Едем в Польшу из России на своей машине. Советы и рекомендации. Бюджетное путешествие на автомобиле по польше Неделя по польше на своем авто

Отзыв туриста о путешествии на собственном автомобиле по городам Польши (Гданьск, Белосток, Варшава) и Германии (Берлин). Подробный финансовый отчет, полезные советы начинающим путешественникам и сопутствующие фотографии.

Планирование маршрута

Долго не могли определиться с мужем, как провести наш отпуск. Время поджимало, и идея данного маршрута родилась спонтанно. Планировать поездку начали только в конце июня, а состоялась она в период с июля по август.

Изначально хотели поехать по береговой линии Балтийского моря, наслаждаясь теплом и солнцем и останавливаясь в портовых городах. Однако уже в начале лета погода не обещала ничего, кроме холода и дождей — тогда в маршрут и был добавлен Берлин. Это особый город, который стал для нас открытием. Берлин подарил самые яркие впечатления.

Для нас обоих это было первое серьезное путешествие. Возможно, многие трудности и открытия, которые мы сделали, будут полезными для таких же начинающих путешественников.

Вот так выглядит полный маршрут нашего путешествия

Маршрут строили с помощью Google Maps, туда же добавляли все места и достопримечательности, которые собирались посетить.

От ночных переездов решили сразу отказаться: водитель у нас только один, и надо его беречь. От Минска до Гданьска — 740 километров. В целом это чуть больше девяти часов в пути, также нас ожидало пересечение границы. Вот почему первую остановку решили спланировать примерно на половине дороги. Пролистав фото и прочитав отзывы о красоте польской природы, решили добавить в маршрут Мазурские озера. На данной территории полно кемпингов, поэтому вопрос с ночевкой решился быстро — захватили с собой палатку. Во всех остальных городах бронировали хостелы. Их выбирали на Booking, исходя из бюджета и отдаленности от центра.

Первый совет начинающим туристам. Если вы бронируете жилье за месяц до поездки, еще и в самый сезон, будьте готовы к тому, что 90% хороших отелей будет занято. Если удалось найти подходящий вариант, быстрее бронируйте номер — завтра его, скорее всего, заберут.

Чтобы не тратиться на чрезмерно дорогой общественный транспорт, взяли с собой в поездку велосипеды. Кстати, это очень популярный способ передвижения в Европе.

В пути писали подробные заметки о потраченном времени, бюджете и проделанном пути. В этом отчете будет описание всех наших затрат.

Белосток — вперед за дешевыми продуктами

Ранний подъем и четыре часа пути до границы Беларуси и Польши. Бензином заправились под завязку еще в Минске. Топливо в Беларуси значительно дешевле, чем в Польше и Германии, так что экономим средства и наполняем бак "до краев" еще раз перед границей. Кстати, заметили одну особенность — на разных АЗС в Беларуси стоимость топлива практически одинаковая. В Европе же цены зависят от конкретной сети заправочных станций.

Границу пересекали в пункте пропуска "Берестовица" в будний день. Шенгенские годовые визы были сделаны задолго до поездки, зеленая карточка на автомобиль оформлена. Все-таки лето — сезон отпусков, и даже в будний день на границе стоит много машин. Мы везли с собой велосипеды, и при возвращении домой могли столкнуться с проблемами о декларировании. Без лишних вопросов встали в красный коридор и заполнили нужные бумаги при выезде. В нашем случае очередь в нем была значительно меньше, чем в зеленом. Планировали проскочить границу за три часа, а простояли там около пяти — это невозможно заранее угадать. Один час "отвоевали" назад благодаря разнице в польском и белорусском времени.

Наш первый остановочный пункт — Белосток. От польской границы он в часе езды, к тому же город был нам по пути. Загрузили полную тележку еды в местном "Ашане" — это наш стратегический запас продовольствия в дорогу. Купили в основном то, чем можно плотно позавтракать и перекусить.

Еще одна стратегическая покупка — это SIM-карта местного оператора с интернетом.

Второй совет начинающим туристам. SIM-карты лучше покупать непосредственно у операторов. Те, что продаются в магазине, необходимо активировать, а инструкции к ним прилагаются исключительно на польском языке. Мы, кстати, смогли воспользоваться картой только на вторые сутки, когда зашли в офис нужного оператора. Даже местные жители, к которым мы обращались, не смогли объяснить, как самостоятельно ее активировать.

Итак, наши первые траты:

  • На 58 литров бензина — 36 евро (около 2500 рублей);
  • На продукты — тоже 36 евро.

Потрачено 72 евро или около 5000 рублей.

Остановка на Мазурских озерах

От Белостока до района Мазурских озер еще около двух часов езды, и нам также предстояло искать ночлег. Дорога лежит через населенные пункты. Поток машин здесь совсем небольшой. Покрытие неплохое, но вот сама дорога постоянно петляет. Единственное, что радует — это безграничные зеленые просторы и живописные деревушки.

Кемпингов в районе много — практически на каждом повороте стоит указатель нового пристанища для туристов. Мы выбрали лагерь "Billa", который располается возле озера Негоцин. Сюда мы добрались только к 21:50 и палатку ставили уже в темноте. В целом справились с задачей. В кемпинге нам предоставили все необходимое: стоянку для машины, саму палатку и минимальные удобства (туалет, умывальник).

Первый день путешествия

Утро в кемпинге

Кемпинг "Billa"

Последние траты в первый день — это ночлег за семь евро (около 500 рублей).

Мальборк — самый большой средневековой замок Европы

Утром нас ожидало пасмурное небо и непрекращающийся моросящий дождь. В 10:00 мы уже двинулись в сторону Гданьска. Впереди нам предстояло провести еще четыре часа в пути (почти 300 километров). Маршрут, как и в предыдущий день, был проложен через небольшие города и деревни, но поток машин значительно вырос. Рядом со многим населенными пунктами шел дорожный ремонт, но скопление автомобилей было небольшим, и дольше 15 минут мы нигде не задерживались.

Внезапно Google Maps добавил к нашему расчетному времени еще три часа. Пролистав быстро карту, сориентировались, что впереди нас ожидает пробка, поэтому начали искать объезд. Мы слегка переделали маршрут — поехали практически по бездорожью, но сэкономленное время стоило того.

Новый маршрут

Изначально планировали, что, если будет время, заедем по пути в Мальборк — небольшой городок, находящийся в часе езды от Гданьска. Главная его достопримечательность — одноименный средневековый замок. Оставить машину можно прямо на подъезде: там есть специальная большая платная парковка, а рядом расположилась маленькая, но бесплатная стоянка. Сам замок огромный, и бродить там можно часами. Вход стоит 10 евро (около 700 рублей). У нас, к сожалению, не было в запасе много времени, и мы довольствовались только быстрой фотосъемкой на фоне стен замка.

Мост к замку

Замок Мальборк в дождливую погоду

Что делать в Гданьске, когда не видно солнца?

До Гданьска сделали еще одну остановку, чтобы дозаправиться и перекусить.

В этом городе у нас заранее был забронирован хостел на две ночи. Из всех отелей, в которых мы останавливались в поездке, этот был самым комфортным. Комнатка маленькая, но в ней есть все, что нужно. Внутри мы нашли просторную общую кухню с плитой, необходимой утварью, холодильником и даже посудомоечной машиной. Хозяина на месте не было, но уже в пути мы получили подробное СМС-сообщение, в котором уточнялось, как добраться до хостела и где припарковаться. Также указывался код от двери.

Третий совет начинающим туристам. Парковки в городе практически везде платные, и только местные жители смогут вам подсказать, где можно бесплатно оставить автомобиль и не получить штраф.

Проделанный маршрут второго дня

В Гданьск мы приехали только к 17:00. После заселения и небольшого отдыха у нас оставалось время лишь на осмотр самого хостела.

Полноценную экскурсию запланировали на следующий день.

Железнодорожный вокзал

Улицы исторического центра

Единственное, что омрачало отдых — это погода. Мелкий дождь капал с тех пор, как мы заехали на территорию Польши, и не прекращался ни на минуту. Пришлось оставить велосипеды в машине и пойти в центр пешком — от хостела это всего 20-25 минут.

План осмотра достопримечательностей был составлен заранее — ему и следовали.

Фонтан "Нептун"

Экскурсионный пиратский корабль

Гданьск, безусловно, производит впечатление красивого старинного города с мощеными улицами, невысокими строениями из кирпича и готическими костелами. Центр был фактически полностью разрушен в годы Второй Мировой войны, и то, что мы видим сейчас — это заново отстроенные здания. Даже сейчас местами все еще идет восстановление города и реконструкция фасадов.

Самый знаменитый вид Гданьска

Четвертый совет начинающим туристам. Если едите на балтийское побережье, обязательно берите зонтик, а лучше — плащ-дождевик.

Пасмурное Балтийское море

Мы все-таки приехали на море, а потому отправились на пляж, несмотря на дождь и температуру в 17 градусов тепла. Ближайший берег оказался не в Гданьске, а в соседнем городе Сопот. Ехать туда пришлось всего 30 минут.

Один купающийся в дождь все-таки нашелся

Наши траты во второй и третий дни:

  • На 35 литров бензина — 38 евро (примерно 2600 рублей);
  • На кофе — три евро (200 рублей);
  • На хостел за две ночи — 46 евро (3200 рублей);
  • На обед в столовой — 10 евро (700 рублей);
  • На продукты — 20 евро (1400 рублей);
  • На мелочи и сувениры — пять с половиной евро (почти 400 рублей).

Итог и общие траты — 122,5 евро или чуть больше 8500 рублей.

Дорога в Берлин

В день нашего отъезда, по закону подлости, с самого утра в Гданьске, наконец, появилось солнце. Ничего не поделаешь — нас уже ждал Берлин. С дорогой там дела обстоят куда лучше, чем в Польше. Из Гданьска выезжаем на Е28 и мчимся до Германии. Данный маршрут занял у нас восемь часов.

Заправлялись напоследок на территории Польши — в Германии топливо стоит еще дороже.

Пограничного пункта между странами нет — только благодаря знакам можно понять, что вы оказались на территории другого государства.

Дорога на территории Германии

Повсюду ветряные мельницы

Наши траты в четвертый день:

  • На 53 литра бензина — 56 евро (почти 4000 рублей);
  • На кофе — два евро (почти 150 рублей).

Суммарно вышло 58 евро или 4150 рублей.

Главный пункт маршрута — Берлин

В Берлине нас также ждал заранее забронированный номер в хостеле Pension Puschkin . Жилье здесь значительно дороже, чем в польских городах, поэтому тут выбрали практически самый дешевый вариант, но при этом неподалеку от центра. Отзывы об этом хостеле на сайте, как и наши впечатления, неоднозначные. Месторасположение просто превосходное, тут мы не прогадали, а вот, например, заявленного WI-FI не оказалось. На кухне, кроме чайника и пары тарелок, ничего нет. Зато машину припарковали прямо под окном — здесь это разрешено.

Рядом с хостелом

Вид из окна

С погодой в Берлине нам очень повезло — там стояла жара, и мы даже немного забыли про дождливую Польшу.

Пятый совет начинающим туристам. Обязательно посетите в Берлине Рейхстаг — знаменитое здание немецкого парламента. Вход туда бесплатный, только нужно подать заявку не позднее, чем за два дня посещения, и заполнить анкету на сайте .

Вид с обзорной площадки Рейхстага

В Берлине есть очень много интересных мест, которые нам хотелось посетить, и за два неполных дня мы отчаянно пытались сделать невозможное. Очень удобно передвигаться на велосипедах по городу — для них выделена своя полоса на проезжей части и предусмотрены отдельные светофоры. Есть много работающих пунктов проката и повсюду оборудованы велопарковки.

Шесть часов (55 километров) мы катались по Берлину, периодически отдыхая и осматривая знаменитые места.

Наш веломаршрут по достопримечательностям Берлина

Двух дней, конечно, не хватило, чтобы посетить все интересные объекты и полностью погрузиться в жизнь этого шумного мегаполиса.

Дом с граффити

Местный подъемный кран

Пункт, который не смогли осуществить, — это посещение Берлинского зоопарка. Он является самым большим в Европе по количеству представленных видов животных. Билет туда стоит 14,5 евро. Однако чтобы все осмотреть, в запасе должен быть целый день.

Берлинский зоопарк — то, что удалось увидеть из-за ограды

Мемориальная церковь кайзера Вильгельма (частично на реконструкции)

Впечатления от Берлина остались яркие и в то же время неоднозначные. Это очень свободный город в плане самовыражения — на каждом шагу в центре что-то происходит. Мы видели марафон, концерт, цирковое представление и фаер-шоу — и все это только за два дня.

Скульптура "Красный слон" с перечислением городов Нижней Саксонии

Жандарменмаркт — одна из самых красивых площадей в центре Берлина

В Берлине много исторических памятников, связанных с трагедией Второй Мировой войны и другими значимыми для немецкого народа событиями.

Памятник советским солдатам в центре Берлина

Мемориал жертвам Холокоста, был открыт в 2005 году

Колонна Победы, памятник объединительным войнам Германии

Чекпойнт "Чарли" — контрольно-пропускной пункт между существовавшими ГДР и ФРГ

Нельзя приехать в Берлин и не посетить Берлинскую стену. Сейчас это своеобразная площадка для самовыражения художников. Некоторые граффити известны на весь мир и по праву причисляются к настоящим произведениям искусства.

"Братский поцелуй" — самый знаменитый рисунок на Берлинской стене

Сфотографировать Бранденбургские ворота без туристов, наверное, просто невозможно. На площади и днем, и ночью гуляет молодежь и туристы, также выступают музыканты.

В Берлине вы точно найдете, где перекусить или плотно поесть. Мы в основном заходили в места быстрого питания. Благо KFC и Burger King здесь на каждом шагу.

Шестой совет начинающим туристам. Если вы оказались в Германии, непременно попробуйте их традиционный быстрый перекус "Currywurst" — сосиска с кетчупом, приправленная карри, подается с картошкой фри. Нет, это не безумно вкусно, но вы лучше прочувствуете весь колорит этого города.

Наши траты в четвертый и пятый дни:

  • На две ночи в хостеле — 96 евро (6700 рублей);
  • На еду — 30 евро (2100 рублей);
  • На магниты — семь евро (500 рублей);
  • На звонок в Беларусь с таксофона — два евро (150 рублей).

Всего потрачено 135 евро или около 9500 рублей.

Варшава

Из Берлина мы уезжали с грустью. Еще на пару дней остались бы тут с удовольствием, но в Варшаве у нас был забронирован очередной хостел, да и бюджет уже трещал по швам.

От Берлина до Варшавы проложена европейская международная дорога Е30. Трасса очень удобная, прямая и быстрая. Тем не менее, для нас она была самой утомительной. За окном один и тот же неизменный вид, и запланированные шесть часов пути растянулись на все 10. Тут мы и поняли, что одному водителю сложно ехать за рулем так долго. В довершение всего настроение портила 30-градусная жара.

Маршрут Берлин — Варшава

Главный нюанс маршрута — это платные дороги на территории Польши. При заезде на такой участок вам вручают талончик, а при выезде просят вернуть его и заплатить. На нашем пути оказалось четыре таких пункта.

Останавливались мы не раз — то перекусить, то кофе попить. В какой-то момент решили найти ближайший водоем и просто искупаться. Так, не доезжая до Познани, сделали остановку на час, но после нее ехать стало куда приятнее и легче. На территории Германии мы умышлено не заправились ни разу, и топлива нам вполне хватило еще на половину пути по Польше.

В пути мы получили очередное СМС от хозяев нашего нового ночлега, но сообщение было исключительно на польском языке. Даже воспользовавшись переводчиком, мы с трудом нашли хостел Metro Centrum Guest Rooms — сплошные кодовые замки и во двор, и в подъезд, и в комнату. Наконец, мы смогли заселиться. Однако там были и туристы, которые еще долго стояли под окнами и не могли разгадать всех тайн этого странного жилища.

Кстати, это был единственный раз, когда фото на сайте и реальность сильно отличались. В комнате достаточно чисто, но тесновато, а вот душ напоминал ванную из потрепанной временем коммунальной квартиры. Чайник и микроволновка стоят прямо на холодильнике, а из столовых приборов есть лишь одна тарелка и две пластиковые вилки.

По Варшаве мы снова передвигались на велосипедах. Здесь этот вид транспорта тоже достаточно популярен, но после Берлина это нас уже не удивило. Чтобы не кататься под палящим солнцем, с утра отправились на окраину города в торговые центры "ловить" летние скидки.

Седьмой совет начинающим туристам. Хотите плотно и дешево пообедать? Идите в "ИКЕА". Такой вкусной еды мы ни разу не пробовали за всю нашу поездку.

Только ближе к вечеру поехали исследовать Варшаву. Все силы мы оставили в Берлине, да и впечатлений было так много, что по польскому городу решили просто покататься без определенного маршрута.

Как и во многих городах Польши, в Варшаве сохранился старый город — именно он больше всего притягивает туристов.

Рыночная площадь — визитная карточка старого города

Висла — самая длинная река на территории Польши

Восьмой совет начинающим туристам. Обязательно посетите в вечернее время городской пляж Вислы — он находится возле Национального стадиона. Это очень красивое место, где молодежь по вечерам жарит шашлыки и поет песни под гитару.

Сумерки на берегу Вислы

Наши траты в шестой и седьмой дни:

  • На 25 литров бензина — 29 евро (2000 рублей);
  • На две ночи в хостеле — 38 евро (2700 рублей);
  • На платные дороги — 18,4 евро (1300 рублей);
  • На еду — 35 евро (2500 рублей);
  • На продукты в магазине — 19 евро (1350 рублей).

Общие потраченные средства — 138,4 евро или 9750 рублей.

Возвращение в Минск

Хоть мы и провели в поездке только семь дней, нам казалось, что прошло гораздо больше времени. Выбрали самый быстрый обратный маршрут. От Варшавы до границы — всего два с половиной часа езды, а там уже начинается родная территория.

Маршрут Варшава — Минск

Еще раз заправились при выезде из Варшавы, чтобы дотянуть до границы. Следующая остановка в АЗС предстояла уже в Беларуси.

Границу в пункте пропуска Тересполь — Брест прошли за два с половиной часа. Как мы и ожидали, у белорусских пограничников возникли вопросы по поводу перевозимых велосипедов, так что мы предусмотрительно поступили, задекларировав их при выезде.

Провели еще четыре часа на территории Беларуси, прежде чем добрались до родного Минска. Дороги здесь хорошие — может, нам так показалось, потому что они наши, родные, да и платить за них ничего не надо.

Финальные траты в последний восьмой день — 41,5 литр бензина за 27 евро (или 1900 рублей).

Итоги поездки

Для кого-то наше путешествие, возможно, совсем не покажется отдыхом, а кто-то решит, что мы слишком уж экономили. Однако сразу хочу возразить: более интересного и захватывающего отпуска у нас еще не было. Конечно, мы сталкивались с разными проблемами, которые можно было бы решить по-другому, и мы сделали для себя определенные выводы. Всего полученного опыта и эмоций в отчет, конечно, не уместить — он и без того получился обширным.

Напомню, что это наше первое длительное путешествие на автомобиле. После такого опыта мы решили, что еще не раз проложим интересный маршрут и поедем навстречу приключениям.

Общие итоги поездки:

  1. Протяжённость маршрута — 2650 километров.
  2. Использованное топливо — 212,5 литров.
  3. Потраченные средства — 564 евро (или около 40 000 рублей).
  • 189 евро (13 300 рублей) ушло на топливо;
  • 187 евро (13 200 рублей) — на хостелы и кемпинг;
  • 195 (13 800 рублей) — на еду и развлечения.

Пересечение Белорусско - Польской границы.
Белорусско-Польскую границу пересечь можно быстро, а можно простоять и несколько часов. Перед тем, как ехать к пограничному шлагбауму, нужно сначала ещё раз заплатить какой-то сбор в размере 50 российских рублей и, уже потом можно смело двигаться к таможенной зоне. Сначала проходим паспортный контроль, затем таможенный. Пока стоим в очереди, можно сходить в туалет или перекурить. Заранее, пока есть время, поинтересуйтесь, где здесь на обратном пути находится окошечко оплаты «tax free». На обратном пути может пригодится. И ещё, на обратном пути, если захотите в туалет на территории Польши, то имейте в виду, что он платный, не то что на белорусской территории.
Далее выбираем, в какой коридор вам нужно, в зеленый или в красный. Обычно все нормальные туристы направляются в зеленый коридор.
Польские таможенники достаточно вежливы, разговаривают тихо и спокойно. Многих просят открыть багажник. При нас только одного белорусского водителя заставили вытащить из багажника все сумки. Белорусы часто стараются провезти в Польшу сигареты в недозволенном количестве. Вот их и досматривают с пристрастием. Ещё проверяют на наличие провоза мясо-молочных продуктов. Т.е. у вас не должно быть с собой ни сыра, ни колбасы, ни творога и т.п. Есть такое положение, согласно которого провоз в Еврозону мясо-молочных продуктов запрещен. Думаю, что сейчас уже никто не повезет с собой в Польшу этих продуктов. Вот раньше да, везли, особенно туристы, чтобы сэкономить на питании.
При прохождении паспортного и таможенного контроля с представителями власти лучше самому разговор не начинать. Делать всё, что они говорят, предъявлять всё, что они просят. Как правило, это ребята без чувства юмора.
В Польше при движении по дорогам необходимо включать ближний свет фар. Если будете ехать на габаритах или противотуманках, могут оштрафовать. Не любят поляки и тонированные машины, заставляют тонировку сдирать.

Проезд по территории Польши.
Наконец вы в Польше в маленьком приграничном городке Тересполь. Здесь вдоль дороги очень много надписей на русском языке. Дорога имеет номер E30. Встречаются и польские надписи. (шутка). Если увидите большую вывеску с надписью «Sklep», не пугайтесь, это по-польски так магазин называется.


Обменять валюту можно вот в таких обменниках. Только будьте очень внимательны и острожны и предварительно поинтересуйтесь, какую сумму выдадут вам на руки. Разумеется выгоднее менять евро на злоты.

Дороги в Польше ровные, в основном двухполосные. Справа идет сплошная линия. Если вы собираетесь кого-то обогнать, то обгоняемый прижимается вправо и вас пропускает. Точно так же поступаете и вы. Очень похоже на движение по Греции. Скорость в населенных пунктах Польши с 5 утра до 23.00 - 50 км/час, с 23.00 до 5 утра - 60 км/час. Вне населенных пунктов 90 км/час. Это для автомобилей до 3,5 тонн. На автомагистралях разрешена скорость 130 км/час. Все 24 часа вы обязаны двигаться с ближним светом фар. Населенный пункт в Польше обозначается знаком «на белом фоне силуэты домиков».
Если будете проезжать через Польшу в выходные, то приготовьтесь к небольшим пробкам, особенно в первой половине дня. Поляки очень верующие люди и в это время всей семьёй собираются в костелах, которые, как правило, расположены вдоль дорог. Машины свои они как раз паркуют вдоль проезжей части.
После прохождения границы желательно где-нибудь сделать остановку для перекусить и обменять деньги. Километрах в 10 от границы есть местечко Паджеро.


Местечко Паджеро в Польше.

Здесь есть неплохое кафе и пункт обмена денег с выгодным курсом. Меняют евро на злотые. Также есть небольшой продуктовый магазинчик, где можно купить водичку в дорогу или соки. Мы покупали здесь краковскую колбасу, но съесть её до конца так и не смогли, уж очень она была перченая.
Вообще в Польше во всех придорожных ресторанчиках и кафешках охотно принимают к оплате евро. Через каждые километров 30-50 есть придорожные кафе и заправки с туалетом. Пользоваться навигатором в Польше совсем не обязательно, всё понятно и на простой карте, которую можно купить на любой заправке. Очень многие польские слова и, тем более названия, очень похожи на наши.


Очень уютное кафе на территории Польши, где можно вкусно и недорого перекусить.

Вдоль дорог часто попадаются дорожные знаки со словами «Uvaga». Это, как правило, предупреждения, что за вами ведется видеонаблюдение с помощью видеокамер. Правда мы знаки видели, а вот самих камер нигде не встречали.
Шипованная резина в Польше запрещена. Поэтому если вы собираетесь на своей машине в Польшу зимой, то целесообразно будет установить на ваш автомобиль зимнюю не шипованную «липучку». Снега, как у нас в России в Польше практически не бывает, но дороги местами, особенно вне населенных пунктах, бывают очень скользкими.

В Европу на машинне


Въезд на платную дорогу на территории Польши.

Этот маршрут через Белоруссию в Польшу проделывают многие любители авто туризма. И сколько их ещё таких мечтает и планирует совершить подобное путешествие. Многие, особенно те, кто собирается впервые, уверены, что это не сложно, а главное, дешевле, чем на самолете. Это спорный вопрос и зависит от многих факторов. Что касается дешевле, то это в случае, если вас едет несколько человек и зависит от конечного вашего маршрута.

Есть люди, которые за рулем отдыхают, и для них рулить одно удовольствие. Но если вы ни разу не ездили дальше области, то вам стоит хорошо подумать, прежде чем отправиться в подобное путешествие. Если решили и вас уже ничто не остановит, то предлагаю вам прочесть этот материал, который поможет правильно спланировать вам своё путешествие.

Итак, классический автомобильный маршрут из Москвы до Варшавы проходит по Минскому шоссе через Смоленск, Минск и Брест. На этом пути для удобства появился платный участок М1 (объезд Одинцово). Очень рекомендую в дорогу запастись бутылками с водой и бутербродами, пригодится.

Непосредственно в сами города не заезжаем, проезжаем в объезд. При благоприятной загруженности дороги, без форс-мажоров, пробок и ночевок время в пути составит примерно 17-19 часов, расстояние 1200 км от Москвы до Варшавы. Удобнее этот путь совершить с ночевкой или под Минском или в Барановичи. Пересечение границы между Россией и Беларусью с 2017 года по-прежнему остаётся безвизовым, но при себе вы должны иметь паспорт или гражданский или загранпаспорт. Если вы едете в Польшу, то, скорее всего у вас будет загранпаспорт, его достаточно. Также у вас должна быть « » (Green card, аналог нашего ОСАГО) и страховка. Если с вами ребенок, то должно быть свидетельство о его рождении. Если ребенок с одним из родителей, то необходимо иметь разрешение от второго родителя. На границе Россия - Беларусь вам нужно приобрести страховку. Тоже самое и для Польши, покупается на Польской границе. Но лучше и надежнее «Грин карту» и медицинскую страховку купить дома заранее в любом страховом агентстве.

По отзывам друзей и знакомых, пересекая границу из РБ в Польшу на своей машине, бывали случаи, когда пограничники требуют предъявить техпаспорт на машину и водительское удостоверение. Как правило, такое случается при прохождении границы из Польши в РБ. А ещё поляки внимательно рассматривают лобовое стекло и при наличии скола со стороны водителя вас могут не пропустить. Правда, на этот случай неподалеку найдется мастерская, где скол смогут заделать. Также очень пристально белорусы проверяют количество ввозимого алкоголя.

В настоящее время при пересечении границы Россия - Беларусь ФСБ останавливает все машины и проверяют паспорта. Всё проходит быстро и аккуратно, никаких штампов в паспорта не ставят.

Границу между Беларусью и Польшей проходим в Тересполе через Варшавский мост и далее направляемся по трассе Е30 до Варшавы. От Москвы до Бреста 1100 км и время в пути, если без пробок и частых остановок составит 11-13 часов примерно. На этом маршруте очень много населенных пунктов и скорость от этого не более 60 км/час.

Есть ещё один вариант пересечения границы между Беларусью и Польшей в Гродно. В обоих случаях основная проблема, это сколько простоите на границе. Можно проскочить и за полчаса, а можно простоять и несколько часов. Вот в этом случае вам и пригодится вода и бутерброды.

По всему маршруту от Москвы до Варшавы есть достаточно АЗС и мест, где можно сделать санитарную остановку и перекусить. Всего пунктов пересечения границы между Беларусью и Польшей пять:

1.«Брузги - Kuznica (Кузница)»

2.«Берестовица - Bobrowniki (Бобровники)»

3.«Песчатка - Polowce (Половце)»

4.«Брест - Terespol (Тересполь)»

Кризис наложил свой отпечаток на быт россиян - из-за падения курса рубля поток наших соотечественников в Европу заметно поубавился (по данным туроператоров, спрос на заграничные поездки на майские праздники упал на 25%). Однако в Европе есть места, где можно неплохо отдохнуть, имея в кармане не самый большой бюджет. Мы решили исследовать одно из таких направлений и отправились в Польшу.

Что в России известно о Польше? Нередко ваш собеседник нарисует вам довольно мрачную картину. Якобы Польша - это унылое серое место, где не любят русских, случайным путешественникам прокалывают колеса, не пускают странных мотоциклистов, и к тому же там нечего смотреть. Масла в огонь подливают и заявления различных политиков.

От Москвы до Бреста ведет трасса М1/Е30, которая отличается прекрасным покрытием, неплохой инфраструктурой, а на белорусском участке трассы - еще и максимально разрешенной скоростью в 120 км/ч. Но, прежде чем отправиться в путь, не забудьте оформить страховку - так называемую «зелёную карту» и, желательно, получите Международное удостоверение.

Если вы решили проходить границу с Польшей в Бресте (переход «Варшавский мост»), то рекомендуем делать это в будние дни, когда меньше народа (в интернете есть сайты, позволяющие отслеживать количество автомобилей на границе в онлайн-режиме). Проблем с ночевкой в Польше нет. Помимо привычных «сетевых» гостиниц, неплохим сочетанием цена-качество отличаются «заязды» (zajazd) - небольшие мотели. Цены там умеренные (примерно 1000 - 1300 рублей за двухместный номер). Остановиться можно и в частном секторе или так называемых «ночлегах» (noclegi), которые обойдутся в два раза дешевле. Однако этот вариант, скорее, для молодых путешественников или любителей экзотики.

Дороги в Польше отличаются неплохим качеством, особенно в сравнении с российскими, а водители водят практически так же, как в остальной Европе. Единственное исключение - скоростной режим, который мало кто соблюдает (но вам не советуем превышать, штрафы в Польше довольно высокие!).

Есть и несколько особенностей скоростного режима. Максимальная разрешенная скорость в населенном пункте - 50 км/ч. А вот за городом начинаются нюансы. По «простой» двухполосной дороге можно ехать не быстрее 90 км/ч. Если две полосы идут в одну сторону, скорость увеличивается до 100 км/ч. По так называемым «экспресувкам» (droga ekspresowa) можно ехать 120 км/ч, а на автострадах позволено разгоняться уже до 140 км/ч. Впрочем, забивать голову цифрами не стоит, ведь ограничения скорости всегда дублируются знаками.

Еще одна особенность — светофоры в городах. Как и в России, иногда для поворота направо на светофорах применяется специальная поворотная секция. Но есть нюанс: если горит зелёный прямо, а секция погашена, поворачивать направо можно . Но независимо от этого при повороте не забудьте пропустить пешеходов.

А вот бензин в Польше дорогой. Литр 95-го обойдется в среднем в 4,8 злотых (примерно 66 рублей), за литр дизельного топлива попросят 4,6-4,7 злотых (около 64 рублей). Поэтому перед пересечением границы обязательно залейте полный бак.

Говорят, что когда-то давно три славянских князя Лех, Чех и Рус разошлись в разные стороны и основали три государства - Польшу, Чехию и Русь соответственно (разумеется, многие историки спорят с этим утверждением). Ну а в этой поездке у нас получилось настоящее славянское единство - российский экипаж проехал по Польше на автомобиле чешской марки.

За время нашей поездки мы побывали в трех крупных городах Польши: Варшаве, Кракове и Вроцлаве. Сравнивать эти три города между собой - всё равно, что сравнивать Москву, Санкт-Петербург и Казань. Они разные!

Варшава

На первый взгляд, польская столица может показаться слишком шумным городом. Но это впечатление обманчиво. Стоит лишь добраться до старого города, как мысленно переносишься на несколько веков назад. Самое интересное, что большинство из построек - новодел. Ведь после Второй мировой войны вся Варшава лежала в руинах… Титаническими усилиями архитекторов Старый Город или, как говорят здесь, «Старувка», был восстановлен. Причем, где это возможно, использовали оригинальные кирпичи. ЮНЕСКО даже внесло Старый Город в список всемирного наследия «как исключительный пример почти полного восстановления исторического периода между XIII–XX веками».

Королевский замок был построен на рубеже XV-XVI веков и служил местом, где восседали польские короли, а до середины ХХ века еще и президент. Интересно, что в разные эпохи замок неоднократно перестраивался в соответствии с текущей модой. Ныне во дворце музей, где можно увидеть полотна художников Рембрандта и Матейко, старые виды Варшавы кисти Беллотто, а также урну с прахом Тадеуша Костюшко.

Как мы уже говорили, впечатление от Варшавы, как от душного и динамичного места, очень обманчиво. В самом центре города расположен настоящий райский уголок. Речь о парке Лазенки, который был создан в XVII-XVIII веках для местной аристократии. Парк занимает 76 гектаров и является замечательным местом для прогулок. Здесь не только красиво, но еще и отличная экология - очень много белок, уток и даже… павлинов! Которые гуляют прямо по дорожкам парка и совсем не боятся людей! Кстати, иногда они очень забавно кричат - не пугайтесь.

Знаменитый Дворец Науки и Культуры, построенный по проекту архитектора Льва Руднева в 1952-1955 годах, является самым высоким зданием в Польше и одним из самых высоких в Евросоюзе. Дом, представляющий собой «подарок советского народа польскому», был построен по образцу сталинских высоток в Москве. Неудивительно, что такой проект вызывал негативные ассоциации у местных жителей, ведь они видели в этом явное доминирование тоталитарной системы и давление из Москвы. Впрочем, это - уже история.

Краков

После Варшавы лежащий на юге Польши Краков может показаться слишком спокойным, примерно как Санкт-Петербург после Москвы. Но точно так же, как и в случае с «Северной Венецией», речь идет о культурной столице государства, которая к тому же была и столицей самой настоящей. Поэтому взглянуть здесь действительно есть на что.

Первое, что видит турист, идущий в Старый Город Кракова с севера, - могучий Барбакан (так называют оборонительное сооружение наподобие Кутафьи-Башни в Москве) с Воротами Святого Флориана и городскими стенами. Трудно поверить, что когда-то между Барбаканом, который был построен в XV веке, и городскими стенами был ров… Впрочем, и сейчас погружение в средневековье удается на «ура». Кстати, по крепостным стенам можно прогуляться.

Пройдя по Флорианской улице, вы попадете на главную площадь Кракова - Рынок. В средние века она была одной из самых больших в Европе, но и сегодня поражает своими размерами. В центре площади расположены суконные ряды (Sukiennice). В них до сих пор идет бойкая торговля, но былые ткани все больше уступают место сувенирам. Под углом к «сукенницам» расположена Церковь Успения Пресвятой Девы Марии или Мариацкий Костёл. Обязательно войдите внутрь, ведь интерьер собора заслуживает отдельного внимания. А еще Костёл характеризуют две башни, которые отличаются друг от друга. Кстати, помните - каждый день в 10 утра от входа в храм стартует бесплатная (!) экскурсия по городу.

Вавельский холм - это настоящее сердце Кракова, ведь именно здесь расположен Королевский замок и Кафедральный собор святых Станислава и Вацлава, являющийся усыпальницей польских королей. Обязательно посетите внутренний двор замка, который по красоте может поспорить с аналогичными зданиями в Италии. Кстати, именно здесь, в Королевском замке, теперь выставляется картина руки Леонардо да Винчи - знаменитая Дама с Горностаем. А еще на Вавеле живет самый настоящий дракон. Это - не шутка! Создание из легенд перекочевало прямо на берег Вислы и на потеху публики даже пускает языки пламени.

Краковские костёлы заслуживают отдельного рассказа. Вообще польское слово Kościół в переводе означает всего лишь «церковь», а католические храмы по-русски правильнее называть точно так же как и православные - церквями, храмами или соборами. Однако говоря о Польше можно употребить и слово «костёл», точно так же, как и слово «виа» для названий улиц в Италии. В Кракове костёлы действительно поражают своей красотой. Это связано с тем, что убранство большинства из них создавалось в период так называемой контрреформации и религиозных войн в Европе. Аскетичному интерьеру протестантских храмов было противопоставлено богатство и золото в интерьере храмов католических, призванное показать образ рая, который ждет верующего в случае покаяния. Кстати, если вы решите посетить Святую Мессу, лучше приходите заранее - ведь иногда в храм можно просто не войти из-за количества народа.

Сейчас район под названием Казимеж - модное место. Но когда-то здесь располагался один из крупнейших еврейских кварталов в Европе, о чем вам обязательно напомнят различные заведения и звуки клезмера от уличных музыкантов. Хотя окружающая атмосфера вызывает приятные ощущения, нельзя не вспомнить и о грустной странице в истории Кракова - Краковском Гетто, которое было организовано в соседнем районе Подгуже во время оккупации города нацистской Германией. Перед войной Краков населяло более 60 тысяч евреев, после массовых депортаций в городе осталось лишь 15 тысяч. Однако нацистам и этого показалось мало. В марте 1943 года было решено ликвидировать гетто. 8 тысяч евреев, считавшихся годными к работе, перевезли в концлагерь Плашов, 2 тысячи убили прямо на улицах, а остальных - отправили в Освенцим. Отправление осуществлялось с вокзала, находившегося на местной Площади Согласия. В память об убитых евреях сейчас это место называется Площадь героев Гетто, а посреди нее установлен памятник в виде пустых стульев.

Вроцлав

Вроцлав - это столица исторического региона Силезия, известного своими богатыми недрами. Уж только кому этот регион не принадлежал! И полякам, и австрийцам, и чехам и даже венграм. Но, конечно, больше всего в городе именно немецкого влияния, ведь после войны за австрийское наследство в конце XVIII века Силезия надолго отошла к королевству Пруссия. Особенно сильно прусское наследие проявляется в архитектуре - достаточно увидеть ратушу на Рыночной площади или дома на Соляной площади по соседству, чтобы почувствовать себя словно в Германии.

Сердце Вроцлава - остров Тумский, расположенный на Одере. Именно отсюда начинался этот могучий город. На территории острова сохранились руины некоторых строений, датированных еще IX веком. А в самом его центре расположен Кафедральный Собор Иоанна Крестителя, являющийся первым готическим храмом в Польше.

Еще одной неотъемлемой достопримечательностью Вроцлава являются самые настоящие гномы. Да-да, по всему городу установлены небольшие фигурки сказочных существ. Но не думайте, что гномы, или, как их тут называют, «краснолюдки», расставлены по всему городу просто так. Они - полноценные граждане Вроцлава и живут своей жизнью - ходят за покупками, ездят на мотоцикле, тушат пожар. Поэтому и имена у них соответствующие. Например, «соня» или «шопоголик». Искать гномов по всему городу необычайно интересно даже взрослым, а попадаются они совсем в неожиданных местах.

Если вы оказались во Вроцлаве, то посетите местный зоопарк. Вход стоит 40 злотых (примерно 600 рублей), а провести в нем можно целый день. На территории площадью 33 гектара обитает 4150 животных 876 различных биологических видов. Здесь есть даже океанариум!

Курица не птица…

…а Польша не заграница. Эту поговорку, в которой Польша иногда уступала место Болгарии, знал, пожалуй, каждый, кто вырос в Советском Союзе. Возможно, когда-то именно так и было, и Польша ничем принципиально не отличалась от других стран соцлагеря. Однако за последние 30 лет Польша пережила коренные изменения. И прежде чем писать в комментариях «автору заплатили поляки», немного подумайте и сделайте выводы сами, без навязанных стереотипов. За время нашей десятидневной поездки на семью из двух взрослых и одного ребенка, помимо оплаты проживания (13 тысяч рублей), было потрачено 25 000 рублей на питание, культурную программу, развлечения. И при этом мы ни в чем себе не отказывали. Везде, где мы были, нас ждал радушный прием, сервис на достойном уровне, и при этом никто не пытался нас обмануть.

Отдельно стоит упомянуть такой момент, как дискриминация. Ни разу, подчеркиваем, ни разу за время поездки мы не увидели предвзятого отношения из-за того, что мы говорили на русском языке. Более того, поляки действительно произвели положительное впечатление - здесь вам всегда помогут выйти из транспорта с тяжелой сумкой, или подержат дверь, видя, что вы идете с коляской. Приходится констатировать - Польша уже стала заграницей в хорошем смысле этого слова. А её туристический потенциал сильно недооценен россиянами.

Вишенкой на торте стал разговор с футбольным фанатом варшавской «Легии», произошедший в последний вечер. Узнав, что мы из России, он обрадовался и пожал мне руку, сказав, что политики с обеих сторон всегда пытаются стравить простых людей, а славянам стоило бы дружить. Сложно не согласиться, особенно, когда страна неожиданно раскрывается перед тобой со столь положительной стороны.