Как не ошибиться при выборе отеля, или о чем молчат сервисы бронирования. Как отличить качественный товар

Подержанный автомобиль

Недавно в одном из комментариев на мои статьи был поднят вопрос о том, как подойти к выбору подержанной машины. Сказано и написано об этом уже очень много, но вопросы были конкретные и по существу, так что оставить их без внимания считаю неправильным.

Сервисная книжка - ценнейшая бумага, как медицинская карта вашего автомобиля. Но, по моему опыту, гораздо больше машин не обладают подтвержденной историей обслуживания, нежели наоборот. Значит, ответ один - диагностика . Но вы должны понимать, что при неудовлетворительном заключении диагностики вы потратили несколько тысяч рублей впустую, а ведь так может произойти несколько раз подряд. Обидно и, что самое неприятное, после таких неудачных попыток вы можете совершить неразумный поступок: купить то, что покупать совсем не стоит, устав от поисков, или влезть в долги, взяв в кредит новую машину.

Давайте попробуем систематизировать действия при выборе автомобиля с пробегом. С чего начинаем?

Не стоит тыкаться, как слепые котята, из салона в салон или ездить по большим автомобильным торговым центрам: «А вдруг что приглянется»? Отрываем auto.ru, выбираем подходящие варианты. Поверьте, каждый салон в Москве выставляет там весь свой ассортимент. Так что мимо не пройдете. Салонов пугаться не стоит, также как и частных продавцов. Вне зависимости от того, у частного лица или в организации вы выбрали машину, алгоритм один и тот же. Если есть сервисная книжка, то в ней отмечен и сервисный центр, в котором проводилось обслуживание. Берете копию ПТС, звоните в сервис. В некоторых случаях, сервисы дают информацию прямо по телефону, если вы назовете марку, модель, VIN (первая строчка в ПТС) интересующего авто, объяснив, почему интересуетесь этим. Недавно я впервые столкнулась с тем, что в одной компании потребовали приехать с предыдущим собственником для получения распечатки проведенных работ. Если ваш продавец согласился на такой выезд, это уже хороший знак: значит, он не сомневается, что история машины вас утроит.

В случае, если вы выбрали авто у «автогиганта» - одного из крупных дилеров, и машина обслуживалась непосредственно там. Не смущайтесь: дилеры никогда не пойдут на прямую подделку сервисных книжек, если ТО отмечены, значит, они действительно были. Иногда, осматривая автомобиль у «гиганта», вы обнаружите, что в ПТС в качестве собственника указана организация. В этом также нет ничего страшного. Расхожее заблуждение, что все корпоративные машины «убитые». Наоборот, они часто в лучшем состоянии, чем частные, так как обслуживание происходит строго по регламенту, соблюдается межсервисный пробег, к тому же на замены агрегатов деньги никто не жалеет, платит ведь корпорация. Кроме того, все подобные машины застрахованы, и в случае ДТП ремонт производится в авторизованном сервисном центре с хорошим качеством.

Но если сервисная книжка отсутствует? Не спешите уходить, это еще не приговор. Зато отсутствие сервисной книжки в совокупности с продавцом-перекупщиком - приговор. Осмотр авто всегда начинайте с документов. Если вы обнаруживаете, что продавец машины не имеет к ней никакого отношения или его доверенность выписана совсем недавно, то ваш ответ на все сказки об автомобиле - «до свидания». Задача частного перекупщика - дешево купить автомобильный хлам, замаскировать недостатки и «впарить» непонимающему покупателю. Возможно, есть единичные исключения, но статистика такова.

Вернемся к осмотру машины. Вы проверили документы, убедились, что год выпуска в ПТС соответствует указанному в объявлении, а продавец машины - ее реальный собственник. Если авто грязное, то обязательно поезжайте сперва на мойку, обычно ее оплачивает продавец, чтобы продать машину, он должен показать «товар лицом».

Проведите визуальный осмотр своими силами, ответьте себе на вопросы: ухоженный ли салон машины, работают ли все опции. Помните, что при сильном морозе кондиционер не включается, но проверить его можно на мойке. Поверните ключ в положение «зажигание». На консоли должны загораться лампочки в соответствии с инструкцией. Самые частые неисправности - «check engine” (масленка) и подушки, если они есть. Если эти лампочки не тестируются, значит их попросту выкрутили или заклеили скотчем, сняв консоль.

Обойдите автомобиль снаружи: даже не профессионал увидит, ровные ли зазоры между деталями кузова. Лакокрасочное покрытие подержанного автомобиля не может быть идеальным : небольшие сколы от камней, царапинки от веток должны присутствовать. Если авто блестит, как новое, значит, скорее всего, недавно была покраска или полировка. Спросите, почему машина так блестит. Продавцы, даже профессиональные, редко тратятся на столь глубокую предпродажную подготовку, поэтому ответ должен быть очень вразумительным.

Откройте капот: самое простое - подкапотное пространство должно быть грязным. Если его помыли, осмотрите внимательно двигатель, нет ли по бокам свежих подтеков масла. Достаньте щуп: масло не должно быть «как слеза», если оно по цвету и густоте чуть ли не как оливковое, значит его недавно доливали. Возникает вопрос - почему? Болты под капотом тоже должны быть старые и грязные. Если вы смотрите авто в салоне, откройте капот у стоящей рядом машины той же модели. Если болты и крепежи у одинаковых машин отличаются, то вы сами все понимаете.

Откройте багажник , поднимите коврик: дно в багажнике должно быть ровное без заломов краски и «гармошек».

Последнее: посмотрите не на машину, а на продавца. Конечно, возможен артистизм, достойный премии Оскар, но, скорее всего, вы поймете, вертится продавец, как уж на сковородке, или спокойно рассказывает об истории эксплуатации своего автомобиля.

Я уверена, что вы потратите гораздо меньше времени и нервов, покупая автомобиль на торговой площадке. Во-первых, вы приедете в одно место, чтобы осмотреть несколько машин, во-вторых, салонам не нужны проблемы с автомобилем и вашими жалобами в дальнейшем, поэтому все-таки какой-то отбор существует. И, в-третьих, если с выбором вы все же ошиблись, то, купив в салоне, есть шанс замены или возврата автомобиля.

И только после того, как вы ответили себе положительно на все вопросы, вам понадобится помощь профессионалов. Поверьте, таких машин будет не так уж много.

И в заключение позволю дать еще совет: не покупайте машину на последние деньги. У вас в запасе должно быть минимум 10% от стоимости приобретаемой машины. Предыдущие собственники иногда маскируют технические неисправности своих автомобилей таким образом, что даже диагностика проблем не покажет, и впоследствии вам придется ремонтировать авто самостоятельно.

Коммент.

Без сомнения, каждый из нас, кому пришлось расстаться со своей прежней работой, мечтает тут же найти новую. Однако у кого-то это получается, а у кого-то - нет. И вполне естественно, что если нам предлагают высокооплачиваемую работу в организации, расположенной близко от дома, с удобным рабочим графиком, разумно было бы тут же согласиться. Однако в этом может таиться какой-либо подвох, на который мы часто не обращаем внимания. Ведь главное - мы нашли работу . Однако в итоге получается, что мы начинаем жалеть за поспешное решение и корить себя за то, что не рассмотрели и другие варианты. Поэтому, чтобы предостеречь от подобных ошибок, хотелось бы дать ряд рекомендаций.

Главное, на что вам стоит обратить внимание при рассмотрении вариантов – в чем, собственно, будет заключаться ваша работа . Здесь следует уточнить не только перечень ваших должностных обязанностей, но возможность вашего повышения, т.е. какие могут быть у вас перспективы на данной должности. Подобное характерно для многих вакансий банков Москвы . Естественно, что, если ничего определенного в этом отношении вам не говорят, то лучше всего вычеркнуть данную работу из списка возможных вариантов.

Прежде, чем дать окончательное решение, узнайте побольше об организации, в которой вы планируете работа ть. Помните, что, если вам предлагает работу компания, работа ющая длительное время на рынке, то это признак стабильности, поэтому вряд ли здесь стоит рассчитывать на повышение в должности. Таковыми сегодня считаются вакансии или работа банков Москвы. Чаще всего же объявления о наборе сотрудников дают молодые, только выходящие на рынок организации. С ними у вас есть все шансы дослужиться до высокой должности.

Безусловно, эффективное выполнение работником своих обязанностей возможно лишь при наличии благоприятного рабочего микроклимата, формируемого во взаимоотношениях с коллегами и, прежде всего, с начальником. Поэтому здесь желательно поинтересоваться, какого стиля будет придерживаться ваш руководитель, будет ли поощрять инициативу, помогать вам в освоении новых обязанностей и т.д.

Многие из нас, как правило, при выборе работы ориентируются на размер зарплаты. Однако при этом не меньшее значение имеют и премии, предоставляемый отпуск, предусмотренный трудовым законодательством, и другие социальные гарантии. Поэтому уделите внимание тому, предусмотрено ли в организации бесплатное питание, выплата премий, представление служебного транспорта и т.д.

Помните: сотрудник сможет эффективно трудиться лишь в том случае, если для него будут созданы комфортные условия. Поэтому перед тем, как согласиться на данную работу , советуем ознакомиться с местом, где вам предстоит работа ть. Уделите внимание его расположению, наличию необходимых средств труда (компьютера, принтера и т.п.).

Ну и, наконец, постарайтесь узнать у руководителя, что у него стоит на первом месте работники или цели организации. Для этого достаточно узнать, в положенное ли время заканчивается рабочий день, сколько времени отводится на обеденный перерыв, сколько дней в неделю работа ют сотрудники (если 6 дней, то узнайте, все ли работа ют по такому графику). Все это может сыграть большую роль в формировании у вас отношения к организации. Ведь если вы привыкли к восьмичасовому рабочему дню, а вас постоянно задерживают, то ни к чему кроме недовольства это не приведет. Важно понимать, что не человек создан для работы , а работа для человека. Поэтому, если ваш восьмичасовой день регулярно превращается в десятичасовой, то стоит задуматься: а правильное решение вы приняли, согласившись работа ть в данной организации?

Мы все хотим найти работу своей мечты. Красивый, чистый офис в центре города, дружный коллектив, высокая зарплата. И, читая объявление о вакансии, часто покупаемся на красивые слова, проходим собеседование, устраиваемся на работу и начинается совсем другая жизнь. Но совсем не та, которую мы ожидали.

ПОИСК РАБОТЫ. НА ЧТО ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ, ЧТОБЫ НЕ БЫТЬ ОБМАНУТЫМ?

Идя на собеседование в очередную компанию, человек старается быть максимально интересным и показать себя с лучшей стороны как профессионал и личность. Помимо указанных в резюме знаний, умений, навыков, опыта работы и уровня образования, соискатель готов продемонстрировать свои лучшие черты характера – коммуникабельность, сообразительность, чувство юмора, и т.д.

Готовясь произвести благоприятное впечатление, человек прочитал множество статей о том, как правильно себя вести во время беседы и на что обращают внимание работодатели. А как насчет самого работодателя? Что он из себя представляет?

Человек ищет работу не потому, что дома ему скучно. Но и зарплата не самый важный аргумент при выборе. Никакие «копи царя Соломона» не удержат надолго там, где высокая зарплата является единственным плюсом. И будут ли платить обещанную сумму? На этот вопрос не всегда есть положительный ответ. Чтобы избежать неприятных сюрпризов, каждое собеседование должно быть двухсторонним, т.е., демонстрируя себя, в свою очередь наблюдайте, задавайте вопросы и анализируйте.

Перед тем как откликнуться на вакансию, обратите внимание на то, как часто она вам уже встречалась. Если компания обновляет свое объявление месяцами – не тратьте время зря. Этой компании либо не нужны сотрудники и это один из способов пиара, либо она ищет уникального специалиста на место, которое в данный момент занято, или же в компании постоянная текучка кадров по ряду причин:

С руководителем никто не может сработаться.

«Змеиный» коллектив.

Постоянно задерживаются и не выплачиваются зарплаты.

Неприемлемые условия труда.

Распространенный способ надувательства – спустя три месяца испытательного срока с низкой оплатой, человека не утверждают, а на его место берут другого. Таким образом, компания просто экономит.

Некоторые компании для затравки пишут привлекательную вакансию, а во время собеседования оказывается, что буквально перед вами ее уже заняли, но есть пара других горящих мест. Со временем вы видите, что объявление компании обновляется, а «затравочная» должность никуда не делась. В этом случае сообщите администрации сайта о размещении неправдивой информации на их страницах. Тем самым вы не только поможете другим людям, но и сбережете свою почту от ненужного спама во время рассылки новых вакансий.

Как правило, работодатель хочет получить универсального работника за небольшую зарплату. Это понятно – зачем платить больше, если рынок труда переполнен безработными, которые от безвыходности готовы продавать свой труд даже за заниженную плату. Но если вдруг объявление содержит перечень обязанностей, с которыми в состоянии справиться даже ребенок, и при этом обещает солидную зарплату, то возникает вопрос – кто этот щедрый меценат, просто так раздающий деньги?

Придя на собеседование, обратите внимание на состояние офиса и внешний вид персонала. Сложно представить людей с высоким доходом в стоптанных туфлях, старом костюме, который уже давно не по размеру, дешевой косметике, с испорчеными зубами и плохой прической. Если складывается впечатление, что весь коллектив одевается в ближайшем секонд-хенде, а стены и потолок офиса украшают узоры облупленной краски и потеки прошлогодних потопов, но при этом с горящими глазами вам обещают зарплату, от которой замирает сердце – здесь явно что-то не так.

В дальнейшем окажется, чтобы достичь обещанного уровня заработка, вам надо проработать на компанию не менее 10 лет. Но даже если вы готовы на такие подвиги, не факт, что условия труда не доконают вас раньше.

Если это сетевой маркетинг, то уровень заработка будет зависеть от ваших продаж. Не заработал – претензии предъявлять некому. Подозрения, что обещанный доход был значительно завышен, должны были озарить вас раньше. Как ни крути, а кроме самого себя никто не виноват.

Некоторые компании, работающие по принципу сетевого маркетинга, на собеседованиях умалчивают, что для того, чтобы получить доступ к продвижению товара, вы сперва должны его выкупить. Цены при этом довольно высокие, и получается, что вместо того, чтобы заработать, вы должны потратить. У них это называется громким словом «инвестиции», хотя больше похоже на лохотрон. А чтобы повысить свой доход, вам надо набрать свою команду – таких же простаков, каким оказались сами.
Чтобы не попасть в подобную западню, следующее, на что надо обращать внимание во время собеседования – манера и стиль общения работодателя или менеджера.

Работодатель, который действительно ищет специалиста и готов по отношению к нему придерживаться оговоренных им условий – график и условия работы, уровень заработной платы на время испытательного срока и после, период испытательного срока, круг обязанностей, и т.д., будет вести себя спокойно и строить разговор максимально информативно для обеих сторон.

Работодатель, который хочет скрыть от вас информацию и которому не важно, какой вы специалист, т.к. ему просто надо набрать наибольшее количество людей в свою сеть, будет из шкуры лезть, чтобы показать вам свою доброжелательность. Он будет мил, будет улыбаться, шутить, нарушать ваше жизненной пространство, придвигаясь к вам поближе, делиться секретной информацией: «Я и так сказал вам больше, чем положено». Хотя по сути это только уловка, призванная вызвать ваше доверие. Никакой важной информации вы не получили. И потом – вы же не на секретное предприятие пришли устраиваться!

Еще одна ошибка, которую допускают работодатели и на которую соискателям надо обращать внимание – это часто повторяемая фраза: «Я же вас не обманываю!». Чем чаще такая фраза звучит, тем больше лапши вам вешают на уши.

Допустим, облик менеджера, обещающего высокий уровень зарплаты, оставляет желать лучшего, а спрашивать о его личных доходах неприлично. Но вполне приемлемо выбрать момент и задать вопрос, как долго он сам тут работает. Если менеджер начнет юлить, отводить глаза и мяться в поисках ответа или не захочет отвечать совсем, изобразив возмущение, значит, ловить там нечего.

Если вы уже прошли собеседование и дали согласие на работу, в некоторых компаниях есть так называемые «ознакомительные дни» – от трех до пяти. Это время вашей стажировки и оно не оплачивается.

Эти дни могут быть обучающими – вы слушаете лекции и ведете конспекты. А могут быть рабочим процессом под присмотром наставника. За это время вы можете получить много новой информации, если будете наблюдать и делать выводы.

Если слушаете лекции, старайтесь отделять главное от общего. Поток лишней информации зачастую скрывает зерна правды, и если вы сможете их отыскать, это поможет в дальнейшем избежать разочарований. Например, утверждение: чтобы зарабатывать «ну ооочень» большие деньги, совсем не обязательно иметь хотя бы одно из перечисленного – высшее образование, знания, умения, навыки и талант, а достаточно лишь желания, не сулит ничего хорошего.

Во время рабочего процесса у вас сложится впечатление об условиях и графике работы, вменяемости начальника и отношениях в коллективе. Задавайте вопросы и анализируйте ответы.

Будьте внимательны, удачного вам трудоустройства!

Как не ошибиться при выборе спутника жизни - поддавшись чувствам, которые «сносят голову»?

Поговорить о любви, влюблённости и различных физических проявлениях симпатий между мужчиной и женщиной мы пригласили Алексея Травникова - опытного консультанта по семейным вопросам. И то, что он рассказал «Клубу LIFE», даёт основание верить в любовь - и с первого взгляда, и со второго, и с третьего…

Ведущие «Клуба LIFE» вышли на улицу, чтобы спросить у киевлян, чем отличается любовь от влюблённости. И вот, что прохожие рассказали им в ответ:

«Наверное, любовь от влюбленности отличается тем, что любовь проходит проверку временем, а влюблённость - это мимолётное».

«Влюблённость - это когда человек находится под таким, так сказать, «кайфом».

«Влюблённость - «мимолётное видение», а любовь на чём-то основывается».

«Любовь - это, должно быть, на всю жизнь».

«Влюблённость - это когда хочется только брать для себя, получать эмоции, а любовь - когда хочется отдавать».

«Влюблённость - это симпатия, любой может её вызвать. А любовь - более сильное чувство, которое через годы проносится. Взаимопонимание, вера, надежда, любовь».

«Любовь - вечна, а влюблённость - на пару месяцев».

«Когда ты влюблён и видишь какой-то недостаток, он может тебя раздражать, а когда ты любишь человека, то всё, что он делает - это идеально».

«Любовь - это решение, а влюблённость - просто чувство».

«Любовь приходит со временем, а влюблённость может быть сразу».

«Влюблённость - это вспышка эмоций, чувства, которые невозможно в себе остановить. А любовь - решение. Решение служить другому человеку, делать что-то ради него, идти на какие-то жертвы - иногда даже вопреки негативным эмоциям, которые возникают. Думаю, это самое главное отличие».

У нас с женой была любовь с первого взгляда. По крайней мере, с моей стороны. Мы познакомились во время вступительной копании в ВУЗ, нам было всего лишь по 16 с хвостиком лет. Мне пришлось её завоёвывать. Сперва между нами была влюблённость, но со временем мы поняли, что это именно то, что мы можем назвать любовью.

Я бы не сказал, что влюблённость - это плохо. Влюблённость, как правило, предшествует любви. И мне кажется, что без влюблённости не бывает любви!

Чтобы убедиться, что это любовь, нужно, как минимум, провести много времени вместе. Сколько именно - невозможно сказать однозначно. У всех по-разному. Но всегда у всех пар есть чёткий критерий, который позволяет проверить чувства - это время .

Также важно то, что мы ценим в отношениях с этим человеком - это и поможет отличить влюблённость от любви. Скажем, если вам интересно, чем живёт этот человек, что ей (или ему) важно, то, скорее всего, это - любовь. А вот если чувства в целом не фокусируются на другом человеке, то, скорее всего, они пройдут.

Первое, о чём мы говорили - это фактор времени . Нужно провести время вместе, чтобы узнать другого человека. И второй момент - есть ли в отношениях момент жертвенности . Мне кажется, что жертвенность - это как раз то, что помогает нам понять и отличить временные чувства от чего-то более глубокого.

Я бы сказал, что есть ещё момент дружбы . Интересно ли нам вместе проводить время, делать какие-то вещи, которые в будущем помогут сохранить наши отношения более изысканными?

Чтобы понять, стоит ли эти отношения продолжать, в первую очередь, нужно посмотреть, есть ли уважение к личностным границам другого человека. Если этого нет - вот первый «звоночек».

Во-вторых, на чём сфокусирован тот человек, с которым вы хотите строить отношения - на себе или на вас, на другом человеке?

Влюблённость ведь фокусируется на собственных переживаниях - «что я чувствую в тот момент, когда нахожусь рядом с этим человеком». Мы больше фокусируемся на себе, чем на интересах и переживаниях другого человека.

Желание близости также в своей природе эгоистично, особенно в самом начале выстраивания отношений. Если физическое желание близости перекрывает все остальные, то, скорее всего, здесь нужно говорить о влюблённости, а не о любви. Потому что один из важных факторов - это умение ждать .

Готовность ждать особенного момента может быть тем показателем, который позволит понять, что этот человек полностью ценит мою личность и меньше сфокусирован на собственных переживаниях физического стремления.

Мы постоянно должны помнить, что чем ближе мы становимся друг к другу, чем быстрее происходит любой физический контакт, тем больше мы заявляем окружающим людям и этому человеку, что у вас есть какие-то особенные права на него. А также сообщаем о своей уверенности, что этот человек также желает этой близости.

И, если я готов к этому сближению, то понимаю ли я, какие действия будут следовать за прикосновениями, объятиями и поцелуями? Это такие вещи, с которыми надо быть осторожным.

Как только в отношениях появляется физическое удовольствие, все другие познавательные процессы отходят на второй план, потому что эмоционально они не являются такими «заряженными» как поцелуи или сексуальные отношения. Поэтому я сторонник того, чтобы оттягивать этот момент и сперва лучше узнать друг друга, и лишь со временем добавлять в отношения физические проявления влечения друг к другу.

Ревность, скорее всего, начинается потому, что у вас нет абсолютного доверия к этому человеку. Это еще один шаг, чтобы стараться лучше узнать его, стать ближе в плане понимания друг друга. И я всё-таки верю, что люди, которые любят друг друга, а не просто влюблены, могут не ревновать.

Думаю, настоящая любовь невозможна без готовности отдавать . Любовь - это умение жертвовать чем-то ради другого человека. Мне кажется, это самое важное.

Будьте готовы жертвовать чем-то для людей, которых вы любите, которые ценны и имеют огромное значение для вас!

1844

Автокроссворд

Купить автомобиль, бывший в употреблении и при этом в отличном состоянии, можно, но сделать это бывает трудно даже специалисту. Как не приобрести рухлядь, не оступиться на правовом поле и не оказаться перед перспективой нерентабельного ремонта, попытался выяснить обозреватель «Версии».

«На поиск «БМВ» пятой серии 1993 года выпуска без лишних опций, но в отличном техническом состоянии ушёл месяц, - рассказывает автолюбитель Сергей. - Искал через Интернет. Рассчитывал на $7 тысяч. Первые три автомобиля не годились даже на запчасти. Четвёртый перекупили, пока я доехал до метро. Через три недели руки начали опускаться. Каждый продавец обещал по телефону «отличное техническое состояние», а дефекты выявлялись только при осмотре. Через месяц попался первый хороший вариант, и я сразу сделал покупку. Уже после оформления выяснил, что после лобового удара на полтора градуса недотянут левый лонжерон, то есть резина на левом переднем колесе будет стираться чуть быстрее нормы. Но в целом мне повезло - автомобиль хороший».

Два хороших автомобиля из 30 осмотренных - довольно удачный результат. Во время специальных исследований на автомобильных рынках Московского региона получилась следующая статистика. После придирчивого визуального осмотра и тест-драйва специалисты выбрали 60 автомобилей. Из них после диагностики с помощью специального оборудования к покупке порекомендовали только 10.

Рынок - самое неудачное место для покупки автомобиля

Легче всего миновать эту проблему, купив новый автомобиль или смирившись с метро, но первое не всем доступно, а второе порой разрушает личность. Подержанными автомобилями как альтернативой пользуются люди во всём мире. В Америке, самой моторизованной стране, чуть более 70% всех автомобилей покупаются подержанными. Рассмотрим же отечественные ресурсы транспорта, видавшего виды. Это рынки, газеты, интернет-порталы, автосалоны, автомобили по системе «трейд-ин» и объявления на стёклах авто.

Самое неудачное место для покупки автомобиля - рынок.

«За последнее время, - рассказывает директор автоклуба ДЭКС, осуществляющего специализированную помощь при покупке подержанного автомобиля, Андрей Лемигов, - мы несколько раз приезжали с клиентами на рынки и убеждались: хороших машин там не просто мало - их нет совсем.

Даже если автомобиль в торговом ряду блестит капотом и приятно пахнет, то покупать его всё равно рискованно. Перегонщику важно обеспечить себе максимальную дельту, то есть купить там дешевле и продать здесь дороже. Для этого он действует по ряду отработанных схем. Например, часто автомобили покупают у германских таксистов. За три года эксплуатации «БМВ» или «Мерседес» в руках профессионального извозчика пробегает примерно полмиллиона километров. Получается, год выпуска свежий, внешний вид замечательный, ничего не сломано, но ресурс всех систем исчерпан. Перегонщик скручивает автомобилю спидометр, делает новые документы (этот бизнес на границе налажен исключительно), пригоняет и продаёт. Ну а покупатель по цене трёхлетнего получает автомобиль в состоянии пятнадцатилетнего.

Другой путь - «утопленники». После серии прошедших в Европе наводнений затопленными оказались многие автомобили. Их скупают по дешёвке, делают косметический ремонт и везут опять же к нам, в Россию. Вода продержалась в системах этих автомобилей довольно долго, поэтому прогнозировать, когда и что в них выйдет из строя, невозможно.

По теме

Про пригон автомобилей из Литвы, где действует целая индустрия по профессиональному восстановлению «перевёртышей», все и так хорошо знают. Отличить хорошо восстановленный автомобиль на глаз не сможет даже эксперт, а вот разница в качестве быстро даст себя знать при эксплуатации. В общем, на рынок ходить не надо - там обязательно обманут.

Что остаётся? Перегонщики под заказ; автосалоны и автосервисы; газеты и Интернет.

Как показывает практика, под заказ перегонщики поставляют автомобили ещё хуже, чем на открытую продажу. Потому что продать плохой автомобиль сложно, а если заказчик уже внёс аванс, то ему непросто отказаться от покупки. Как рассказал Андрей Лемигов, случаи возвращения аванса бывают, как правило, после профессиональной экспертизы доставленного автомобиля, но дело это хлопотное, скандальное и успехом заканчивается не часто.

В то же время есть редкие перегонщики, работающие на совесть. Их телефоны люди передают друг другу как особую ценность. Надо заметить, купленное в Германии в хорошем состоянии транспортное средство и честно растаможенное здесь будет стоить больше средней рыночной цены.

Наконец, крупные автосалоны и автосервисы (не путайте с автостоянками и салонами, продающими «Жигули») берут автомобили на комиссию и реализуют оставленные клиентами в зачёт новых подержанные машины (система «трейд-ин»). Подержанный автомобиль, предложенный автосалоном, будет технически исправен и достойно укомплектован. Он будет юридически чист: салоны связываются с заводом-изготовителем и узнают, выпускался ли автомобиль такой марки и в такой комплектации в соответствующем году. Минус в том, что цена автомобиля, предложенного автосалоном, будет процентов на 20 выше рыночной, ну и выбор невелик. Если же для вас это не преграда - лучшей схемы не придумаешь.

Наварщики обычно опережают покупателей

Оптимальный путь - газеты и Интернет. Последний требует от покупателя наличия некоторых знаний и немалого усердия - поиск может затянуться надолго. Особенно хорош сайт www.auto.ru. Он содержит максимальную базу данных. Выбор делается сначала по марке, потом по модели, потом по объёму двигателя. Только после этого вы входите непосредственно в список предложений. Список сортирован по цене. Автомобили с фотографией отмечены значком фотоаппарата. Выбрав подходящие вам год выпуска, пробег и цену, вы входите на страничку автомобиля и читаете подробности. Сайт хорош ещё тем, что к каждой модели прилагаются профессиональное описание и несколько журнальных статей за разные годы - это если вы ещё не определились, какой автомобиль хотите купить.

Далее надо действовать так. Сначала изучить весь ряд предложений по нужной вам модели. Например, тот же «БМВ» пятой серии 1993 года выпуска может стоить от $5,5 до $12 тыс. в зависимости от двигателя, опций, технического состояния, ухоженности автомобиля и амбиций продавца. Далее вы быстро обнаружите, что самые интересные предложения уже реализованы. В Москве работает целая мафия наварщиков - людей, которые перекупают хорошие машины по цене ниже рыночной и перепродают их после косметического ремонта. Чтобы достичь оптимального соотношения цена-качество при покупке подержанного авто, вам придётся состязаться с наварщиками в скорости. То есть заходить на сайт рано утром и отслеживать новые поступления. Достойный автомобиль (подтверждается, в частности, моим личным опытом) продаётся в течение двух-трёх часов. То же касается газеты «Из рук в руки». Её надо покупать также рано утром. Итак, допустим, вы вошли на сайт очередным утром, увидели новое поступление, оно вас заинтересовало, вы созвонились с продавцом и отправились смотреть. Скорее всего вместе с вами приедут наварщики. Если автомобиль в самом деле хорош, они попробуют перебить цену. Будьте готовы на крайний случай добавить немного денег (5-7% стоимости). Поднимать выше наварщикам нет смысла - им же надо заработать. Я сам был очевидцем подобных торгов. Мой приятель продавал автомобиль «Мерседес» С-класса. На нём ездила его жена и поцарапала весь кузов. Внутри же машина была новой, тем более что обслуживалась в дилерском центре. Знакомый, человек обеспеченный, чтобы не возиться, поставил цену на пару тысяч ниже рыночной. На следующее утро к нему приехали сразу шесть покупателей. Получился аукцион. В итоге цена поднялась на $800 от стартовой.

По теме

Избирательные участки, которые создадут за пределами Москвы перед выборами мэра, до дня голосования будут работать как филиалы МФЦ. Дачники смогут получить в них консультации по интересующим их вопросам и подать заявления о голосовании по месту пребывания.

К количеству опций надо относиться осторожно

Все мальчишки и многие взрослые сходят с ума от спортивных автомобилей. Этим умело пользуются мошенники. Проверенный способ - установить в машину кожаный спортивный салон фирмы «Рекаро», кожаный спортивный руль той же фирмы, затонировать стёкла и готово - разбитый рыдван продаётся мгновенно за вполне среднюю цену. Не попадайтесь на этот крючок. Без спортивных кожаных сидений можно обойтись или прикупить их самостоятельно, а вот изношенный двигатель, ржавеющий кузов и разбитая подвеска заставят надолго затянуть ремень.

Лучше всего вообще покупать автомобиль в базовой комплектации плюс обогрев сидений и, если считаете нужным, кондиционер. Спортивные автомобили покупают для более или менее экстремальной езды, поэтому их ресурс исчерпывается быстрее. Машинами в базовой комплектации пользуются дамы и уравновешенные менеджеры, которые вовремя проходят ТО, оплачивают ремонт, какой им скажут, и заливают самое дорогое масло.

Идеальный вариант, когда в объявлении сказано: «автомобиль обслуживался в фирменном сервисе таком-то», и в сервисе могут это подтвердить. Правда, цена на такое авто точно будет выше средней.

Как проверять автомобиль перед покупкой

Визуальный осмотр обычно начинают с кузова, потому что эта деталь самая дорогая в ремонте. Сегодня в Москве за покраску с разбором (то есть полное восстановление кузова) в недилерских сервисах просят от 75 до 110 тыс. рублей, а в дилерских ещё больше. В радиусе 50 километров от Москвы грамотная перекраска обойдётся в 45-50 тыс. рублей, а в гаражах - не дешевле 35 тыс. с материалами. Согласитесь, дорого. Чтобы покраски избежать, надо внимательно осмотреть автомобиль на предмет «паучков» - маленьких вздутий краски, под которыми гнездится ржавчина. В первую очередь «паучки» появляются на нижней внутренней поверхности дверей. Если они появились - через год-другой придётся раскошеливаться на покраску. И не верьте продавцу, утверждающему, что на любой восьми-десятилетней машине «паучки» есть - не на любой.

Дальше надо рассмотреть, есть ли плавные неровности на крыше, дверях и капоте. Состыковываются ли рельефные элементы соседних деталей кузова. Равномерные ли зазоры между элементами кузова. Если что-то не так - автомобиль был в крупной аварии и его лучше не брать.

Дальше автомобиль надо загнать на подъёмник, чтобы осмотреть вмятины и ржавчину снизу. Заодно снизу нужно рассмотреть, нет ли где-нибудь потёков. Потёки внутри колёсных дисков говорят о неисправности тормозных механизмов - суппортов. Потёки на стойках - о неисправности амортизаторов. Потёки на двигателе - о том, что течёт либо масло, либо тосол. На рулевом усилителе - течёт красное масло. На бензобаке - течёт бензин. Можно заплатить человеку в сервисе 100 рублей, чтобы он подёргал руками рычаги и рулевые наконечники передней подвески - нигде не должно быть люфта (микроскопического биения). Теперь подвешенную машину можно завести - выхлопной тракт должен работать тихо, не звенеть. В работе двигателя, когда слушаешь снизу, не должно быть стуков и похрустываний. При прослушивании сверху - пощёлкивания и неравномерности.

Теперь сядьте в автомобиль и, не торопясь, проверьте все электронные системы: дворники и омыватели стекла; ближний и дальний свет; фонари заднего хода; тормозные огни; противотуманные фары; разные скорости вентилятора обдува салона; обогрев салона; центральный замок; кондиционер и музыку. Ремонт каждой из этих мелочей может стоить в несколько раз дороже самых модных джинсов. Особенно дорог ремонт печки и электрического люка, так что проверьте всё.

Автомобиль должен легко заводиться и легко трогаться, словно он хочет двигаться больше вас. Во время старта, даже резкого, не должно быть мелких подёргиваний. Автомобиль должен чётко, без опоздания, слушаться руля. А при отпущенном руле двигаться строго прямо. При движении по асфальтовой колее он не должен уходить в сторону. Попробуйте отпустить руль и притормозить - автомобиль опять не должно уводить в сторону. Тормозить он должен чётко и всеми колёсами одинаково. Специально выберите путь по мелким неровностям - если дрожь отдаётся в кузове, скорее всего изношены резиновые втулки рычагов - сайленблоки.

По теме

Глава отдела продаж крупного немецкого автопредприятия Porsche Детлев фон Платен сообщил, что компания не намерена сворачивать производство дизельных автомобилей. Напротив, уже в конце года выйдет Porsche Cayenne с дизельным мотором.

Предположим, визуальный осмотр и пробная поездка вас удовлетворили. Теперь предложите продавцу поехать на диагностику. Если он откажется - значит, понимает, что диагностика будет не в его пользу - уходите. Если предложит свой вариант диагностического центра - ни в коем случае не соглашайтесь. Правильно поехать в профильный, но не дилерский сервис, с которым вы договорились заранее. В сервисах, делающих предпокупочную диагностику, должен быть в наличии ряд электронных устройств. Точнее, прибор, определяющий толщину шпатлёвки, и оптико-волоконное устройство для осмотра стенок камер сгорания. С помощью первого мастера определят, был ли в авариях и насколько качественно восстанавливался кузов, а с помощью второго вычислят ресурс двигателя.

Ни в коем случае не соглашайтесь на компьютерную диагностику двигателя - она покажет что угодно, только не настоящую степень износа. Надо лезть камерой в каждый цилиндр, чтобы определить, есть ли надиры на стенках, и мерить давление в каждом цилиндре, чтобы определить степень и равномерность износа.

Серьёзно диагностировать дизельный двигатель и автоматическую коробку передач на износ по ряду причин невозможно. Придётся довольствоваться впечатлением от пробной поездки.

Весь объём работ по диагностике, к примеру, в сервисе ДЭКС стоит $80. И ещё, когда вам после экспертизы будут рассказывать о состоянии автомобиля - постарайтесь остаться с менеджером сервиса тет-а-тет, чтобы продавец не смущал специалиста своим присутствием. К тому же бывали случаи, когда продавец, узнав, что его автомобиль в идеальном состоянии, поднимал продажную цену.

Что делать, чтобы избежать правовых нюансов

С гарантией приобрести «чистый» автомобиль б/у можно только в двух случаях: если предыдущий владелец пользовался им в Москве достаточно длительный срок, скажем год, либо при покупке в автосалоне (трейд-ин). В остальных случаях, когда на руках у продавца недавно выписанная доверенность, есть риск приобрести проблемы.

К примеру, в Москве ежедневно угоняют 50 автомобилей, это по официальной статистике. По неофициальной - вдвое больше. Перекрашивают, переваривают номера и продают.

Опасно покупать автомобили, прошедшие таможню с литовской стороны: там отмечено множество махинаций.

Наконец, автомобиль может быть угнан в Германии, перевезён, оформлен на таможне и продан здесь раньше, чем информация об угоне пройдёт через Интерпол.

Один из выходов - покупать у людей, которых вам кто-нибудь рекомендовал. Но и это не гарантия. Обычно покупатели обращаются в ГИБДД и стараются заинтересовать офицера (лучше повыше званием) провести автомобиль по своим базам данных. Такая услуга может обойтись в $50.

Какой автомобиль выбрать

Вопрос субъективный, поэтому мы ограничиваемся определёнными аргументами, но не конкретными советами. Прежде всего, немецкие автомобили зарекомендовали себя на наших дорогах, как самые надёжные и долговечные. Может быть, они дороже других при покупке, зато дешевле по стоимости обслуживания - запчасти плюс ремонт.

Французские, итальянские и корейские автомобили на наших дорогах ведут себя плохо, часто ломаются, быстро гниют и в обслуживании недёшевы. К примеру, корейских автомобилей совершенно нет на дорогах Европы. Европейский рынок закрылся перед ними именно из-за плохого качества. Соответственно весь поток продукции перенаправился к нам.

Японские автомобили по надёжности - между немецкими и корейскими. Их минус - дорогие запчасти. Некоторые узлы и агрегаты для «Ниссан» в 10 раз дороже, чем для «БМВ».

«Сааб» и «Вольво» - неплохие автомобили, но запчасти к ним и ремонт чересчур дороги, поэтому популярностью на нашем рынке они не пользуются.

Что же касается возраста и пробега, директор ДЭКС Андрей Лемигов предоставил нам схему пробегов и возрастов, предельных для различных автомобилей.

«Мерседес», «БМВ» 15-18 лет 300-350 тыс. км

«Ауди», VW 15 лет 200-250 тыс. км

«Опель» (А) 10 лет 150-200 тыс. км

(В) 15 лет 200 тыс. км

«Тойота» 15 лет 200-250 тыс. км

«Ниссан» 8 лет 150-200 тыс. км

«Мицубиси» 8 лет 200 тыс. км

Корейские а/м 5 лет 120-150 тыс. км

«Форд» 5-7 лет 120-150 тыс. км

«Шкода-Фелиция» 5-7 лет 120-150 тыс. км

Ещё одна тонкость: не стоит приобретать б/у эксклюзивные модели. Запчасти для них могут обходиться в несколько раз дороже и покупаться только на заказ, то есть каждую придётся ждать две недели. Простой пример: «БМВ» по кличке «пуля» - автомобиль третьей серии с двигателем 2,5 литра, в кузове спортивное купе (36), то есть с двумя дверьми. Он далеко не самый эксклюзивный на рынке, и всё-таки у него оригинальные капот, крылья, двери, все стёкла, детали салона и подвески. Все эти оригинальные запасные части в три раза дороже, чем на любой другой «БМВ» третьей серии соответствующего года выпуска.

Другая сторона этой же монеты - детали б/у. В Москве широко развит бизнес по разбору аварийных автомобилей на детали. Чем популярнее автомобиль, тем больше профильных разборок, тем острее между ними конкуренция, и тем проще и дешевле приобрести нужный агрегат.

Самые популярные машины в Москве, по данным интернет-сайта http://cars.auto.ru - «Фольксваген», «Ауди», «Мерседес», «БМВ» и «Тойота».

Так же важно определиться, для чего вам нужен автомобиль. Универсальных машин не бывает. Хотите иметь возможность кататься по бездорожью - нужен джип. Хотите легко разгоняться и быстро ездить - объём двигателя надо выбирать больше двух литров, что негативно отразится на стоимости ОСАГО и расходе топлива. Хотите экономить на бензине - купите малолитражку, но объём двигателя у неё крайне мал. К тому же маленькие машинки одни и те же производители выпускают гораздо худшего качества, чем большие.

Сколько потратить денег

Опыт показывает, что купить хорошую подержанную иномарку можно не меньше чем за $7-8 тысяч. Дешевле тоже можно. Но тогда стоит сразу закрыть глаза на наличие некоторых дефектов либо готовиться к марафонской дистанции. Дефект может быть умеренным, например правый руль. Автомобиль с правым рулём дешевле на пару тысяч.

В целом же купить хороший автомобиль дешевле этой цены можно, только если продавец богат и ваш знакомый, поэтому готов уступить пару тысяч и избежать хлопот с продажей. Во всех остальных случаях деньги, сэкономленные при покупке, отольются вдвое при ремонте. Поэтому лучше найти их сразу, хотя бы взять кредит. Удачной покупки подержанного автомобиля .

Павел Орлов