?

(Воспитатель вывешивает плакат с изображением вулкана)

У нас есть ребята, которые подготовили стихотворения и загадки о вулкане.

Я плююсь огнем и лавой

Я - опасный великан

Славен я не доброй славой

Как зовут меня…… (Вулкан)

Я черный страшный великан

Что делать мне – решаю сам

Могу я спать, могу вздыхать,

Огонь и пепел извергать

А ну попробуй угадать

Как же меня звать?(Вулкан)

Магма по жерлу рвется наружу

Выход из кратера очень ей нужен

Если проход на поверхность ей дан,

Значит, проснулся грозный….(Вулкан)

На планете в горных странах

Знают много о вулканах

И ведут себя вулканы

Иногда немного странно…

То дымятся, то плюют,

То поток горячий льют

Упражнение « Мозговой штурм»

Тема. « Что такое вулкан?»

Вулкан – это геологическое образование, коническая гора с кратером на вершине, через который из недр земли извергается огонь, лава, пепел, горячие газы.

Рассматривание наглядности вулкана.

Давайте пойдем в гости к вулкану и точно узнаем о нем.

По дорожке мы шагали

И ворон мы не считали,

Смело, мы идем вперед

Где вулкан уже нас ждет.

Когда в гости мы пришли

Можно крикнуть 1, 2, 3.

Вот мы пришли в гости к вулкану. Послушайте интересную легенду. А расскажет нам ее Настя.

Жил на свете бог по имени вулкан (показывает картинку бога «вулкан»). И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузнецу внутри высоченной горы, а гора стояла прямо посреди моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания. А грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь, и пепел. Вулкан работает,- со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами.

В наше время, чтобы не случилось беды. Ученые специально наблюдают за вулканами, таких людей называют вулканологами. Свои наблюдения они снимают на видеокамеру. Сейчас мы, познакомимся с ними. (Просмотр мультфильма)

Метод тонких и толстых вопросов

Тонкие вопросы

Вулкан – это гора?

Как называется самый большой вулкан в мире? (МАУНА-ОЛА)

Где находится этот вулкан, на суше или под водой?

На других планетах есть вулканы? Да, Марс.

В какой стране находиться самый большой вулкан в мире? В США.

Где проснулся потухший вулкан в 2011 году? На Камчатке.

Как называют людей, которые занимаются изучением вулканов. Вулканологами.

Толстые вопросы

Какие вы знаете, разновидности вулканов? Действующие, потухшие, спящие

Какие вулканы называют потухшими?

Что извергают действующие вулканы? Пепел, вулканические бомбы.

Объясните, почему извержение вулканов очень опасно?

Объясните, какую пользу приносит извержение вулканов?

Расскажите, где можно узнать про вулканы? Интернет, телевизор, газеты, радио, энциклопедии, специальные институты …….

В чем разница между действующими и потухшими вулканами?

Что называют гейзерами?

Ребята, сегодня мы снова отправимся в нашу лабораторию « Интересных открытий».

Скажите ребята, для чего мы с вами приходим в лабораторию? (Чтобы узнать что-то новое и интересное).

Ребята, а вы знаете кто такие геологи? (Геологи - это люди, которые изучают богатства Земли).

Дети, вы хотите сегодня стать геологами и узнать что-то новое и интересное о недрах нашей Земли? (Да, хотим). Давайте все вместе пройдем в нашу лабораторию и расскажем, что мы уже знаем о богатствах нашей Земли. (Дети рассказывают о глине, нефти, песке, меле, воде).

Ученые геологи еще не могут до конца узнать, что происходит в недрах Земли. Сегодня они могут судить о строении недр Земли по вулканическим выбросам.

Вы хотите узнать, почему происходит извержение вулкана и можно ли извержение вулкана создать самостоятельно.

Посмотрите, Всезнамус приготовил для нас макет вулкана. (Дети вместе с воспитателем подходят к макету вулкана и организовывают обсуждение)

На самой вершине вулкана находиться кратер. Кратер – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато - оранжевая пасть – это жерло вулкана, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. (Звучит громкая музыка).

Дети, кажется наш вулкан «оживает». Давайте отойдем подальше от вулкана. (Дети наблюдают за извержением вулкана). Вулканы извергаются по – разному. Иногда они словно взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны (вулканические волны). А бывает, вытекает « спокойно». Интересно?! Хотите самостоятельно в лаборатории проделать опыт: « извержение вулкана» Тут нам тоже помог профессор Всезнамус. Он приготовил для нас схему этого опыта. Давайте посмотрим:

Основание вулкана сделано из конуса картона.

Из чего сделано жерло вулкана? Можно вставить внутрь пустой пластиковый стаканчик или баночку. Все это ставим на поддоны. Насыпаем ложку пищевой соды, добавляем красной краски и 5 капель моющего средства (пипеткой).

А теперь внимание!!! Эта жидкость у меня с особым знаком. Что означает этот знак? (самому пользоваться нельзя) это уксус. Наливать можно только взрослому. Его добавлю я сама, когда у вас все будет готово. Что вы наблюдаете? Посмотрите, как извергается ваш вулкан. Он извергается спокойно. Молодцы ребята, вы были внимательными, выполняли все аккуратно, и все у вас получилось замечательно! Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается. Когда вы будете большими, наверное обязательно станете учеными. Вы будете изучать и беречь нашу Землю.

Технология микрофон .

Вывод: извержение вулкана можно создать самостоятельно!

Итог занятия. Награждается каждый ребенок медалью « Юному исследователю вулканов».