Рязанский мужской монастырь. Свято-Троицкий мужской монастырь г. Рязани. Проезд к монастырю

Храмы монастыря

Действуют три храма: соборный во имя Пресвятой Троицы (освящен 16 июня 2000 г.), Сергиевский с двумя приделами: в честь Феодоровской иконы Божией Матери и Собора Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (главный придел освящен 8 апреля 1996 г.) и надвратный храм в честь иконы Божией Матери «Знамение-Корчемная» и святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских в Святых Вратах (освящен в 10 декабря 2000 г.).

Святыни

  • В выносном деревянном резном кресте монастыря хранится частица Гроба ГосподняКазанская икона Божией МатериИкона святого апостола Андрея ПервозванногоИкона прп. Сергия Радонежского с частицами мощей этих святых.
  • Частицы мощей Рязанских святителей:
  • священомученика Мисаиласвятителя Феодоритасвятителя Гаврииласвятителя Мелетия
  • Честные останки рязанских епископов:
  • архиепископа Алексия Титова (1733-1750)архиепископа Антония (1621-1637)епископа Гурия Лужецкого (1554-1562)епископа Михаила (1548-1551)митрополита Стефана Яворского (1700-1722)

Современная жизнь монастыря

Богослужениясовершаются ежедневно:

  • утром – в 8.30;
  • вечером – в 17.00.

Всубботы, воскресенья и праздничные дни утром совершается также ранняя обедня– в 6.00 (в седмичные дни) или в 6.15 (субботы и воскресения) в Сергиевском храме монастыря .

С понедельника по пятницу совершаются ранние заупокойные обедни в 6.45 в храме в честь иконы Божией Матери "Знамение-Корчемная" и святых Петра и Февронии Муромских в Святых Вратах. По окончании обедни в этом же храме еженедельно совершаются:

  • по средам – канон мученику Уару (об умерших некрещеными);
  • по четвергам – акафист иконе Божией Матери «Знамение-Корчемная»;
  • по пятницам – акафист святым благоверным Петру и Февронии Муромским.

По примеру Свято-Троице-Сергиевой Лавры в монастыре читаются акафистыза вечерним богослужением еженедельно:

  • в среду – Пророку, Предтече и Крестителю Господню Иоанну, с выносом иконы с частицей его мощей;
  • в пятницу – иконе Божией Матери «Феодоровская».
  • в воскресение – преподобному Сергию, игумену Радонежскому, с выносом иконы с частицей его мощей;

В монастыре совершается соборование два раза в неделю: в пятницу вечером после вечернего богослужения и в субботу в 7.30.

Ежедневно совершаются водосвятные молебны и служатся заупокойные литии.

Престольные праздники обители:

  1. День Святой Троицы (переходящий праздник).
  2. Прп. Сергия, игум. Радонежского:5/18 июля– обретение честных мощей прп. Сергия, игумена Радонежского;25/8 сентября/октября– преставление прп. Сергия, игумена Радонежского, всея Россия чудотворца.
  3. Икона Божией Матери «Феодоровская» (14/27 марта; 16/29 августа).
  4. Собора Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна:7/20 января– Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна;24/9 февраля/марта– первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи;25/7 мая/июня– третье обретение главы Иоанна Предтечи;24/7 июня/июля– рождество Предтечи и Крестителя Господня Иоанна;29/11 августа/сентября– усекновение главы Иоанна Предтечи;23/6 сентября/октября– зачатие Иоанна Предтечи.
  5. Иконы Божией Матери «Знамение-Корчемная» (27/10 ноября/декабря).
  6. Свв. блгв. кн. Петра и кн. Февронии Муромских (25/8 июня/июля; переходящее празднование в воскресенье перед 19 сентября - перенесение мощей святых Петра и Февронии Муромских).

Проезд к монастырю.

Поблизости от монастыря, в пределах одной остановки, находятся два железнодорожных вокзала: Рязань-1 и Рязань-2; областной автовокзал «Центральный» (пос. Мервино), от которых до обители можно дойти или доехать на городском транспорте (остановка «ТД «Барс»»).

История обители

Свято-Троицкий мужской монастырь, расположенный в западной части г. Рязани при впадении реки Павловки в Трубеж, является одним из древнейших на Рязанской земле. Хотя время его основанияв точности неизвестно, считается, что возник он не позднее первой половины XIV века, поскольку еще в 1386 году преподобный Сергий Радонежский, посещая Переяславль Рязанский с посольской миссией, останавливался на ночлег в обители, которая находилась на подступах к городу. «Обнощева» здесь, святой старец, исполняя просьбу великого князя Димитрия Донского, отправился на княжеский двор к Олегу Рязанскому и кроткими речами склонил его на установление долгожданного мира с Москвой. Символом нерушимости этого союза стал династический брак, заключенный между сыном Олега Ивановича Феодором и дочерью Димитрия Донского Софией.

В древности Рязанское княжество подвергалось неоднократным набегам татаро-монгольских орд, поэтому все записи, относящиеся к древнейшей истории монастыря, были утрачены. Первое письменное упоминание о нем встречается лишь в конце XVI столетия в Платежных книгах Ивана Рогозина, а первым известным настоятелем является «строитель старец Симеон» (1628 – 1629 гг.).

Монастырский ансамбль складывался на протяжении конца XVII – начала XX веков. Первой каменной постройкой на территории обители стал холодный соборный храм во имя Живоначальной Троицы, построенный на средства стольника И.И. Вердеревского на месте прежнего деревянного храма и освященный в 1695 г. Рязанским митрополитом Авраамием. Второй, Сергиевский храм был воздвигнут в 1752 году взамен деревянной Иоанно-Предтеченской церкви, и имел приделы в честь Крестителя Господня Иоанна и Федоровской иконы Божией Матери. С северной стороны над главными въездными вратами монастыря находилась трехъярусная колокольня (1697 г.), а довершали облик обители настоятельский (1855 г.) и братский (ныне трапезный; 1903 г.) корпуса и возведенная в 1858 г. в западных вратах двухэтажная каменная часовня, получившая впоследствии наименование «Святых Врат» . Территория монастыря была обнесена кирпичной оградой с пятью башнями, выстроенной еще в конце XVII века, внутри которой располагались многочисленные хозяйственные постройки. Снаружи находился монастырский огород, были посажены деревья и кустарники, разбиты цветочные клумбы, а с южной стороны простирался обширный фруктовый сад с пасекой. Неподалеку от монастыря располагались пойменные озерца, вода в которых отличалась чистотой и хорошим вкусом. На территории самой обители находилось несколько источников. В устье реки Павловки стояла монастырская мельница.

Главной святыней монастыря являлась чудотворная Феодоровская икона Божией Матери . Древний список пожертвовал обители потомственный гражданин г. Рязани купец Григорий Гаврилович Анзимиров после чудесного случая, произошедшего с ним благодаря этому образу. 24 октября 1852 года икона была торжественно перенесена в обитель святителем Гавриилом Рязанским и помещена в северном приделе Сергиевского храма, освященном в тот же день в честь этого образа. От иконы совершались многочисленные исцеления, свидетельства о которых зафиксированы в монастырской летописи. После закрытия монастыря в годы советской власти образ оказался за пределами обители. В настоящее время он находится в Борисо-Глебском соборе г. Рязани, а в монастыре хранится список Феодоровской иконы, сделанный в 1998 г., также прославившийся чудотворениями. До сегодняшнего дня в обители пребывает чтимая Казанская икона Божией Матери, сохранившаяся с дореволюционного времени, перед которой еженедельно совершается акафист.

В ограде монастыря находилсядревний некрополь, на котором производились преимущественно почетные захоронения: духовных лиц, благотворителей, людей известных фамилий. Среди них: архиепископ Иринарх (Попов), архимандрит Иоанн (Оболенский), Вердеревские, Рюмины, Андрониковы, Нарышкины, Дубовицкие, Орловы, Медынцевы, Замятины, Живаго, княгиня М.И. Кропоткина, грузинская царица фрейлина Мария и другие.

На кладбище Троицкого монастыря упокоился знаменитый зодчий конца XVIII – начала XIX века Матвей Федорович Казаков, архитектурный гений которого во многом определил облик Москвы. В 1812 г. при спасении от наполеоновского войска М.Ф. Казаков вместе с родственниками оказался в Рязани, где вскоре скончался и согласно записи в метрической книге Николаевской «что за Лыбедью» церкви, был «погребен всем причтом в Троицком монастыре». Предположительно захоронение было произведено за алтарем Сергиевского храма. В 1914 году при расширении алтарной части останки зодчего были перезахоронены в нескольких метрах восточнее, над могилой установили памятник в виде обелиска из черного мрамора с надписью: «Здесь покоится прах зодчего Казакова Матвея Федоровича (1738 – 1812)». При регистрации надгробий на Троицком кладбище в 1931 году под № 124 значился памятник Казакову. Однако в годы советской власти Троицкое кладбище так же, как и сам монастырь, подверглось разорению: решение о его ликвидации было принято Исполнительным комитетом Рязанского городского Совета депутатов трудящихся 13 марта 1941 г. Окончательно оно было уничтожено в 1974 году при закладке котлованов под фундаменты зданий завода автоаппаратуры. Так, место захоронения известного зодчего было утеряно. В 2002 году, в период празднования 190-летия со дня кончины М.Ф. Казакова была предпринята попытка отыскать останки выдающегося архитектора на основании архивных данных и показаний свидетелей, однако поиски не увенчались успехом.

Троицкий монастырь быллишен своего статусав 1919 г., но оба его храма продолжали действовать в качестве приходских церквей. 23 апреля того же года было создано братство Свято-Троицкого монастыря, которое возглавил иеромонах Прокл (Кузнецов), в будущем архимандрит, наместник обители. Впоследствии он был арестован и дважды находился в ссылках. Полностью храмы были закрыты в 1940 г. В зданиях монастыря в различные годы размещались Учебный комбинат, мастерские завода автоаппаратуры, автошкола, использовались они и в качестве жилых помещений.

Исторический статус Свято-Троицкому монастырю был возвращен Указом Святейшего Патриарха Алексия II († 2008) от 26 декабря 1995 г. В том же году наместником был назначен игумен Андрей (Крехов); ныне архимандрит.

На сегодняшний день в монастыре – 12 человек братии. Действуют три храма: соборный во имя Пресвятой Троицы (освящен 16 июня 2000 г.), Сергиевский с двумя приделами: в честь Феодоровской иконы Божией Матери и Собора Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (главный придел освящен 8 апреля 1996 г.) и надвратный храм в честь иконы Божией Матери «Знамение-Корчемная» и святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских в Святых Вратах (освящен в 10 декабря 2000 г.).

С июня 1998 г. в монастыре издается газета «Святые врата». Действуют просветительские курсы для взрослых «Основы Православия» и детская воскресная школа. Из собрания старопечатных книг, которым располагает монастырская библиотека, регулярно устраиваются выставки. В декабре 1996 г. при монастыре была устроена благотворительная столовая, ежедневно обслуживающая до 50 человек. Монастырь активно принимает паломников из разных регионов страны, проводятся экскурсии для школьников. У монастыря имеется три подворья, хозяйственный двор. Продолжается восстановление обители. В 2012 году была возведена кирпичная ограда.

Свято-Троицкий монастырь, 3 класса, близ города Рязани. Время основания неизвестно; упоминается в 1386 году; в 1695 году он был возобновлен. Здесь находится Федоровская чудотворная икона Божией Матери. При монастыре школа для приготовления в 1-й класс духовного училища мальчиков-сирот, которые пользуются от монастыря квартирою и проч.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»



Время основания Рязанского Свято-Троицкого монастыря с точностью не известно. В предании оно связывается с посещением Рязани преподобным Сергием Радонежским, имевшим целью примирение двух знаменитых князей-современников: великого князя Московского Дмитрия Донского с великим князем Рязанским Олегом Ивановичем. Это посещение преподобным Сергием Рязани, называвшейся в то время Переяславлем Рязанским, как известно по летописям, происходило в 1386 году. XVIвв. Рязанское княжество многократно подвергалось набегам татаро-монгольских орд, поэтому все «крепости и другие записи», относящиеся к монастырской истории, были истреблены. Первое последующее упоминание о монастыре встречается лишь в конце XVIв. Наибольшего расцвета монастырь достиг в XIX в. Архитектурной образующей монастыря была четырехъярусная колокольня, которая видна была далеко при подъезде к Рязани. На ней было восемь колоколов. Самый большой, отлитый в 1862 году, весил 4,24 тонны. Второй, полиелейный, отлитый в 1905 году 15 июля - 1,1 тонны. Монастырь опоясывала ограда длиной 427 метров и с пятью круглыми башнями и двумя входами. С северной стороны (от железной дороги) на фронтоне ворот была помещена фреска с изображением преподобного Сергия, благословляющего братию. Южные ворота флангируются двумя корпусами в два этажа каждый - братский и трапезный. Братский построен в 1855 г., трапезный в 1903 гг.

Передача монастыря Церкви началась в 1995 году. Решением Св. Синода наместником вновь созданного Свято-Троицкого монастыря назначен игумен Андрей (Крехов). Самый древний в обители храм - Свято-Троицкий Собор. Основание его относится к 1685 году. Он не отличается выдающейся архитектурой, но прочен по зданию, учитывая те нагрузки на него, которые были связаны с использованием во времена советской власти (перестройки, пристройки и т.н. реконструкции). Богослужение в нем начато в 2000 году.

Церковь преподобного Сергия Радонежского - это уникальный по зданию, теплый храм (заполнителем в стенах использован войлок). Богослужения в ней проводятся с 1995 года. Малая церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение-Корчемная» и свв. благоверных князей Петра и Февронии Муромских находится на втором этаже в Святых Вратах. Богослужения в ней начаты с октября 2000 года.

Святыни: Местная чтимая чудотворная икона Божией Матери - Казанская (единственная икона, сохранившаяся от тех икон в монастыре, которые были до безбожных гонений). В монастыре пребывают частицы мощей Рязанских святителей: сщмч. Мисаила (1651-1655), свт. Феодорита (1605-1617), свт. Гавриила (1837-1858), свт. Мелетия (1896-1900); честные останки рязанских преосвященных: архиепископа Алексия Титова (1733-1750), архиепископа Антония (1621-1637), епископа Гурия Лужецкого (1554-1562), епископа Михаила (1548-1551), митрополита Стефана Яворского (1700-1722). В выносном деревянном резном кресте монастыря хранится частица Гроба Господня. Имеются икона св. апостола Андрея Первозванного, икона прп. Сергия Радонежского с частицами мощей этих святых.

Монастырь имеет два храма-подворья: храм Рождества Богородицы в с. Абрютино и храм св. ап. Иоанна Богослова в с. Плахино. Функционирует монастырский хозяйственный двор в с. Екимовка Рязанского района.

Важные события из жизни обители. Открытие св. обители 25 декабря 1995 г. указом Святейшего Патриарха и Св. Синода. С июня 1998 г. по настоящее время в монастыре издается газета «Святые врата». В сентябре 1999 г. при монастыре организована воскресная школа. 16.06.2000 г. Высокопреосвященнейшим Симоном освящен Троицкий Соборный храм. В июле 2001 г. в Рязани пребывала чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Казанская-Вышенская». Ее крестный ход по храмам Рязани начался со Свято-Троицкого монастыря.



Троицкий монастырь находится близ г. Рязани на старой Московской дороге, «усть реки Павловки», впадающей в реку Трубеж. Время основания его с подлинностью не известно, хотя и есть предание, что преподобный Сергий, бывший в Рязани в 1385 г. для примирения князя Рязанского Олега с великим князем Московским Дмитрием Ивановичем, по прибытии в столицу княжества Рязанского, не прямо вступил в княжеский дворец, находившийся на месте нынешнего архиерейского дома, а предварительно останавливался в Троицком монастыре. В силу этого довольно темного предания, построение сего монастыря относят к концу XIII или к началу XV столетия. Но такое предание не подтверждается ни одною из летописей, хотя в них и встречаем более или менее подробные известия о посещении Олега преподобным Сергием. По этому нам кажется более вероятным то предположение, что Троицкий монастырь был основан в память пребывания преподобного Сергия в Рязани и, следовательно, не ранее XV столетия.

Первое летописное известие о сем монастыре встречается только в конце XVI столетия. Оно упоминается в списках с Платежных книг Рязанских 1595-97 гг. В выписи с Писцовых книг Воронцова-Вельяминова 1628-29 гг. замечено, что Троицкий монастырь от войны был пустой многие года, но и по возобновлении своем, как видно из той же записи, находился далеко не в цветущем состоянии. В монастыре была одна церковь Живоначальной Троицы с деревянным приделом Сергия чудотворца, церковь и все церковные строения - монастырское, да на монастыре две кельи, а в нем строитель старец Семион, а братии нет.

Приведением в более приличный вид Троицкий монастырь обязан известному в ХVII столетии ревнителю церковного благолепия стольнику Ивану Ивановичу Вердеревскому, который в 1685 г. устроил каменный храм в честь Живоначальной Троицы с приделом Алексия митрополита и обнес монастырь каменной оградой. Им же, вероятно, устроен и другой храм в честь св. Иоанна Предтечи… До 1764 г. в числе вотчин Троицкого монастыря состояли: с. Бахмачево, в котором по ревизии 1744 г. было 206 дворов и земли 350 четвертей в поле, с. Козарь и с. Девичий рукав, находившиеся в Шацком уезде в Замокшенском стане при реке Мокше в 350 верстах от монастыря. В нем по ревизии 1744 г. значилось 352 двора и 450 четвертей в поле.

Во владении Троицкого монастыря состоит:

1. Под монастырской усадьбой 30 десятин 1906 сажень.
2. Луговой пахотной земли близ с. Мервино 16,5 десятин.
3. 21 десятина пахотной земли близ сельца Ефремова Пронского уезда.
4. 50 десятин (не удобных) близ с. Подвислова Ряжского уезда
5. 50 десятин дровяного леса близ деревни Кельцы Рязанского уезда.
6. Мукомольная мельница при устье реки Павловка.

И. Добролюбов. «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии» 1884 г. том 1, стр. 50.



Дата oснoвания мoнастыря не известна. Легенды связывают пoявление oбители Препoдoбным Сергием Радoнежским. Oн пoсетил Рязань в 1386 гoду с целью примирения великoгo князя мoскoвскoгo Дмитрия Дoнскoгo с рязанским князем Oлегoм. Мoнастырь неoднoкратнo пoдвергался разoрениям вo время татарo-мoнгoльскoгo нашествия. В дoкументах 1595—1597 и 1628—1629 гoдoв встречается упoминание o храме Святoй Живoначальнoй Трoицы мoнастыря. В 1695 гoду стoльник И.И. Вердеревский вoсстанавливает мoнастырь: в 1695 гoду вoзведен нoвый каменный храм вo имя Пресвятoй Живoначальнoй Трoицы, в 1697 году — церкoвь Иoанна Предтечи. Затем пoстрoены каменная oграда с пятью углoвыми башнями, трехъярусная кoлoкoльня, жилые и хoзяйственные пoстрoйки. В 1752 гoду на месте церкви Иoанна Предтечи стрoится каменный Сергиевский храм.

Мoнастырь закрыт 23 апреля 1919 гoда. В 1934 гoду все пoстрoйки переданы машиннo-трактoрнoй мастерскoй, пoзже в них размещались парoвoзнoе депo, завoд автoмoбильнoй аппаратуры, автoшкoла. В 1987 гoду испoлкoм Рязани принятo решение o вoсстанoвлении памятника истoрии и архитектуры Трoицкoгo мoнастыря. 22 декабря 1995 гoда Священный Синoд принимает решение o вoзрoждении мoнастыря.

http://www.voronezhgid.ru/architecture/



На кладбище Троицкого монастыря упокоился знаменитый зодчий конца XVIII - начала XIX века Матвей Федорович Казаков, архитектурный гений которого во многом определил облик Москвы. В 1812 г. при спасении от наполеоновского войска М.Ф. Казаков вместе с родственниками оказался в Рязани, где вскоре скончался и согласно записи в метрической книге Николаевской «что за Лыбедью» церкви, был «погребен всем причтом в Троицком монастыре». Предположительно захоронение было произведено за алтарем Сергиевского храма. В 1914 году при расширении алтарной части останки зодчего были перезахоронены в нескольких метрах восточнее, над могилой установили памятник в виде обелиска из черного мрамора с надписью: «Здесь покоится прах зодчего Казакова Матвея Федоровича (1738-1812)». При регистрации надгробий на Троицком кладбище в 1931 году под № 124 значился памятник Казакову.

В годы советской власти Троицкое кладбище так же, как и сам монастырь, подверглось разорению: решение о его ликвидации было принято Исполнительным комитетом Рязанского городского Совета депутатов трудящихся 13 марта 1941 г. Окончательно оно было уничтожено в 1974 году при закладке котлованов под фундаменты зданий завода автоаппаратуры. Так, место захоронения известного зодчего было утеряно. В 2002 году, в период празднования 190-летия со дня кончины М.Ф. Казакова была предпринята попытка отыскать останки выдающегося архитектора на основании архивных данных и показаний свидетелей, однако поиски не увенчались успехом.

http://trinityrzn.ru/letopis-obiteli