Население пгт ленино в крыму. Все об отдыхе в поселке ленино, крым. Грязевой вулкан Джау-Тепе

Поселок Ленино находится в восточной части Крымского полуострова. Долгие годы поселок играл важную роль в развитии региона, поселок строился как перевалочная база на пути следования железной дороги Курск-Харьков-Керчь. Именно эта ветка наравне с Курск-Харьков-Севастополь обеспечивала полный замкнутый цикл железнодорожного сообщения стратегически важных объектов Крыма.

Название станции, с которой началась жизнь в поселке Семь Колодезей, основана в 1921 году 22 марта. Именно с этой отправной точки начинается развитие поселка, это индустриализация, открытие хлебопекарней, пищекомбината, хлопчатобумажного комбината и прочее. Максимальное развитие поселок получил при СССР, после развала союза поселок приходит в упадок, 90% предприятий было закрыто или находится на стадии деградации или банкротства.

Географические координаты поселка Ленино на карте Крыма GPS N 45°17′51 E 35°46′26

Население поселка неуклонно падает из года в год. Сейчас население поселка Ленино около 7870 человек. Поселок является районным центром Ленинского района Крыма. К нему относятся Щелкино, Песочное, Новоотрадное, Мысовое и другие курортные поселки восточного Крыма.

Расстояние от поселка Ленино к Азовскому морю, оно ближе - всего 4,7 км, к Черному морю около 30 км. Поселок находится на трассе соединяющей Феодосию и Керчь, расстояние от Ленино до Керчи 61 км, расстояние от Ленино к Феодосии 47 км.

Климат поселка Ленино мягкий , субтропический, за счет удаленного размещения вглубь полуострова на 4,7 км, в зимнее время не так сильно ощущается низкие температуры, за счет относительно небольшой влажности. Средняя температура в летнее время +26 С.

Туристическая жизнь поселка только несколько лет назад начала набирать обороты, поселок с хорошей инфраструктурой, но гостиницы и пансионаты только начали строиться. Толчком послужило увеличение потока туристов со стороны Керченской переправы. Летом большое предложение апартаментов предлагает частный сектор, на море можно добраться на автобусах или такси, за счет небольшого расстояния, в среднем дорога к морю занимает 20-30 минут.


Достопримечательности поселка Ленино - памятник в честь вождя, которым и назван город и в центре дом культуры. Но зато если Вы решите посетить экскурсионные маршруты , то тут открывается целый ряд и городов, которые стоит посетить: Кара-Даг, и многое другое. Все экскурсии можно объездить и своим ходом, за счет хорошей транспортной развязки получится дешевле и время на тот или иной туристический объект Вы сложите контролировать сами. Во все выше указанные места можно попасть на маршрутных такси или рейсовых автобусах постоянно курсирующих через поселок.

Отдых в поселке Ленино недорогой и весьма спокойный, часто является промежуточным пунктом для дальнейшего посещения Крыма. Но и то небольшое время, проведенное в этом поселке, протекает мирно и спокойно.

Поселок Ленино на карте Крыма
«Википедия» сообщает , что в 1926 году здесь жило 372 человека, из них почти половина — немцы, чуть меньше украинцев, ещё меньше русских, а татар всего восемь человек. Тогда посёлок назывался Семь Колодезей, по одноимённой железнодорожной станции, благодаря которой он появился. В легенде , объясняющей название, немцы тоже играют важную роль. Жили колонисты и в окрестных сёлах. Сейчас большинство из восьми-девяти тысяч жителей — русские, много украинцев, много и татар, для которых построена на окраине мечеть с мегафонами на минарете.
Ленино — центр самого большого по площади района Крыма, специализирующегося на сельском хозяйстве. До девяностых годов в посёлке работало несколько промышленных предприятий (в основном перерабатывающих). Летом станция Семь Колодезей служит пересадочным пунктом для отдыхающих, которые едут в расположенный неподалёку город Щёлкино. Возле станции, совмещённой с автовокзалом, находится рынок, в котором и возле которого сосредоточена вся деловая активность посёлка. Дома в основном одноэтажные, но есть район, застроенный многоэтажками. Издаются две газеты, работает пара банков, много садов. Почти все продуктовые магазины принадлежат райпотребкооперации.

Станция «Семь Колодезей». Прибыл поезд «Москва-Керчь».


Проспект Ленина. Ведёт от станции к центральной площади со зданием администрации и паямтником Ленину. На проспекте один жилой пятиэтажный дом, несколько магазинов в самом начале, остальное — деревья.

Памятник Ленину. На заднем плане — здание районного суда, в котором раньше располагался райком комсомола.

Фонарь в центре практически все скрыты вьющимися растениями.

Здание районной администрации.

Дом культуры. Украшен двумя барельефами.

Таким.

И вот таким.

Кинотеатр «Родина», неработающий. Напротив кинотеатра располагалась летняя киноплощадка, сейчас превращённая в кафе.

Над входом в кинотеатр.

Ресторан. Без названия, потому что он в посёлке один.

Павильон «Соки-воды». Сохранился неизменным с советских времён.

Райком компартии Украины. Ранее в этом доме находился, если не ошибаюсь, кинопрокат.

Улица Пушкина, центральная. Перпендикулярна проспекту Ленина. На ней находятся типография, почта, магазины, школа, жилые дома — одноэтажные в начале, многоэтажные в конце.

Универмаг «Весна» в начале улицы Пушкина, оказавшийся ненужным не столько по причине обеднения жителей, сколько из-за того, что центр торговли переместился к железнодорожной станции.

Школа имени Горького. В годы войны в ней находился госпиталь.

Недостроенное новое здание той же школы. Стоит с конца восьмидесятых.

Бывший рынок, превратившийся в пустырь, потому что у станции появился новый рынок.

Православная церковь, расположенная в обычной хате. Строится колокольня.

Ещё один долгонедострой, «Укртелеком».

Урна. Точно такого же пингвина видел в Скопинском районе Рязанской области.

Вазон, сохранившийся, думаю, с годов шестидесятых минимум.

Типичная для посёлка скамейка.

Поселок Ленино начал развиваться сравнительно недавно, в двадцатых годах тут проживало всего 34 человека. Но теперь это — хорошая курортная местность, перспективная и развитая. Здесь очень спокойно и умиротворенно. Некоторые туристы посещают Ленино проездом, а кто-то и останавливается здесь на некоторое время и ездит в поисках достопримечательностей по окрестностям, ведь транспортная инфраструктура достаточно хорошо отлажена, чтоб отправиться сразу в несколько населенных пунктов Крыма. Из статьи вы узнаете все об отдыхе в Ленино, Крым в 2019 году — что может дать вам сам поселок и его окрестности.

Краткая историческая справка

Конечно, территория Крыма была заселена еще с древнейших времен, а вот история поселка Ленино — совсем не далекая. В конце 19 столетия инфраструктура в регионе развивалась, и здесь выстроили железнодорожную станцию. Она называлась Семь Колодезей. Здесь было совсем немного жителей, несколько комбинатов и средняя школа. В годы Великой Отечественной войны здесь активно действовали герои подпольных групп.

В середине 20 столетия тут вырос уже поселок, который получил название Ленино. Сначала населенный пункт был советским, затем — украинским, а сейчас по законодательству Российской Федерации является частью нашей страны. С развитием туризма в Крыму потихоньку развивается и инфраструктура поселка.

Краткая географическая справка и климат

Ленино находится на западе Керченского полуострова, является районным центром. Климат этого уютного местечка можно отнести к субтропическому типу. Летом, когда в Крыму наступает сезон, температура умеренная, всего 26 градусов, влажность небольшая. Погода радует солнечными деньками практически без осадков.

Ленино на карте


Планирование путешествия в Ленино: транспорт и проживание

Как добраться?

Добраться из в Ленино — это значит, как минимум пара пересадок. Если выбирать самолет до , стоимость авиабилета составит около 5500 рублей в один конец. Из Симферополя до Ленино следуют автобусы. Но проще всего доехать из Москвы до города — это можно сделать, к примеру, приобретая единый билет в Крым от железнодорожников. А из Керчи до Ленино — уже гораздо проще: есть электричка, есть автобус, можно добраться на машине. Стоимость проезда на общественном транспорте составит около 100 рублей.

Где остановиться?

В настоящее время гостиничная инфраструктура в Ленино практически не развита: этот поселок лишь начинает потихоньку развиваться как место для летнего отдыха. Соседние Щелкино и Мысовое, к примеру, уже развиты сильней. Однако, кто сказал, что отдых — обязательно отели? Есть множество людей, которым придется по душе экономичный вариант размещения в частном секторе, а подобные предложения в поселке есть.

Отдых в Ленино: достопримечательности и развлечения в окрестностях

Надо сразу заметить, что добраться на море из самого поселка займет примерно полчаса езды на автобусе. Как правило, на пляж отсюда едут либо в , либо в Семеновку — они расположены примерно в 10 километрах от Ленино. Поэтому многие туристы останавливаются здесь лишь на некоторое время. Море и пляж действительно хорошие — песок, удобный вход в воду, но до моря надо добираться.

Конечно, в окрестностях поселка можно устроить «отдых дикарем», но если вы все-таки отправились в сам поселок или он является промежуточной точкой вашего маршрута по Крыму , стоит знать, что отсюда можно съездить к некоторым достопримечательностям в окрестностях.

Поселок Ленино – это центр Ленинского района, из достопримечательностей в нем лишь церковь Иоанна Кронштадтского и несколько памятников героям Великой Отечественной войны, но ближайшие населенные пункты славятся интересными местами.

Грязевой вулкан Джау-Тепе

Грязевой вулкан находится в селе Вулкановка. Джау-Тепе переводится как «враждебная гора». Когда-то она уничтожила многие поселения во время извержения. В прошлом веке было самое сильнейшее, жители наблюдали впечатляющее зрелище — выбрасывание грязи в высоту 60 метров. Более полувека вулкан не подает признаков жизни, спит, но кто знает, что с ним может произойти. Сейчас к этому месту стекаются любители природных красот: ведь увидеть вулкан, пусть и спящий — достойно потраченного времени.

Опукский природный заповедник

Этот заповедник был создан сравнительно недавно, в 90-х годах прошлого столетия. Добираться до него из Ленино — всего полтора часа на автомобиле, а значит, можно съездить туда на целый день. Заповедник включает в себя гору и мыс Опук. Интересно посмотреть на острова под названием Скалы-Корабли, которые находятся в нескольких километрах от берега, прямо в море, и имеют необычную форму. Но самое интересное в заповеднике — это уникальное Кояшское озеро.

Кояшское озеро – это удивительный водоем, который похож на большую розовую или красную (в зависимости от погоды) лужицу. Увидев его на фото, можно подумать, что изображен всего лишь результат работы в фотошопе. Но этот райский живописный уголок существует на самом деле. Такой неестественный для воды цвет образовался из-за его жителей: микроскопические водоросли, рачки. Озеро является самым соленым во всем Крыму . Чем ярче солнце, тем ярче его цвет, а вода и грязи из озера используется в лечебных целях.

Ак-монайские позиции

Находятся неподалеку от села Каменское. Ак-монайские позиции – это оборонительные укрепления, корни которых уходят глубоко в историю. Эта каменная постройка длиною в километр была построена еще в 20-е годы и активно использовалась во время Великой Отечественной войны в качестве оборонного пункта. Рядом сооружен памятник, на нем написаны все произошедшие здесь события.

Античное городище Гераклий

Располагается неподалеку от Керчи . Здесь можно увидеть остатки стен зданий, привлекательные заброшенные тропы, живописные бухты. Древние руины привлекают внимание археологов и просто любителей загадок истории. Место выглядит немного пугающе, но все равно продолжает притягивать своей таинственностью. Весной и летом здесь можно увидеть некоторых необычных животных, таких как пеганки и огари.

Мыс Казантип

Мыс расположен неподалеку от Щелкино , то есть, можно выбраться одновременно и на море, и к природным красотам. Он является природным памятником: покрыт степной растительностью, окружен скалами с известняковыми породами. Близ мыса можно увидеть тех, кто увлекается виндсерфингом и кайтсерфингом.

Заводское

Из Ленино можно достаточно легко добраться до села Заводское, в котором более развита туристическая инфраструктура. В селе можно полюбоваться на Арабатский залив, мыс Красный Кут. В особенности поездка в Заводское понравится тем, кто любит рыбалку: эти места славятся среди рыболовов, а потому здесь можно взять все необходимое напрокат и получить отличный улов.

Золотые ворота и Коктебель

Золотые ворота — потрясающая природная достопримечательность Крыма . К ней можно добраться, если поехать до Коктебеля, из Ленино в следуют регулярные маршруты автобусов. Золотые ворота — это скала, которая буквально откололась от массива Кара-Даг и находится в море, постепенно уходя глубже и глубже. А в Коктебеле стоит посмотреть на сам вулкан Кара-Даг, насладиться творческой атмосферой, которая сохраняется в этом населенном пункте уже столетие, можно сходить и в аквапарк.

Керчь

За час езды на автобусе или автомобиле можно добраться до крупного города Керчь . Он не так известен, как другие города Крыма , среди туристов, а зря: ведь в Керчи располагается множество достопримечательностей: гора Митридат с развалинами античного Пантикапея, курганы, склепы, крепости. В целом, достопримечательности Керчи можно посетить и за сутки, поэтому обязательно стоит выделить хотя бы день и съездить в этот город.

Феодосия

В часе езды расположена и Феодосия , которая достаточно прославлена своими достопримечательностями. Здесь можно увидеть потрясающие фонтаны, развалины крепости генуэзцев, осмотреть средневековые и действующие храмы, а также потрясающий художественный музей. Феодосия заслуживает того, чтоб вы выделили более, чем одни сутки на осмотр всех ее красот.

Ленино и Ленинский район – это тихое, спокойное место, которое привлекает туристов круглый год бюджетным отдыхом, возможностью побыть в спокойной обстановке и южном климате, отдохнуть на море и прокатиться по окрестностям, посетив достопримечательности. Нельзя сказать, что населенный пункт сейчас развит так же хорошо, как многие другие поселки Крыма , однако, гостиничные заведения и заведения общественного питания постепенно строятся, и, возможно, через несколько лет Ленино станет весьма популярным местом для отдыха.


Справочная информация о Ленино Крым закроется автоматически через несколько секунд

У этого термина есть и другие значения , смотри Ленино.

Посёлок городского типаЛенино
укр. Леніне
крымскотат. Yedi Quyu
Держава Украина Украина
Автономная Республика Автономная Республика
Район Ленинский район
Местный совет Ленинский поселковый совет
Координаты Координаты: 45°1751 с. ш. 35°4626 в. д. / 45.2975° с. ш. 35.773889° в. д. (G) (O) (Я) 45.2975 , 35.773889 45°1751 с. ш. 35°4626 в. д. / 45.2975° с. ш. 35.773889° в. д. (G) (O) (Я)
Поселковый голова Новиков Геннадий Евгеньевич
Прежние наименования до 1957 -7 Колодезей
Высота центра ~30 метров
Население 7936 человек (2011)
Часовой пояс UTC+2 , летом UTC+3
Телефонный код +380-6557
Почтовые индексы 98200 - 98203
Автоматических код AK / 01
КОАТУУ 122755100

Население

  • 1926 г. - 372 чел. (183 немца, 115 украинцев, 57 русских, 8 крымских татар, 6 белорусов, 2 армянина, 1 болгарин)
  • 1939 г. - 1074 чел.
  • 1989 г. - 8727 чел.
  • 2001 г. - 8451 чел. (63,9 % русских, 19,3 % украинцев, 12,5 % крымских татар)
  • 2011 г. - 7936 чел.

История

Образование посёлка соединено со строительством на Керченском полуострове в конце XIX века станции Керченской полосы Курско-Харьковско-Севастопольской металлической дороги. Отсутствие воды не давало возможности развития населенного пт. До 22 марта 1921 года на станции 7 Колодезей проживало 34 жителя.

25 июля 1931 года Президиум ЦИК Крымской АССР постановление решения о перенесении центра Петровского района в село при станции 7 Колодезей.

В довоенные годы в 7 Колодезях начали строить хлебоприемный пункт, пищекомбинат, хлопчатобумажный комбинат, в 1938 году была открыта средняя школа, в последствии что стала носить имя Мтр.Горького. В 1939 году здесь проживало 1683 человек.

В период Великой Отечественной войны на местности посёлка действовала подпольная организация, в состав коей входили К. Богданов, А. Беспалов, Г. Останин, А. Павленко, Э. Иванов, Г. Перемещенко. В период боевых действий на Крымском фронте (1942 г.), на станции 7 Колодезей были расположены 6 военных полевых госпиталей. В этот период здесь возникло некое количество гигантских погребений. На упоминание о дислокации 1-го из госпиталей на здании школы поселка установленная мемориальная доска.

Территория посёлка освобождена в апреле 1944 года.

В послевоенные годы возле поселка строилось Юзмацкое водохранилище. Создавались пруды и водохранилища, бурились скважины, протягивала сетка водопроводов. С 1952 года в райцентре появились 1-ые водоколонки.

В 1957 году населенный пункт при станции 7 Колодезей получил название Ленино. Стройку Северо-Крымского канала дало новый толчок для развития поселка. Оживление вызвало и начало работ по строительству Крымской АЭС.

Экономика

Основными предприятиями поселка, являются: комбикормовый завод, винзавод, хлебоприемное предприятие, АО «Нефтебаза», Управление Северо-Крымского канала, ОАТП «Передвижная механизированная колонна 128», которая обслуживает русло Северо-Крымского канала(к огорчению уже не существует - расформирована), ГП «Райсельхозхимия», АО «Райпост», хлебозавод, пекарня, Управление аква хозяйства, Районное дорожно-ремонтное управление, типография, ОАТП завод «Металлист» (ремонт техники), АТП-14339, Гослесхоз, газобалонная станция, ООО «Инкубационная станция», ГП «Черноморнефтегазпром».

Соц сфера

В поселке действуют: 2 общеобразовательных школы, профессионально-техническое училище, библиотека, музыкальная школа, ДЮСШ, спортивно-технический клуб ОСОУ, районный Дом культуры, литературное объединение «Сиринга»; районная больница, гостиница «Восток». Есть Музей истории района, отель, отделение банков. Действует православная церковь, мечеть.

Памятники

На местности поселка установленный памятный знак погибшим односельчанам, воинам, партизанам, подпольщикам, мирным жителям; памятный знак жителям района, воинам-интернационалистам, какие погибли в Афганской войне.

Примечания

  1. ^ Державний комітет статистики України. Чисельність наявного населення України на 1 січня 2011 року, Київ-2011 (doc)
Статья по географии Крыма.

Автономная Республика Крым
Горсоветы

Алуштинский Армянский Джанкойский Евпаторийский Керченский Красноперекопский Сакский Симферопольский Судакский Феодосийский Ялтинский


Районы

Бахчисарайский Белогорский Джанкойский Кировский Красногвардейский Красноперекопский Ленинский Нижнегорский Первомайский Раздольненский Сакский Симферопольский Российский Черноморский


Города

Алупка 2 Алушта 1 Армянск 1 Бахчисарай 2 Белогорск 2 Джанкой 1 Евпатория 1 Керчь 1 Красноперекопск 1 Саки 1 Симферополь 1 Старый Крым 2 Судак 1 Феодосия 1 Щёлкино 2 Ялта 1


Пгт

Аграрное Аэрофлотский Азовское Багерово Береговое Виноградное Вольное Восход Гаспра Гвардейское Голубой Залив Грэсовский Гурзуф Заозёрное Зуя Кацивели Кировское Коктебель Комсомольское Кореиз Красногвардейское Краснокаменка Куйбышево Курортное Курпаты Ленино Ливадия Массандра Мирный Молодёжное Научный Нижнегорский Никита Николаевка Новоозёрное Новосёловское Новофёдоровка Новый Свет Октябрьское Орджоникидзе Ореанда Отрадное Парковое Партенит Первомайское Понизовка Почтовое Приморский Раздольное Санаторное Симеиз Российский Российское Форос Черноморское Щебетовка


Примечания: 1 город республиканского значения; 2 город районного значения


Населённые пункты Ленинского района

города: Щёлкино
пгт: Багерово Ленино
сёла :

Азовское Батальное Белинское Бондаренково Борисовка Верхнезаморское Виноградное Войково Вулкановка Вязниково Глазовка Горностаевка Ерофеево Свещенное Заводское Затишное Зелёный Яр Золотое Ивановка Ильичёво Калиновка Каменское Кирово Королёво Костырино Красногорка Курортное Ленинское Либкнехтовка Луговое Львово Марфовка Марьевка Мысовое Набережное Нижнезаморское Новониколаевка Новоотрадное Новосёловка Огоньки Октябрьское Осовины Останино Песочное Петрово Приозёрное Прудниково Пташкино Романово Семёновка Семисотка Соляное Станционное Тасуново Уварово Фонтан Фронтовое Челядиново Чистополье Южное Юркино Яковенково Колоритное Ячменное

История, длиною больше века...
к 110-й годовщине со дня основания пгт. Ленино

На проекте поселкового герба нашего районного центра, выполненного талантливым художником и творческим человеком Ю.Ф. Иоссом к 110-й годовщине поселка Ленино, работы над которым были начаты по инициативе Ленинского поселкового головы А.И. Козицкого и команды его единомышленников, в центральной части экспозиции расположен красавец-паровоз, летящий в неведомую даль, надпись «Семь Колодцев» и гордые цифры «1899 год». И это далеко неслучайно. Ведь время и обстоятельства появления населенного пункта, ставшего впоследствии райцентром самого крупного по своей территории в Украине сельскохозяйственного района, напрямую были связаны со строительством в конце XIX-го века железнодорожной ветки Владиславовка-Керчь, называющейся тогда Керченская линия Курско-Харьково-Севастопольской железной дороги…


«ТЫ ПОМНИШЬ, КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ»

Известная всем сегодня железная дорога строилась на Керченском полуострове одной из последних стальных магистралей во всей Таврической губернии и прокладывалась она с запада на восток по территории тогдашних Владиславовской, Петровской и Сарайминской волостей Феодосийского уезда и заканчивалась в Керчь-Еникальском градоначальстве, где в то время располагалось административное руководство значительной части Восточного Крыма.

По инициативе Керчь-Еникальского градоначальника контр-адмирала М.Е. Колтовского, еще в июле 1895 года была подготовлена основательная докладная записка на имя Николая Второго о настоятельной необходимости строительства на Керченском полуострове железной дороги.

Последний Всероссийский император Николай Второй 7 (19) апреля 1898 года высочайше утвердил Положение, разработанное комитетом министров и департаментом государственной экономики, на основании которого министру путей сообщения было предписано приступить к постройке железнодорожной ветки Владиславовка-Керчь. 8 (20) июля 1898 года последовал Указ Николая Второго об отчуждении (изъятии в пользу государства) необходимых частных земель под строительство железной дороги и выплате соответствующей денежной компенсации их владельцам за понесенные территориальные и экономические потери.

Государственные архивы сохранили подлинные документы «дореволюционного» периода, в одном из которых пытливый историк и внимательный краевед может прочитать: «Приказ №152 по Курско-Харьково-Севастопольской железной дороге, сентября 11 дня 1899 года «Об открытии временного движения на строящейся Керченской линии… для перевозки частной клади открываются следующие станции: Ак-Монай, Ак-Монайская каменоломня и Семь Колодцев».

Таким образом, 110 лет назад, 11 (23) сентября 1899 года вступила в строй железнодорожная станция, более знакомая как Семь Колодезей, названная тогда по имени близлежащего населенного пункта, основанного выходцами из Швейцарии, -- деревни Семь Колодезей (нынешнее село Ильичево), известное любителям и ценителям истории из популярных краеведческих книг «Легенды Крыма».

Керченская казенная железная дорога протяженностью в 85 верст была торжественно открыта 20 февраля (3 марта) 1900 года, когда в Керчь из Харькова прибыл специальный поезд во главе с начальником Курско-Харьково-Севастопольской железной дороги Н.А. фон Ренкулем и сопровождавшими его высокопоставленными чиновниками. Большинство газет того времени восторженно известили о техническом прорыве восточного региона Крыма ко Всероссийскому рынку империи.

Встреча Н.А. Ренкуля и знатных лиц Таврической губернии с Керчь-Еникальским градоначальником генерал-майором М.Д. Клокачевым и «отцами города» была проведена в помещении Английского клуба, где Керчь давала обед в честь высоких гостей. Здесь же поместили красочные щиты с изображениями всех железнодорожных станций Керченской линии. В числе других была представлена и станция Семь Колодезей, одна из трех станций IV-го класса железнодорожного отрезка пути Владиславовка-Керчь.

Идет строительство районного Дома культуры, 1959 год

Темпы строительства железной дороги поражают и сегодня масштабами и скоростью проводимых работ. В отчете Керчь-Еникальского градоначальства за 1899 год отмечено, что в течение неполного года была «построена насыпь, уложены рельсы, построены станции и сооружения».
6 (18) мая 1899 года, в духе того времени, прошло освящение служителями культа работ на Керченской линии.

Временное пассажирское движение на железной дороге открылось 10 (22) марта 1900 года, а 3 (15) ноября 1900 года открылось «правильное» (регулярное) пассажирское и товарное движение по железной дороге.

Со вступлением в строй Керченской линии в ноябре 1900 года был закрыт почтовый тракт Феодосия – Керчь вместе с пятью находившимися на нем почтовыми отделениями. Все почтовые перевозки с того времени стали осуществляться железнодорожным транспортом.

История сохранила имя первого начальника станции Семь Колодцев Ф.А. Федорова-Авдиевича.

Станция Семь Колодезей стала той основой, вокруг которой постепенно сформировался новый населенный пункт на Керченском полуострове, сыгравший в определенные периоды истории XX-го века свою, только ему отведенную роль, и более чем вековой юбилей со дня основания которого отмечается в эти дни жителями Восточного Крыма.


«НАШ ПАРОВОЗ, ВПЕРЕД ЛЕТИ…»

Великие потрясения начала XX-го века не обходили стороной и железную дорогу, являющуюся главной артерией, связывавшей прикерченскую степь Феодосийского уезда с центром и окраинами Российской империи.

Зарождавшееся революционное движение, Февральская и Октябрьская революции 1917 года, события Гражданской войны, когда власть попеременно переходила из рук в руки, из-за чего всегда страдало местное население, – все это проходило на глазах и с посильным участием жителей населенного пункта, постепенно разраставшегося вокруг железнодорожной станции.

События 25 октября (7 ноября) 1917 года, произошедшие в Петрограде и называемые долгое время в нашей противоречивой и многострадальной истории, как Великая Октябрьская социалистическая революция, стали известны на железнодорожной станции благодаря принятой опытной телеграфисткой Варварой Персидской и ее молодым помощником Гейко, специальной телеграмме, распространяемой как «Всем! Всем! Всем!» новой властью.

Начальником станции в это время был ярый монархист и почитатель Николая Второго некто Кондратенко, который долгое время не позволял прогрессивно настроенному коллективу убрать с почетного места портрет императора. Он был искренне уверен, что государственный переворот в Петрограде -- событие случайное, и вскоре настанет время, когда вновь восстановится столь им любимая власть «царя-батюшки».

Это было то удивительное время, когда телеграфный аппарат, установленный на железнодорожной станции, являлся единственным источником получения мгновенной информации, распространяемой телеграфными лентами по всем «уголкам и весям» расколовшейся на множество «разноцветных» осколков некогда огромной Российской империи. Телеграф исправно служил и белым, и красным, старавшимся донести как своим сторонникам, так и противникам и навязать широким народным массам новые лозунги и идеи.

Сочувственно настроенные к делам советской власти железнодорожники станции и населенного пункта вокруг нее помогали партизанскому отряду, возглавляемому Степаном Кацеловым, действовавшему в Ленинских (Петровских) каменоломнях весной 1919 года. Среди них были стрелочники Я.Логвиненко и С. Кочегаров, бывший земский врач В. Серафимов. Последний был хорошо знаком с младшим братом Ленина – Дмитрием Ульяновым, работавшим в начале века в Феодосийском уезде.

Со станции Семь Колодезей белогвардейский полковник Коновалов доносил вышестоящему командованию о состоянии борьбы с Красной Армией на Ак-Монайском фронте и о красных партизанах Керченского полуострова.

16 ноября 1920 года 7-я кавалерийская дивизия М.Чугунова 3-го конного корпуса Н. Каширина войск Южного фронта под управлением М.Фрунзе вступила в Керчь, освободив полуостров от войск барона П. Врангеля.

На 22 марта 1921 года на станции Семь Колодезей проживало 34 жителя, а сам пристанционный пункт входил в состав Кенегезского (ныне с. Красногорка) революционного комитета (ревкома) Петровского района, вновь образованного Керченского уезда.

Победившая в битвах Гражданской войны советская власть приступила к невиданному до сих пор эксперименту реализации преобразований, сформулированных вождем мирового пролетариата В.И. Лениным в плане построения социализма «в отдельно взятой стране».

С началом насильственного и повсеместного внедрения в сельское хозяйство колхозного «движения» и образования машинно-тракторных станций (МТС), Семь Колодезей стали центром Семиколодезянской МТС, которую возглавил кадровый рабочий, представитель завода им. Войкова г. Керчи М.П. Дементеев.

Наличие железной дороги, хорошо налаженная связь с другими регионами образованной в 1921 году Крымской АССР и всей страны, способствовали экономическому развитию Семи Колодезей, хотя и медленному, но все же устойчивому росту населения, обосновавшегося вокруг железной дороги.

Петр Суров (третий справа) со своим боевым экипажем

25 мая 1931 года Президиум ЦИК Крымской АССР принимает решение о переносе центра Ленинского (бывшего Петровского) района из села Ленинского на станцию Семь Колодезей. Именно наличие железной дороги, обеспечивавшей устойчивую связь с другими регионами, явилось для этого основной предпосылкой.

В предвоенные годы в Семи Колодезях начали строить хлебоприемный элеватор, больницу, пищекомбинат, хлопкоприемный пункт, появились новые административные здания и улицы. С 6 марта 1933 года стала выходить районная газета «Ленинский колхозник», освещающая жизнь и быт в сельской местности Керченского полуострова. В 1938 году здесь была открыта средняя школа, получившая имя основоположника социалистического реализма Максима Горького.

Известный путешественник и географ И.И. Пузанов в своей фундаментальной книге «По нехоженому Крыму» отмечает, как в 1925 году он вместе с ботаником Е.В. Вульфом после детального изучения степной части Керченского полуострова, переночевав в Семи Колодезях, отправился утренним поездом в Симферополь. Их внимание было обращено на «остроумную» надпись на станционном фонаре: «Семь Колодезей, а ни капли воды», что одной фразой характеризовало состояние степной части Восточного Крыма, веками страдавшего от недостатка живительной влаги.

По данным Всесоюзной переписи населения, в 1939 году число жителей райцентра достигло 1683 человек.

Запомнилась жителям Семи Колодезей встреча весной 1941 года с легендарным советским летчиком Константином Коккинаки, впоследствии Героем Советского Союза, а тогда депутатом Верховного Совета СССР от Крымской АССР, после его участия в боях с японскими летчиками. Советский авиатор Коккинаки оказывал интернациональную помощь китайскому народу в отражении японских агрессоров.

С балкона Дома Советов (ныне здание райсовета и райгосадминистрации) прославленный ас, сбивший в воздушных боях с японскими камикадзе семь вражеских самолетов, призывал жителей района быть готовыми к возможным и неизбежным событиям «если завтра война, если завтра в поход…».

«А НА ВОЙНЕ, КАК НА ВОЙНЕ…»

В годы Великой Отечественной войны населенный пункт Семь Колодезей сыграл свою героическую и трагическую роль, отведенную ему мировой историей.

Более ста жителей райцентра погибли, храбро сражаясь на фронтах Второй мировой войны, в партизанских отрядах, на подпольной работе. Их могилы раскинуты на огромном пространстве всего земного шара от Семи Колодезей до Берлина. В память о них благодарные потомки в поселковом парке воздвигли Обелиск Славы, на мемориальных плитах которого отлиты в металле дорогие всем имена.

Таким был въезд в поселок Ленино в 1960 году

Уже 28 июня 1941 года, на шестой день войны, со станции Семь Колодезей на защиту священных рубежей Отечества отправился первый эшелон с нашими земляками, жителями Ленинского и Маяк-Салынского районов. Дорога от отчего дома для большинства из них в грозном июне сорок первого оказалась последней. Домой они уже не вернулись…

Открытие сельхозвыставки в райцентре осенью 1959г.

Многие наши земляки ушли в Старокрымские леса и пополнили ряды народных мстителей – отрядов Восточного соединения крымских партизан. Среди них были Н. Великая, Т. Строганова, А. Деревянко, С. Сагайдак.

В период боевых действий Крымского фронта, стоявшего насмерть с января по май 1942 года в кровопролитных сражениях с немецко-фашистскими захватчиками на Акмонайском перешейке, в Семи Колодезях располагались несколько военно-полевых госпиталей, в которые по железнодорожной ветке по отрезку Кой – Асан Русский – Семь Колодезей поступали на излечение тяжелораненые бойцы и командиры Красной Армии. В этот период здесь появилось несколько крупных воинских захоронений. Наиболее известное из них – госпитальное братское кладбище по улице Некрасова, где покоятся вечным сном свыше пяти тысяч умерших от ран воинов Крымского фронта – подшефный мемориал педагогов и учеников поселковых школ.

В память об одном из военных госпиталей на здании школы им. М. Горького установлена мемориальная доска.

В период второй оккупации Керченского полуострова железнодорожная станция Семь Колодезей стала центром действий подпольной группы, в которую входили патриоты К.И. Богданов, А.В. Беспалов, А.П. Павленко, Е.Г. Иванов, Г.А. Перемещенко и другие жители поселка. Бесстрашные бойцы «невидимого фронта» организовали ряд диверсий на железной дороге, пуская под откос вражеские эшелоны и взрывая цистерны с горючим.

Бывший заведующий районным хлопкопунктом Г.А. Останин, оставленный советскими партийными органами для развертывания подпольного движения в районе, пал в неравной борьбе с коварным и безжалостным врагом зимой 1941 года.

Фашистские изверги и их прихвостни в 1943-1944 годах устроили в Семи Колодезях застенок, где зверски пытали патриотов Марфовско-Мариентальского подполья и партизан Багеровских каменоломен, военнопленных и мирных граждан. На окраине райцентра располагается братское кладбище жертв фашизма, на котором захоронены несколько сотен погибших от рук варваров XX-го века советских патриотов.

Первомайская демонстрация в главном посёлке района, 70-е годы

На стене здания железнодорожного вокзала в пгт. Ленино установлена памятная доска в честь подпольщицы, резидента Северо-Кавказского фронта и Отдельной Приморской армии, Алиме Абденнановой, руководителя Джермай-Кашикской подпольной группы, действовавшей в тылу врага на Керченском полуострове и погибшей вместе с другими участниками сопротивления фашистам весной 1944 года. Ее имя носит и привокзальная площадь райцентра.

Петр Суров, выпускник школы имени М. Горького 22 июня 1941 года, вскоре призванный со станции Семь Колодезей на фронт, был представлен к высокому званию Герой Советского Союза, когда в составе передового танкового отряда 20 апреля 1945 года ворвался на окраину Берлина, получив в этом бою тяжелое ранение. Боевая машина нашего земляка, храброго офицера, танковая «тридцатьчетверка» с бортовым номером 422, замерла на вечной стоянке у завода «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде, из стен которого она вышла в годы войны.

В февральские дни 1945 года, после завершения Ялтинской (Крымской) конференции руководителей трех держав антигитлеровской коалиции, на специальном поезде по маршруту Симферополь – Джанкой – Владиславовка – Керчь по Керченскому полуострову в ночное время проследовал Верховный главнокомандующий И. В. Сталин. По железнодорожному мосту он переправился через Керченский пролив на Таманский полуостров. После 18 февраля из-за стихийного бедствия мост разрушился.

Второй раз Иосиф Сталин проехал через весь Керченский полуостров на литерном поезде по железнодорожной ветке Керчь – Владиславовка летом 1946 года во время своего посещения Крыма для ознакомления с ходом восстановления полуострова после военного лихолетья.

15 сентября 1945 года жители полуострова с букетами осенних цветов встречали на железнодорожной платформе станции Семь Колодезей первый эшелон с воинами-победителями, выполнившими почетную миссию в странах Европы по разгрому фашизма и возвратившимися в родной район, где их ждали истосковавшиеся по родному человеку самые близкие им люди.

«КОЛЕСА ДИКТУЮТ ВАГОННЫЕ…»

12 апреля войска Отдельной Приморской армии во взаимодействии с другими военными соединениями, взломав сопротивление спешно отступающего противника на Ак-Монайских позициях, полностью освободили Керченский полуостров и районный центр Семь Колодезей.

Центр Ленинского района был временно перенесен снова в село Ленинское, где и действовал до начала 1947 года, после чего районные учреждения снова были переведены в возрождающийся после ужасов войны населенный пункт при станции Семь Колодезей.

Восстановление народного хозяйства Ленинского и соседнего с ним Приморского (бывшего Маяк-Салынского) районов в послевоенный период связано с именем замечательного человека и талантливого руководителя Н.И. Парельского, занимавшего в послевоенные годы должность председателя Приморского райисполкома, а с августа 1950 года -- первого секретаря Ленинского райкома партии.

В майские дни текущего года жители района широко отметили 100-летний юбилей со дня рождения Н.И. Парельского, и в память о его титанической работе по возрождению Керченского полуострова в райцентре на улице, носящей его имя, была установлена мемориальная доска.

Вместе с Николаем Ивановичем Парельским «поднимали» район его сподвижники и ближайшие помощники П.С. Титоренко, Н.А. Турбаба, Г.Х. Дунда и многие другие руководители высшего и среднего звена, мобилизовавшие народ на трудовые свершения.

Успешно решались проблемы озеленения Керченского полуострова. Появились лесополосы и целые лесные массивы. Молодой рукотворный лес, посаженный в 50-е годы, составляет «зеленое кольцо» вокруг нынешнего районного центра.

Одной из главных проблем долго оставался дефицит воды на полуострове. Методом народной стройки, объявленной ударной комсомольской, шло сооружение у села Ленинского Юзмакского водохранилища. Устраивались ставки и водоемы, бурились скважины, прокладывалась сеть водопроводов.

В 1952 году в райцентре появились первые водоколонки и была снята острейшая проблема нехватки питьевой воды.

25 мая 1957 года решением № 371 Исполнительного комитета Крымского областного Совета народных депутатов трудящихся центру Ленинского района, населенному пункту при станции Семь Колодезей, было присвоено наименование Ленино, он получил статус поселка городского типа и был образован Ленинский поселковый совет.

В поселке Ленино в 50-е годы появились аккуратные, по-своему украсившие населенный пункт деревянные «финские» домики, где обосновались семьи геологов и нефтяников, проводивших на полуострове разведку и добычу нефти и газа. Улица Геологическая в райцентре названа по профессии мастеров и умельцев, добывающих из недр земли полезные для человека природные ископаемые.

Появление на землях района Северо-Крымского канала, его строительство и эксплуатация дали новый толчок в решении народно-хозяйственных задач в сельском хозяйстве.

В это время, в начале 70-х годов, в районном центре шло форсированное строительство жилья, озеленение поселка и асфальтирование улиц. Появились первые двухэтажные дома.

Новый «бум» жилищному строительству дало начало работ по возведению Крымской атомной электростанции во второй половине 70-х годов, чему во многом способствовало появление на восточной окраине поселка у железной дороги завода крупно-панельного домостроения (КПД). Возникли новые микрорайоны на улицах Шоссейной и Курчатова с многоэтажными зданиями, преобразившими поселок.

Сегодня, когда Ленинский район из некогда сугубо сельскохозяйственного становится все больше и больше, в том числе, и курортно-рекреационным, и с каждым годом -- «все флаги в гости будут к нам», значение железной дороги и станции Семь Колодезей возрастает в геометрической прогрессии. Коллектив железнодорожников во главе с начальником станции О. Н. Яновой делает все возможное, чтобы наши уважаемые гости чувствовали себя комфортно с первых минут пребывания на Керченском полуострове. Им под стать и автотранспортные службы районного центра: быстрые и надежные автобусы, маршрутки и такси отвезут туриста и курортника в любую точку района, а при желании последних - и Крыма.

Много лет своей долгой и добросовестной жизни отдал служению железнодорожной ветке Владиславовка – Керчь бывший начальник станции Семь Колодезей П.В. Дмитриенко. В далеком 1942 году налаживал он вместе с другими путейцами бесперебойное движение по железной дороге в период боевых действий на Керченском полуострове. Бывший матрос Балтийского флота за самоотверженный труд и проявленное мужество при оказании помощи советским войскам по перевозке живой силы и техники был награжден орденом Ленина.

Такой же наградой страна отметила и путевого мастера П.И. Сергодеева.

Остались в истории железной дороги имена А.С. Горюнова, М.В. Осауленко, А.Н. Тюнина, В.Х. Индюкова, А. А. Бабина, С. С. Проходы, В. Н. Чувакиной, В. П. Жданова и многих других, кто всю свою трудовую биографию посвятил служению стальной артерии полуострова.

В конце XIX-го века Керченский полуостров прорезала железнодорожная ветка Владиславовка – Керчь. В середине XX-го века на полуострове появилась рукотворная река – Северо-Крымский канал. Сегодня, в начале нового XXI-го века, в Ленинском районе и его райцентре осуществляется государственная программа газификации полуострова.

Ленинский поселковый голова А.И. Козицкий, человек, уважаемый жителями населенного пункта, досконально знающий свое дело и умело разрешающий неизбежно возникающие ежедневные большие и малые проблемы районного центра, в своей неутомимой деятельности опирается на компетентных помощников, в числе которых его заместитель В.П. Гриценко, секретарь совета А.А. Ходырева, специалист поссовета В.К. Лагутин, весь депутатский корпус поселкового совета. Отрадно отметить, что это команда единомышленников.

В числе тех, кто всегда подставит свое надежное плечо и поможет добрым советом поселковому голове -- председатель районного совета А.Д. Петрищев, глава райгосадминистрации П.И. Проценко и их заместители А.Н. Вертелецкий, Н.Б. Колесниченко, Г.В. Остах, А.А. Хохлов, Э.С. Абдулмеджитов.

Спикер Крымского парламента А.П. Гриценко и председатель Совета министров автономии В.Т. Плакида, весьма часто осуществляющие деловые поездки в Ленинский район, всегда находят время встретиться с представителями поселкового совета и соответствующих служб, оказывая своевременную и действенную помощь своим землякам.


«ПОСЕЛОК МОЙ – МОЯ СУДЬБА!»

Эти слова всегда могли и имеют право с гордостью произнести люди, без которых районный центр не состоялся бы как населенный пункт, со своей, только ему принадлежащей боевой и трудовой биографией.

П.Я. Чумак и Н.Ф. Гуренко, А.С. Гончар и Л.П. Гаврилова, И.А. Марченко и В.Е. Кустов, А.Д. Верницкий и Л.Е. Щегленко, Л.Н. Паламарчук и М.Ф. Вольфсон, А.В. Дубодел и Г.Е. Новиков, А.М. Фомкина и Г.К. Тертычный, И.А. Астафуров и А.А. Брагер, З.Т. Шаболда и Ю.А. Балашов, П.Д. Полтавский и Л.Ф. Ромашова, Г. П. Карасташ и Ф. П. Дрозд, В. Н. Малахов и М. Г. Фролов, и многие-многие другие, перечень имен которых не уместился бы даже на страницах одного номера газеты…

Десять лет назад, в день 100-летнего юбилея поселка, на здании железнодорожного вокзала была торжественно открыта мемориальная доска, посвященная этому знаменательному в истории Крыма событию.

Поздравительные телеграммы с вековым юбилеем жителям районного центра прислали в сентябре 1999 года Президент Украины Л.Д. Кучма, Председатель Верховной Рады Украины А.Н. Ткаченко, Президиум Верховной Рады Автономной Республики Крым и Совет министров АРК.

Наш земляк, самобытный поэт и композитор Николай Примечалов, в 1999 году к 100-летнему юбилею районного центра написал замечательную песню, в которой есть емкие и проникновенные слова, наполненные глубоким смыслом. Слова для всех поколений поселковых жителей: «Семь Колодезей, Семь Колодезей – смысл великий в сердце мне проник. Семь Колодезей, Семь Колодезей – здесь мой отчий дом и мой родник…».

сентябрь 2009 г.

Николай Рак