Статуя свободы архитектор. Главный символ Америки — Статуя Свободы в Нью-Йорке. История и интересные факты. На что опирается

Доклад-сообщение по окружающему миру для 2-3 класса на тему «Статуя свободы»


История

Статую Свободы построили в октябре 1886 года. Монумент представляет собой символ свободы народа Америки, символ страны и Нью-Йорка.

Созданием статуи занимался скульптор и архитектор Фредерик Бартольди. Изготовить скульптуру нужно было к 1876 году. Ее завершение хотели приурочить столетнему юбилею Декларации независимости Америки. Создание статуи является совместной работой французов и американцев. Пьедестал создавали американцы, а статуя делалась во Франции. В Нью-Йорке статую собрали по частям воедино.

Денег потребовалось больше, чем предполагалось. По этой причине организовали крупномасштабную компанию для сбора средств и разнообразные мероприятия. Для расчета размеров конструкции огромного монумента понадобилась помощь специалиста. А.Г. Эйфель стал разработчиком конструкции надежной опоры из железа и каркаса, позволяющего оболочке из меди свободно перемещаться и одновременно сохранять равновесие статуи.

Граждане Америки с не особым желанием сдавали деньги. По этой причине появлялись трудности при сборе необходимой суммы. Д. Пулитцер в газете Уорлд опубликовал несколько статей, в которых обращался к американцам с призывом о выделении средств на благое дело. Критика оказалась очень жесткой, и это привело к желаемому результату.

К началу августа 1885 года в Америке удалось получить необходимую сумму. К этому моменту французы завершили свою работу и доставили части монумента в Нью-Йорк. Статуя Свободы имела триста пятьдесят частей, которые заняли двести четырнадцать ящиков. В течение четырех месяцев все части статуи оказались собраны. При очень большом количестве народа двадцать шестого октября 1886 года легендарный памятник был открыт. Подарок к столетнему юбилею задержался на десять лет. Необходимо заметить, что руку и факел собрали еще раньше и их выставляли на экспозиции в 1876году в Филадельфии.

Местоположение

Статуя установлена на пьедестале на территории форта Вуд, построенного для войны 1812 года. Он имеет форму звезды. Изначально ряд десятилетий монумент обслуживался службой маяков Америки. И только в 1924 году он получил статус Национального памятника. В 1937 году территорию достопримечательности увеличили, охватив всю площадь острова Бедлоу. Спустя девятнадцать лет Бедлоу переименовали в остров Свободы.

Реставрация

В 1982 году памятник реставрировали. Руководитель США Р. Рейган сам следил за данным процессом. Вновь организовали сбор средств и выручили восемьдесят семь миллионов долларов. Для сбора этих средств понадобилось гораздо меньше времени, чем в прошлый раз. В 1984 году достопримечательность внесли в ряд памятников, имеющих мировое значение. В начале июля 1986 года комплекс снова открыли для посещения. Это было осуществлено в честь столетнего юбилея статуи.

Чтобы подняться наверх статуи, необходимо преодолеть триста пятьдесят четыре ступени. А чтобы взобраться наверх пьедестала – сто девяносто две ступени. Корона имеет двадцать пять окон. Они символизируют драгоценности Земли и солнечные лучи, которые освещают мир. Лучей на короне семь. Они символизируют моря и континенты. На отлив статуи потратили тридцать одну тонну меди. Общий вес конструкции из стали составляет сто двадцать пять тонн.

Одна из самых известных достопримечательностей США, о которой знает не только коренное население страны, но и каждый из нас. Статуя Свободы (Statue of Liberty) находится в Нью-Йорке – памятник, который особенно часто можно встретить в кино, а также фотографиях туристов Америки.

Открытие памятного места сопровождалось пушечным залпом, фейерверками и ревом сирен. Случилось долгожданное событие в далеком 1886 году. С того самого времени, корабли, входящие в порт Нью-Йорка, встречают каменную статую женщины, держащую в руке факел свободы.

Как бы парадоксально это ни звучало, но символ Америки был детищем мастеров Франции. Именно там статуя показалась свету впервые. Разобрав по частям, её отправили в плаванье прямиком через Атлантический океан. Уже в Нью-Йорке её собрали и поставили на мощнейший цоколь, сделанный уже коренными американцами. Установили статую на острове Бедлоу, который после переименовали в остров Свободы.

Задумал памятник академик Эдуард де Лабулайе в 1865 году, а автором работы стал Фредерик Огюст Бартольди – скульптор, родом из Эльзаса. Скульптор выбрал остров Бедлоу по своим соображениям, а вообще, он представлял монумент не только на нем, но и в Порт-Саиде (Суэцкий канал). Свой проект «Египет, несущий свет в Азию» воплотить в жизнь Бартольди не удалось, зато для Америки задумка пришлась как нельзя кстати.

Проект утвердили в Конгрессе в 1877 году, даже несмотря на то, что по плану скульптура должна была появиться уже в 1876 году в день подписания Декларации Независимости США. Тем не менее, собрать нужную сумму денег для возведения шедевра сразу не удалось, сроки затянулись. До Нью-Йорка Леди Свободы добралась к 17 июлю 1885 года. На протяжении четырех месяцев памятник собирали воедино. Существует один интересный факт, связанной с открытием монумента 28 октября 1886 года. Церемония проводилась в обществе одних мужчин, и это при том, что изваяние олицетворяет символ свободы. Лишь маленькая девочка восьми лет и одна женщина смогли побывать в этот день на острове – дочь Лессенса и жена Бартольди.

Что из себя представляет Статуя Свободы? Памятник образует Каркас из стали весом в 125 тонн. Чтобы спроектировать и построить конструкцию на помощь позвали Густава Эйфеля, которого сменил чуть позже Морис Кехлин. Внутри конструкции можно двигаться и взбираться на самый верх по винтовой лестнице. Чтобы добраться до смотровой площадки предстоит преодолеть 354 ступенек. Этот путь покажется легким после того, как на самой вершине заглянуть в одно из 25 окон и увидеть невероятный панорамный вид.

Верхушку стального скелета накрывают медные пластины, образующие силуэт памятника. Медь для них поставляли из России. Символом свободы также является разбитая окова у одной из ног статуи.

Изначально её прозвали «Свобода, несущая свет миру» , затем уже переименовали в нынешнее. Высота скульптуры – 46 метров. Если подсчитать все элементы изваяния вместе с факелом, то высота составит 93 метра. Вес достигает 205 тонн.

Статуя получила статус национального памятника в 1924 году, а вслед за ней и сам остров Бедлоу. Несколько раз памятник реставрировали, добавляли новейшее освещение.

У многих может появиться вопрос: «Кто же являлся прототипом статуи?» . Существует две версии. По одной из них считают, что Бартольди вдохновился образом Изабеллы Байер (вдова Айзека Зингера). В другой же утверждают, что образ принадлежит его матери Шарлотте.

Внутри статуи открыли музей в 1972 году, добраться до которого можно на лифте. В музее представлена информация об истории заселения страны. Существует множество противоречивых мнений о символе Америки. Кто-то говорил о высокой технике исполнения, четкости и грациозности линий, а кто-то считает, что говорить об этой статуе, как о символе свободы нельзя, слишком это бесстрастно и холодно. Только мнения не мешают жителям США, да и всему миру в частности, считать статую Свободы символом страны.

Предыдущая фотография Следующая фотография

Пожалуй, не только коренной американец, но и любой житель нашей планеты на вопрос, что является символом США, не задумываясь, ответит: статуя Свободы (Statue of Liberty). Неслучайно, именно этот памятник чаще других мы видим в американском кино, неслучайно, будучи туристами, скупаем в сувенирных лавках и везем домой именно копии статуи Свободы.

Подчеркивая величие монумента, статую Свободы нередко сравнивают с Колоссом Родосским, древнегреческой статуей, не дожившей до наших дней. Поэтесса Эмма Лазарус ко дню открытия статуи Свободы написала сонет «Новый Колосс». С 1903 года специальная табличка со строками этого произведения украшает пьедестал монумента.

Кстати, не все знают, что полное название статуи Свободы звучит как «Свобода, озаряющая мир» (Liberty Enlightening the World). 46-метровая (93-метровая с постаментом) статуя Свободы, гордо возвышающаяся на одноименном острове, является подарком, преподнесенным США от имени французского народа, некогда поддержавшего американцев в борьбе за независимость. Задумка создания статуи Свободы как символа независимости и демократии родилась в 1865 году и принадлежит знаменитому французскому ученому и юристу Эдуарду Рене Лефевр де Лабулайе. Концепция памятника была разработана французским скульптором Фредериком Огюстом Бартольди.

Оригинальный макет статуи Свободы был изготовлен Бартольди в 1870 году, сегодня эту первую копию легендарного монумента можно увидеть в Люксембургском саду близ Эйфелевой башни в Париже.

Место для статуи Свободы или интересный факт

В каком именно уголке американской земли будет возвышаться монумент, выбирал Бартольди. По его мнению, места, идеальнее острова Бедлоу, расположенного в 3 км к юго-западу от южной границы Манхеттена, найти было просто невозможно. Однако историки приподнимают занавес и открывают нам некоторые тайны.

Оказывается, свою гигантскую скульптуру Бартольди прекрасно представлял не только на острове близ Нью-Йорка, но и в Порт-Саиде, расположенном в Суэцком канале, соединяющем Красное и Средиземное моря. Проекту «Египет, несущий свет в Азию» не суждено было сбыться, однако труды Бартольди не пропали даром, свою задумку скульптор успешно воплотил в реальность на территории США, более того, строитель Суэцкого канала Лессенс был поставлен во главу комитета по созданию статуи Свободы в США.

Немного истории

Проект возведения монумента на острове Бедлоу был утвержден Конгрессом США лишь в 1877 году, и это несмотря на то что, согласно плану французов, необычный презент должен был быть готов к сотой годовщине подписания Декларации Независимости США, то есть к 4 июля 1876 года. Однако сбор средств затянулся, и к этому времени была готова лишь медная рука с факелом, которую до полного завершения работ над статуей приютили в Нью-Йорке на Мэдисон-Сквеа. К июлю 1878 года была готова голова Леди Свободы. Тогда же голова была представлена на выставке в Музее искусств и ремесел в Париже.

Стоит отметить, что средства на возведение памятника собирались всеми возможными способами: организовывались балы, спортивные соревнования, выставки и лотереи. Значительную помощь в деле финансирования строительства монумента оказал красноречивый Пулитцер, издатель газеты New-York World.

Первая презентация готовой статуи Свободы состоялась 4 июля 1884 года во Франции, после чего монумент был демонтирован и отправлен в США. В Нью-Йорк статуя Свободы прибыла 17 июля 1885 года. Сборка памятника длилась около 4 месяцев. Однако официальное открытие статуи Свободы в Нью-Йорке президентом США Гровером Кливлендом состоялось лишь 28 октября 1886 года. На торжественной церемонии открытия присутствовали только мужчины. И это притом, что статуя Свободы является символом демократии. В качестве исключения в тот день на острове разрешено было присутствовать только восьмилетней дочери Лессенса и жене Бартольди.

Кстати, остров Бедлоу официально был переименован в Остров Свободы лишь в 1956 году, хотя Бартольди предлагал это сделать еще в 19 веке, за 80 лет до свершившегося события.

Статуя Свободы изнутри и снаружи

Статуя Свободы представляет собой стальной каркас, общий вес которого 125 тонн. Для проектирования и строительства стальной конструкции был приглашен Густав Эйфель, его работу продолжил Морис Кехлин. Каркас сооружен таким образом, что внутри монумента можно спокойно передвигаться и даже подниматься по винтовым лестницам наверх. До главной смотровой площадки, расположенной в короне, 354 ступени. Оттуда, из 25 окон, символизирующих драгоценные камни, открывается удивительный вид на Нью-Йоркскую гавань. Кстати, семь лучей короны символизируют семь морей и семь континентов, как принято считать на Западе.

Сверху стальной скелет покрывают мастерски отчеканенные в деревянных формах медные листы толщиной всего 2,37 мм и общим весом 31 тонна. Срощенные между собой медные пластины образуют силуэт статуи. Кстати, медь поставлялась во Францию из России. Стоит отметить, что одна нога статуи стоит на разбитых оковах - так Бартольди символически показал обретение свободы. На табличке в левой руке статуи Свободы указана дата подписания Декларации Независимости 4 июля 1776: JULY IV MDCCLXXVI.

Постамент памятника был спроектирован американским архитектором Ричардом Моррисом Хантом. Работы по его возведению были начаты летом 1885 года, а завершены в апреле 1886 года. Цементное основание статуи Свободы весит 27 тыс. тонн. Чтобы добраться до вершины пьедестала, необходимо преодолеть 192 ступени. Внутри постамента располагается музей, в который можно попасть на лифте.

В 1924 году статуя Свободы была причислена к национальным памятникам, в 30-е годы 20 века весь остров Бедлоу (Свободы) перешел в статус национального парка. В 1984 году ООН объявило остров Свободы и расположенный на нем легендарный монумент памятником мирового значения.

Статуя Свободы неоднократно реставрировалась, добавлялись новые элементы освещения. В настоящее время памятник оборудован лазерной подсветкой.

Кто она - «Леди Свобода»?

Кто же явился натурщицей Бартольди, чей лик озаряет мир? Кого на веки вечные запечатлел великий скульптор в образе Римской Богини Либертас? Наверняка, этими вопросами задаются и сами американцы, и гости со всего мира.

На этот счет существует два мнения. Кто-то считает, что Бартольди запечатлел в своей работе лицо француженки Изабеллы Бойер, вдовы Айзека Зингера. Другие придерживаются мнения, что статуя Свободы унаследовала образ матери скульптора - Шарлотты. Какое мнение является истинным, до сих пор остается загадкой, которую вряд ли когда-нибудь удастся разгадать.

Как добраться

Ежегодно статую Свободы посещают свыше 4 млн туристов со всего света. Вход в Национальный парк острова свободный, однако, чтобы добраться до него придется потратиться на паром, а также пройти тщательный досмотр на причалах.

Паромы отходят из Нью-Йорка. Можно отправиться в путешествие к статуе Свободы с причала Бэттери Парк, что находится на Манхэттене, или же с Либерти Стейт Парк, что расположен в Джерси-Сити. Вход на статую - бесплатный, за паром придется заплатить взрослым 25 USD, детям 4-12 лет - 15 USD. Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.

Париж для нас неразрывно связан с Эйфелевой башней, Берлин — с Бранденбургскими воротами, Москва – со Спасской башней Кремля, а Лондон — с Биг-Беном. Оказавшись в этих городах, мы сразу же оглядываемся по сторонам: где же эти столь важные для нас городские символы? Так и Нью-Йорк для всех его гостей неотделим от Статуи Свободы. Хотя она уже давно принадлежит не только этому замечательному городу. C течением времени Статуя Свободы превратилась в безусловный и неоспоримый символ огромной страны. И даже в какой-то степени — всего мира.

Во Франции есть замечательный экскурсионный маршрут — «Винная дорога Эльзаса». Главной жемчужиной этого тура является посещение древнего фахверкового городка – Кольмар. Оказавшись в нём, невозможно не заглянуть в красивый и просторный особняк, расположенный в самом центре. Именно здесь в довольно состоятельной семье в 1834 году родился Фредерик Огюст Бартольди, будущий автор знаменитой Статуи Свободы.

Ныне тут находится музей известного скульптора, на верхнем этаже которого размещены многочисленные макеты «Статуи», в различных одеяниях и головных уборах, а также фотографии всех этапов её изготовления и установки.

Отсюда после смерти отца Фредерик уехал на учёбу в Париж, а затем вернулся сюда уже в качестве архитектора.

Тогда же, в 1850-х годах, он отправился в путешествие по Египту. Пирамиды, Сфинкс, Луксорский храм и огромные скульптурные изображения поражают и очаровывают его. И Фредерик загорается идеей создать нечто столь же величественное и грандиозное.

Здесь же он знакомится с известным дипломатом и предпринимателем Фердинандом де Лессепс ом, вступившим тогда в переговоры с вице-королём Египта Мухаммедом Саидом-пашой о получении разрешения начать работы по сооружению Суэцкого канала.

И когда в 1869 году это строительство уже приближалось к завершению, до Бартольди дошла информация о том, что правительство Египта планирует в районе Порт-Саида установить маяк, у самого выхода канала в Средиземное море. Фредерик срочно едет к руководителю строительством Лессепсу с интересным предложением. Грубо говоря, основой его идеи была своеобразная интерпретация шестого чуда света — легендарного Колосса Родосского, представлявшего собой грандиозное сооружение (маяк) в виде огромной скульптуры бога Солнца — Гелиоса. Его 36-метровая фигура, обращённая к морю и предположительно установленная у входа в гавань греческого острова Родос, была увенчана короной с лучами на голове и в вытянутой руке держала факел.

Бартольди предложил выполнить в Порт-Саиде аналогичную статую, но с изображением египетской женщины в традиционной одежде, также с факелом в руке, назвав её «Свет Азии» или «Египет, несущий свет Азии», как символ особой роли и прогресса, который принёс Ближнему Востоку Суэцкий канал.

И хотя Лессепс принял эту идею с восторгом и достойно представил её новому правителю Египта Исмаилу-Паше, она так и не была реализована. Скорее всего потому, что власти страны не захотели нести дополнительные затраты на её возведение. В конечном итоге там был построен обыкновенный маяк, служащий верой и правдой до сегодняшнего дня. А Бартольди тем временем вернулся к своим французским проектам и заказчикам.

Франция. Рождение идеи

Вскоре разразилась Франко-прусская война, а за ней пришла и Парижская коммуна. В эти годы идеи республиканской Америки были особенно близки французам. Тем более что приближалась круглая дата — 100-летняя годовщина принятия Декларации независимости Америки. Именно к этому юбилею председатель франко-американского общества Эдуард де Лабулэ — юрист, историк и автор трёхтомного труда по истории Америки — решает создать тематический музей.

В это самое время после триумфального завершения работ по возведению Суэцкого канала на родину возвращается Лессепс. Он сразу же принимает активное участие в работе общества. Поскольку предполагалось, что к такой знаменательной дате американцы захотят возвести у себя соответствующий памятник, то одновременно возникла идея сделать это совместно.

Естественно, что к этой работе подключают и хорошо известного им скульптора Фредерика Бартольди. У того, как мы знаем, уже были определённые проработки на этот счёт. И он перерабатывает свой Суэцкий проект, хотя затем будет всячески отрицать эту взаимосвязь.

Конечно, в чём-то он был прав. Используя лишь основную идею – «женщину-символ», Бартольди основательно переосмыслил и переработал тот давний проект. В первую очередь Фредерик придал фигуре определённую динамику.

Тогда в Париже особой популярностью пользовалась картина Эжена Делакруа, на переднем плане которой была изображена прекрасная женщина с трехцветным республиканским знаменем в правой руке и ружьем со штыком в левой, стремящаяся сквозь пороховой дым шагнуть на баррикаду, — «Свобода, ведущая народ».

Вот эту устремлённость вперёд, к цели, и постарался передать Бартольди в своей новой работе. Потому правая ступня скульптуры находится уже в движении, а левая попирает, разорванные у ее ног оковы, как символ освобождения от угнетения, тирании и рабства. Эта тема тогда была особенно близка американскому обществу.

В вытянутой вперёд правой руке скульптуры он разместил факел, освящающий путь, а в левой — своеобразные скрижали с датой подписания Декларации Независимости Соединенных Штатов — 4 июля 1776 года, нанесенные римскими цифрами «JULY IV MDCCLXXVI», что воспринимается совершенно естественно.

Что воспринималось совершенно естественно. Ведь эта героическая женщина, словно древнеримская богиня свободы Либертас (Libertas) , была одета им в свободно лежащую тогу и обута в сандалии. Представленный им образ, фактически воплотил в себе и символические фигуры Колумбии из Соединённых Штатов и французской Марианны.

На её голову была водружена корона, обрамлённая (словно бриллиантами) 25 окнами, с ореолом из семи лучей, олицетворяющих семь частей света.

Но самое главное – лицо. И Бартольди изображает свою мать. Позднее станет достаточно популярной легенда о том, что моделью ему служила красивая француженкаИзабелла Бойер, вдова основателя фирмы по производству швейных машинок Исаака Зингера. Но эта версия не выдерживает никакой критики. Ведь для создания цельности образа, Бертольди нужна была не просто красивая рафаэлевская мадонна с её материнской нежностью и тревогой за судьбу ребёнка; и даже не одухотворённая революционным порывом красивая француженка, зовущая на баррикады; а решительная и целеустремлённая женщина, соответствующая образу Либертас. Именно такой и была его мать — Шарлотта Бейсер, в портрете которой он лишь несколько ужесточил черты.

«Лицо» Статуи Свободы. Фото: Depositphotos

Фредерик был настолько воодушевлён этим франко-американским проектом, что с чертежами и рекомендательными письмами в 1871 году едет в Америку, где встречается с множеством американцев, которые доброжелательно отнеслись к нему и его проекту. Вероятно, именно тогда он получил заказы на изготовление «Фигур четырех трубящих ангелов» для церкви в Бостоне и статуи генерала Лафайета в Нью-Йорке, которые были завершены им соответственно в 1874 и 1876 годах.

Наблюдая тогда за работой Нью-Йоркской гавани, Бартольди обратил внимание на то, что все прибывающие в Нью-Йорк корабли проплывали мимо острова Бедлоу. И потому во время визита к президенту Улиссу Гранту он обговорил с ним возможность установить именно там будущую Статую Свободы. На что получил в целом положительный ответ. Бартольди тогда ещё мыслил привычными для него категориями маяка — своеобразного символа водных ворот в город. Ведь именно такие фигуры должны были встречать корабли при входе в гавань Родоса, или Суэцкий канал.

Пока Фредерик прорабатывал техническую сторону этого проекта, «на высшем уровне» решались его организационные вопросы. В конце концов, уже в 1895 году было принято решение о том, что к 100-летней годовщине принятия Декларации независимости Америки французская сторона преподносит Америке в дар Статую Свободы и организовывает её изготовление, доставку и монтаж. Американцы со своей стороны должны были подобрать место для её установки и возвести пьедестал.

В обоих государствах были созданы комитеты по организации сбора средств. Во главе французского комитета стал Фердинант Лессенс, а американский возглавил юрист Вильям Эвартс. Опытный предприниматель, Лессенс для привлечения к кампании влиятельных кругов устраивает во Франции банкеты, вечера, светские приемы, концерты, благотворительные пожертвования и лотереи. Во французской опере даже было организовано музыкальное представление, к которому известный композитор Шарль Гуно специально написал ораторию, посвященную Статуе Свободы. Он же и дирижировал оркестром. Всё это дало возможность Бартольди уже в самом скором времени приступить к изготовлению скульптуры.

При возведении сооружения такой высоты и мощи самым важным считалось решение проблем её прочности, жёсткости и устойчивости. Первоначально предполагалось, что низ статуи (до её середины), будет заполнен песком, а уже затем последуют работы по установке металлического каркаса. При этом складки тоги на статуе могли служить своеобразными ребрами жесткости.

Но привлечённый к этим работам знаменитый конструктор Гюстав Эйфель (в последующем автор Эйфелевой башни) со своими сотрудниками, предложили иную схему: установку массивных вертикальных стальных опор, с промежуточным поддерживающим каркасом. Именно к нему затем должен был крепиться гибкий скелет статуи из железа, к которому и навешивались лёгкие медные листы ограждения, легко поддающиеся монтажу иобработке. Тем более, что и Эйфелю, и Бартольди были хорошо известны памятники Сан Карло Борромео в Италии и Арминию в Германии, где уже были использованы аналогичные решения с медной обшивкой. Правда, габариты этих сооружений значительно уступали Статуе Свободы.

Принятое конструктивное решение могло также обеспечить и полную устойчивость скульптуры при её колебаниях от напора ветра (ныне диапазон колебаний самой фигуры достигает 7,6 см, а факела – 12,7 см). Фактически этот проект стал одним из первых примеров сооружения, в котором наружные элементы не выполняли несущей функции, обеспечиваемой внутренними конструкциями.

Поскольку в те времена Статуя Свободы являлась самым высоким сооружением в мире, то естественно, что при её изготовлении возникало множество и иных технических проблем. Но они постепенно разрешались, и вскоре французская сторона приблизилась к завершению работ.

Америка. Реализация мечты

В Соединённых Штатах была совершенно иная ситуация. Сбор средств шёл медленно, и многими откровенно бойкотировался. Поскольку строительство должно было вестись в Нью-Йорке, то многие города самоустранились от сбора денег. Фактически комитет активно работал лишь в трёх местах: Нью-Йорке, Бостоне и Филадельфии. Была предпринята попытка провести законопроект о выделении денег на строительство из бюджета Нью-Йорка, но губернатор Кливленд наложил на него вето. Попытка получить часть средств от государства также не увенчалась успехом. В комиссиях Конгресса США преобладали мнения о несвоевременности возведения «аллегорического» монумента в то время, когда страна нуждалась в памятниках героям Гражданской войны.

Единственный вопрос, который был окончательно решён, — это выделение места под строительство. После визита в Нью-Йорк самого Бартольди вопрос о возведении статуи внутри города был снят, и местом строительства был окончательно принят военный форт Вуд на острове Бедлоу.

Для того чтобы хоть как-то расшевелить американцев, Бартольди в 1876 году привозит на Всемирную выставку в Филадельфии модель статуи и ее деталь — руку с факелом в натуральную величину.

Однако демонстрация этой характерной детали будущей скульптуры не произвела должного впечатления ни в Филадельфии, ни позднее в Нью-Йорке, где она была выставлена на обозрение в Мэдисон-Сквер-Гарден на протяжении нескольких лет. Зрители не могли себе представить всю скульптуру в целом и потому эту «руку» воспринимали скептически.

А после того как Бартольди решил продемонстрировать голову статуи на Всемирной выставке в Париже в 1878 году, злые языки стали поговаривать о том, что «Статуя Свободы будет иметь «руку» в Нью-Йорке, «голову» в Париже и ничего иного, где бы то ни было». Создавалось впечатление, что этот проект уже никогда не будет реализован, а готовые изделия так и останутся ржаветь в Париже.

В этой предстоящей драме, единственным положительным моментом для Бартольди было возведение им в том же году прекрасного «Фонтана Капитолия» в Вашингтоне, радующего гостей столицы и поныне.

И тут совершенно неожиданно в этой истории появляется новое действующее лицо. Им становится Джозеф Пулитцер — издатель ряда газет, в том числе и очень популярной тогда The New York World , выходец из семьи венгерских евреев. Человек, которому в конечном итоге страна обязана появлению своего символа, журналисты – высшей Школой журналистики и престижной Пулитцеровской премией, а мировая пресса — своим «желтым» цветом.

Возмутившись столь удручающим отношением к возведению Статуи Свободы с американской стороны, он со всей энергией и энтузиазмом включается в реализацию этого проекта. Со страниц своих газет Пулитцер обращается к гражданам США с жёсткой критикой их поведения (от президента до простых обывателей) и призывом помочь деньгами строительству монумента. Запускается «утка», что статую вообще отдадут Бостону и т. п.

Подробно описывая само сооружение и окружая его романтическим ореолом, Пулитцер организовывает целую кампанию по сбору средств. При этом в газетах печатают имена людей, пожертвовавших деньги на возведение памятника, среди которых были люди, предоставившие в распоряжение комитета меньше одного доллара, и даже дети. И что самое удивительное, уже к августу 1895 года ему удалось собрать всю недостающую сумму.

Фактически в течение всего пяти месяцев было зарегистрировано 12 тысяч пожертвований. За два года до описываемых здесь событий в стране также был проведен аукцион всевозможных произведений искусства, которые деятели культуры безвозмездно предоставили аукционерам. Все вырученные от их продажи деньги были переданы комитету по сбору средств для строительства памятника.

Приняла в нём участие и Эмма Лазарус, поэтесса еврейского происхождения с португальскими корнями.

Её посвящённый монументу сонет «Новый Колосс» (как и Бартольди, она помнила о Колоссе Родосском), получил всеобщее признание. Строки из этого сонета были даже вынесены на мемориальную доску, которая хранится ныне в музее статуи:

«Храните, древние страны, вашу легендарную пышность,

А мне отдайте ваших усталых, ваших бедных…

А мне отдайте из глубин бездонных

Своих изгоев, люд забитый свой,

Пошлите мне отверженных, бездомных,

Я им свечу у двери золотой…»

Эти строки были написаны ею после волны погромов, прокатившихся по Европе в конце 1880-х годов, в результате чего толпы иммигрантов хлынули к берегам Америки, в надежде обрести новую родину. И потому этот сонет заставил взглянуть на Статую Свободы совсем с иной стороны — как на символ страны, готовой принять под свой кров всех отверженных и обездоленных, и обещавшей им на этом берегу свободу и равенство. Тем самым «Новый Колосс» стал своеобразной иллюстрацией первоначального наименования скульптуры: «Свобода, несущая свет миру».

Теперь становится совершенно понятным, отчего в западной части острова Свободы установили мемориальные скульптурные памятники именно этим пятерым людям, внесшим наибольший вклад в осуществление проекта под названием «Статуя Свободы». Эдуарду де Лабулэ, которому принадлежала сама идея возведения памятника. Фредерику Бартольди – скульптору, реализовавшему её, и ГюставуЭйфелю – разработавшему металлический каркас скульптуры. А также Эмме Лазарус – поэтессе, автору сонета «Новый Колосс» и Джозефу Пулитцеру – редактору, организатору завершающей компании по сбору средств, для возведения основания и пьедестала скульптуры.

А сами эти конструкции были разработаны американским архитектором и скульптором Ричардом Хантом, под руководством которого 5 августа 1885 года были начаты строительные работы. К 22 апреля 1886-го они были фактически завершены, вместе с оформлением основания пьедестала в виде звезды с 11 лучами. Высота основания с пьедесталом от земли составила 47 м., что на один метр превышало высоту самого памятника.

Как известно, ещё 4 июля 1884 года Франция официально преподнесла Статую Свободы послу США. Затем она была полностью собрана в Париже и выставлена на всеобщее обозрение, а затем в 1885 году разобрана и на военном фрегате «Изер» отправилась в Нью-Йорк, разделённая на 350 частей и упакованная в 214 ящиков. Сборка статуи на пьедестале заняла ещё четыре месяца. И вот, наконец, на 28 октября 1886 года, с десятилетним опозданием, было назначено торжественное открытие Статуи Свободы.

Этому событию предшествовал военный парад по улицам Нью-Йорка, который утром этого дня наблюдали до миллиона жителей города. В 12:45 яхта с участниками церемонии открытия и президентом США Гровером Кливлендом отправилась к острову от причала Манхэттена. Компания была в основном мужской. Феминистки Нью-Йорка пытались прорваться на остров, но не были допущены. Их негласными представителями были лишь жена Бертольди и маленькая внучка Лессенса. Вот он-то и открыл торжество, произнеся речь от имени французской стороны.

Бартольди рядом не было. Он в это время находился в голове скульптуры, чтобы по сигналу перерезать верёвки, удерживающие огромный французский флаг, наброшенный на статую, и закрывающий эту восхитительную золотисто-оранжевую женщину с факелом в вытянутой руке, от застывших в ожидании зрителей. Пока он спустился вниз, официальная часть уже подходила к концу. Ему удалось лишь услышать пророческие слова президента Кливленда: «Мы никогда не забудем ни того, что Свобода выбрала себе здесь дом, ни того, что ею избранный алтарь никогда не будет заброшен».

Погода в тот день выдалась пасмурная и дождливая. Фейерверк решили перевести на первое ноября. Но многочисленные гости и делегации с восторгом приняли праздничный салют из 21-го залпа. Так более 130 лет тому назад отпраздновали возведение этой 46-метровой Статуи Свободы. Как и мечтал Бартольди, она на 10 метров превысила высоту легендарного Колосса Родосского, и на том историческом этапе стала самым высоким памятником в мире. Так это начиналось…

Продолжение легенды

Бартольди осуществил свою мечту. Создал прекрасную символическую фигуру, установленную у входа в порт, лицом к приезжающим, всем своим видом вселяющую в них надежду на то, что здесь их ждут и тут им рады. А для кораблей она должна была соответственно служить навигационным ориентиром и маяком. Но общие сложности и заботы по установке памятника были столь велики, что тут было не до технических задач, связанных с поддержанием огня в маяке. На протяжении 16 лет трое смотрителей пытались решить эти проблемы, но с переменным успехом. В 1901 году служба маяков передала обслуживание статуи военному департаменту. К тому времени медная обшивка статуи от воздействия с влажным воздухом начала постепенно окисляться, и монумент стал приобретать столь знакомый нам ныне зеленоватый цвет. Однако военные специалисты доказали, что этот возникающий слой – патина, является своеобразной защитой металла от агрессивных воздействий. И потому статую не следует окрашивать в иной цвет, как уже начинали требовать многочисленные советчики.

Немного позднее, 30 июля 1916 года, германские агенты организовали диверсию на полуострове Блэка Тома, где располагался крупный склад боеприпасов. В ночь теракта здесь хранилось в общей сложности около одной килотонны боеприпасов, многие из которых предположительно готовились для отправки в страны, борющиеся против Германии на фронтах Первой мировой войны. Мощность взрыва оценили от 5,0 до 5,5 баллов по шкале Рихтера. Его осколки попали и в Статую Свободы, незначительно повредив некоторые ее части и факел. Одновременно с его реконструкцией на остров с материка был проложен подводный силовой кабель, а вокруг скульптуры установлены мощные светильники. И уже 2 декабря того же года президент США Вудро Вильсон впервые включил полную подсветку фигуры. Теперь уже она сама, блистающая на фоне звёздного неба, лучше всяких маяков указывала кораблям путь в ночи.

Естественно, что во время Второй мировой войны в целях светомаскировки статуя не освещалась. В послевоенное время предпринимались попытки совершить диверсии на самой башне, либо собрать всевозможные митинги протестов на её территории. А в 1971 году члены организации «Ветераны Вьетнама против войны» совершили так называемую акцию протеста, вообще забаррикадировавшись внутри Статуи, с требованием прекратить войну во Вьетнаме. Всё это свидетельствовало о той особой роли, которую это сооружение стало играть в жизни города, страны и мира.

В 1924 году, по инициативе президента Калвина Кулиджа, Статуя Свободы была объявлена национальным памятником, и уже в 1933 году её обслуживание передали службе национальных парков. С 1937 года понятие национального памятника уже было распространено вообще на всю территорию острова, который в 1956 году был переименован в Остров Свободы. Любопытно, что эта идея в своё время была озвучена ещё самим Бартольди.

В 1976 году в районе памятника была установлена более совершенная и мощная система освещения. А в начале 80-х, в рамках программы по подготовке к празднованию 100-летия монумента, группа американских и французских экспертов обнаружила множество накопившихся за это время конструктивных проблем, и потому было рекомендовано провести реставрационные работы. Они начались в 1984 году, в тот самый год, когда статую Свободы внесли в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Реставрация требовала огромной работы по антикоррозионной защите около 1800 металлических пластин статуи, замену факела, конструктивные изменения по устойчивости руки и плеча. Был установлен стеклянный двухэтажный лифт, новые лестницы, система обогрева и кондиционирования воздуха. Именно тогда стало возможным, преодолев 192 ступени, свободно подняться до вершины пьедестала. А желающим добраться до самой короны приходилось осилить ещё 164 ступени. В общей сложности — 356. Тем не менее, реконструкция была завершена в срок, и 5 июля 1986 года президент Рейган и французский президент Франсуа Миттеран (теперь уже без задержки на 10 лет) торжественно открыли статую для новых поколений посетителей.

Тем не менее, в связи с опасностью террористических угроз после событий 2001 года, и ликвидацией последствий урагана Сенди в 2012 году, нормальное функционирование Статуи Свободы временно приостанавливалось, и было продолжено лишь с 2013 года.

К этому времени она уже была настолько знаменита, узнаваема и популярна, что её стали копировать по всему миру. Число этих копий в мире насчитывает уже несколько сотен. В период между 1949-1952 годами организация американских скаутов, в ходе празднования своего сорокалетия, безвозмездно передала около двухсот копий из штампованной меди, высотой 2,5 м (высотой 2.5 м.), различным американским штатам и муниципалитетам. Около половины из них сохранилось до нашего времени.

А наиболее популярными из её копий в США являются скульптуры, установленные у здания казино «Нью-Йорк» в Лас-Вегасе и у Бруклинского музея в Нью-Йорке.

Но самыми престижными из всех копий считаются парижские. В 1889 году американцы подарили французам уменьшенную в 4 раза копию статуи (её высота 11,5 м), которая была установлена в Париже на Лебедином острове — узкой искусственной дамбе на Сене, недалеко от Эйфелевой башни. Первоначально она была повёрнута к самой башне, т.е. к месту проведения знаменитой Парижской Всемирной выставки, и лишь в 1937 году её развернули на запад. Теперь она смотрит прямо на свою «старшую сестру» в Нью-Йорке.

Вид на Сену с Эйфелевой башни, видна также парижская Статуя Свободы. Фото: Depositphotos

Ещё одна двухметровая копия, выполненная самим Бартольди, нашла своё место в Люксембургском саду, но повреждённая варварами была заменена копией. А отреставрированный оригинал украшает ныне вход в музей Орсэ. А вот в Музее искусств и ремесел можно во всех деталях рассмотреть тот самый окончательный макет скульптуры, который былиспользован Бартольди для создания американской Статуи Свободы.

В 1987 году американцы сделали новый подарок Парижу – «Пламя свободы», позолоченную полноразмерную копию этого элемента скульптуры американской «Статуи».

Пламя Свободы в Париже. Фото: Depositphotos

Она была установлена на мосту Альма. А десять лет спустя как раз под ним погибла Уэльская принцесса Диана. И её многочисленные поклонники, отождествляя этот огонь с памятью о принцессе, приносят и ныне к основанию памятника букетики свежих цветов. Кстати, в 2004 году, к столетнему юбилею со дня смерти Фредерика Бартольди, небольшая копия Статуи Свободы (высотой 12 м) была установлена и на его родине – в Кольмаре.

Символи ческое изображение «Статуи» и её частей можно увидеть на многих юбилейных монетах, банкнотах, марках и открытках, эмблемах спортивных ассоциаций и Либертарианской партии Соединенных Штатов, номерных автомобильных знаках Нью-Йорка (1986 – 2000 гг.), рекламных буклетах многих фирм и т.д и т.п.

Легко найти и многочисленные упоминания о ней в художественной литературе, живописных и музыкальных произведениях во всём мире.

Редко можно увидеть и какой-либо фильм о Нью-Йорке без изображения Статуи Свободы. Но существует множество кинофильмов, в которых она играет «звёздную» роль. Уже в «Потопе» 1933 года, одном из первых фильмов-катастроф, показано землетрясение, превращающее Манхэттен в руины, после которого цунами смывает Статую Свободы. Знаменитый Хичкок в своём «Диверсанте» (1941 г.) изображает противоборство своих героев на вершине «Статуи». В фильме Стивена Спилберга «Искусственный разум» (2001 г.) Статуя Свободы из-за глобального потепления тоже полностью уходит под воду. А в фильме «Послезавтра» (2004 г.) она ещё и замерзает в результате наступления арктического холода. В «Планете обезьян » (1968 г.) главный герой, лишь обнаружив на берегу океана полузасыпанную Статую Свободы, с отчаянием понимает, что он находится на планете Земля. А в фильме «Железное небо » (2012 г.) нацисты, прилетая в Нью-Йорк, уничтожают её. Но «Охотники за привидениями 2 » (1989 г.) оживляют Статую Свободы и используют её в борьбе против Зла. И так в разных вариациях ещё во множестве фильмов. И даже советский кинематограф — в фильме Леонида Гайдая «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди » (1992 года) заставляет Статую Свободы с удивлением повернуть голову в сторону пролетающего на кровати над Нью-Йорком героя Дмитрия Харатьяна.

Однако, разные удивительные истории и курьёзы, связанные со «Статуей» происходили не только в кино, но и в реальной жизни. К примеру, в 1918 году на плацу военного лагеря Camp Dodge (штат Айова) 18 тысяч солдат армии США сформировали силуэт Статуи Свободы. Они были одеты в специальную форму разных цветов и оттенков, чтобы создать максимальную реалистичность композиции. Фотография этого построения, выполненная сверху, должна была использоваться в рекламе продаж военных облигаций в условиях Первой мировой войны, но, к сожалению, так никогда и не была задействована.

А вот спустя 60 лет, при выборах президента и вице-президента союза студентов университета штата Висконсин, в очередную предвыборную программу было внесено обещание перенести Статую Свободы из Нью-Йорка в Висконсин. Претендующие на этот пост Джим Мэллон и Леон Варджан заказалимакет скульптуры, состоящей лишь из головы и руки с факелом, которые были сброшены шутниками на замерзшее озеро Мендота. При этом создавалось впечатление, будто остальные части статуи покрывает вода.

Однако самый запоминающийся аттракцион, связанный со «Статуей» был не только выполнен известным иллюзионистом Давидом Копперфильдом в 1983 году, но и включен в Книгу рекордов Гиннесса. На глазах у огромной аудитории он провёл блистательный трюк, заставив исчезнуть «Статую», используя для этого две башни, поворачивающуюся сцену, арку и занавес, который скрывал скульптуру из поля зрения. Конечно, в конце фокуса, он «вернул» Статую Свободы на своё место, при полном восторге многочисленных зрителей.

О том месте, где была установлена эта знаменитая скульптура, сохранились легенды, связанные с именем капитана Уильяма Кидда — охотника на пиратов, который сам был довольно состоятельным человеком. Якобы в давние времена он все свои сокровища спрятал на Острове Свободы, носившем тогда имя Бедлоу. С тех пор множество людей пытались обнаружить этот клад, но безуспешно. Но в наше время бессмысленно утруждать себя этими поисками. Вовсе не потому, что тут уже давно всё было перекопано, а оттого, что возведенная здесь Статуя Свободы, уже сама по себе является одной из самых значительных и своеобразных сокровищ или драгоценностей мира.

Возможно, именно поэтому, переезжая по делам на пароме в Статен-Айленд, вы не можете удержаться и не подойти к борту корабля, наблюдая за тем, как медленно он приближается к острову, с расположенной на нём Статуей Свободы. И невольно приходит удивительное чувство внутреннего волнения и сопричастности с этим городом, этой страной и его главным символом. Ещё какое-то время статуя будет вам видна, а затем образ этой всемирно известной женщины, так много значащей для мира, постепенно растворится вдали. Но никогда не покинет вас. Навечно оставаясь легендарной Статуей Свободы – одним из важнейших символом страны.

stdClass Object ( => 4482 => статуя Свободы => post_tag => statuya-svobody)

stdClass Object ( => 16228 => Колонки => category => bloggers)

stdClass Object ( => 27030 => американский символ => post_tag => amerikanskij-simvol)

stdClass Object ( => 28334 => Путешествие по Америке => special => puteshestvie-po-amerike)

stdClass Object ( => 28347 => Спецпроекты => category => specproekty)

В день празднования на Западе сатанистского Хеллоуина мы поговорим об изваянии, ставшим символом новой Атлантиды, как называют некоторые Соединённые Штаты Америки. Статуя свободы официально была открыта в Нью-Йорке 28 октября 1886. Чему посвящена она и кого изображает?

Об этом наша статья.

Официальная история

Скульптура является подарком Франции к Всемирной выставке 1876 года и столетию американской независимости. Статуя держит факел в правой руке и скрижаль в левой. Надпись на скрижали гласит «англ. JULY IV MDCCLXXVI» (написанная римскими цифрами дата «4 июля 1776»), эта дата является днём принятия Декларации независимости США. Одной ногой «свобода» стоит на разбитых оковах.

Посетители проходят 356 ступеней до короны статуи свободы или 192 ступени до вершины пьедестала. В короне расположено 25 окон, которые символизируют земные драгоценные камни и небесные лучи, освещающие мир. Семь лучей на короне статуи символизируют семь морей и семь континентов (западная географическая традиция насчитывает именно семь континентов: Африка, Европа, Азия, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия).

Статуя свободы в цифрах:

  • Высота от верхней части основания до факела 46,05 м
  • Высота от земли до вершины пьедестала 46,94 м
  • Высота от земли до верхушки факела 92,99 м
  • Рост статуи 33,86 м
  • Длина кисти руки 5,00 м
  • Длина указательного пальца 2,44 м
  • Голова от макушки до подбородка 5,26 м
  • Ширина лица 3,05 м
  • Длина глаза 0,76 м
  • Длина носа 1,37 м
  • Длина правой руки 12,80 м
  • Толщина правой руки 3,66 м
  • Толщина талии 10,67 м
  • Ширина рта 0,91 м
  • Высота таблички 7,19 м
  • Ширина таблички 4,14 м
  • Толщина таблички 0,61 м
  • Толщина медного покрытия статуи 2,57 мм.
  • Общий вес меди, использованной для отлива статуи31 тонна
  • Общий вес её стальной конструкции 125 тонн.
  • Общий вес бетонного основания 27 000 тонн.

Статуя была построена из тонких листов меди, отчеканенных в деревянных формах. Сформированные листы потом были установлены на стальной каркас.

Обычно статуя открыта для посетителей, как правило, прибывающих на пароме. Из короны, в которую можно подняться по лестнице, открывается обширный вид на нью-йоркскую гавань. В музее, расположенном в пьедестале, находится выставка истории статуи. К музею можно подняться на лифте.

Территория острова Либерти (Свободы) первоначально относилась к штату Нью-Джерси, впоследствии находилась в управлении Нью-Йорка, а в настоящее время находится в федеральном управлении. До 1956 года остров назывался «остров Бедлоу» (англ. Bedloe’s Island), хотя его ещё называли «островом Свободы» уже с начала XX века.

В 1883 году американская поэтесса Эмма Лазарус написала сонет «Новый Колосс» (The New Colossus), посвящённый статуе свободы. 20 лет спустя, в 1903 году, он был выгравирован на бронзовой пластине и прикреплен на стене в музее, находящемся в пьедестале статуи. Знаменитые последние строки «Свободы»:

«Keep, ancient lands, your storied pomp!» cries she
With silent lips. «Give me your tired, your poor,
Your huddled masses yearning to breathe free,
The wretched refuse of your teeming shore.
Send these, the homeless, tempest-tossed to me,
I lift my lamp beside the golden door!»

В русском переводе В. Лазариса:

«Вам, земли древние, - кричит она, безмолвных
Губ не разжав, - жить в роскоши пустой,
А мне отдайте из глубин бездонных
Своих изгоев, люд забитый свой,
Пошлите мне отверженных, бездомных,
Я им свечу у двери золотой!»

В более близком к тексту переводе:

«Оставьте, земли древние, хвалу веков себе!»
Взывает молча. «Дайте мне усталый ваш народ,
Всех жаждущих вздохнуть свободно, брошенных в нужде,
Из тесных берегов гонимых, бедных и сирот.
Так шлите их, бездомных и измотанных, ко мне,
Я поднимаю факел мой у золотых ворот!»

Что на самом деле символизирует статуя свободы

Статуя свободы (да-да, с маленькой буквы), если посмотреть на неё без пропагандистской мишуры - эта гигантская женщина в короне с семью лучами, с книгой и факелом в руке… кто она? Очередная сказка об американской мечте и идеалах демократии, национальная гордость несуществующей американской нации? О подлинном происхождении и мытарствах скульптуры, о её истоках, берущих начало в несовместимых культурах или о финансовой стороне существования «леди», говорить не принято. Басня о подарке в честь дружбы Франции и США путешествует по миру столь же традиционно, как и румяный Санта Клаус - ещё одно детище коммерции. А мы всё же перелистаем несколько страниц истории назад и посмотрим, как всё было на самом деле.

http://gorod.tomsk.ru/uploads/34046/1285938582/126088911.jpg

Идея создания статуи принадлежит Фредерику Огюсту Бартольди - если можно назвать идеей создание неоригинального монумента, могущего похвастаться только фрагментами классического искусства да гигантскими размерами. Бартольди родился в 1834 году в богатой еврейской семье и учился у знаменитых мастеров Парижа - без особого усердия, зато переполненный честолюбивыми планами. Чтобы выбиться в люди, Бартольди прибег к помощи влиятельных родственников, имевших непосредственное отношение к Вольным каменщикам.

О влиянии масонства на создание США известно довольно много, начиная от отцов-основателей, до символики доллара. Пирамиды, стелы, всевидящее око и т.п. также украшают различные правительственные здания в США. Напоним, что представители их братства 4 июля 1776 года подписали Декларацию независимости, открывшую путь к созданию независимого государства (об этом мы писали в статье «Что такое США или зачем создавалось данное государство? (Часть первая)» ).


« »

Однако, о самом главном символе США - статуе свободы - как правило, не делается никаких связей с масонством.

Египетские наброски

В 70-е годы XIX века под контролем Вольных каменщиков в Египте происходило строительство Суэцкого канала. Сюда приехал молодой амбициозный Бартольди, и его воображение поразили величественные монументы этого края, пережившие тысячелетия. Так родилась в его голове мысль создать нечто столь же колоссальное и впечатляющее, что навсегда увековечило бы его имя. Встретившись с главой строительства, Фердинандом Лессепсом, Фредерик убедил его походатайствать о его плане. Предложение выглядело так: установить гигантскую статую при входе в будущий канал - она должна была быть вдвое выше Большого Сфинкса и служить в качестве маяка.

Бартольди решил не ждать музы, а на скорую руку смастерить какой-нибудь макет для рассмотрения местным правительством (именно ему и приписывалось предполагаемое финансирование проекта). Да и придумывать ничего было не нужно - это уже сделали древние греки, создавшие около 280 года до нашей эры Колосса Родосского - одно из семи чудес света. Эта громадная статуя атлетичного юноши, устремившего взгляд в море, была возведена на входе в гавань острова Родос и впоследствии частично разрушена землетрясением.


http://iknowit.ru/image_base/2010/pimg_1062_1306.jpg

Бартольди «приодел» макет в египетскую одежду, в руку поместил амфору, а голову увенчал венком. Но Лессепс посоветовал ему использовать атрибуты древнеиранского бога Митры - бога мира, согласия, а впоследствии солнца.

Заметки на полях

http://sam-sebe-psycholog.ru/sites/default/files/styles/article/public/field/image/mirta1.jpg

Митра - индоиранский бог света и солнца, близкий древнегреческому Гелиосу. Его обычными атрибутами были колесница и золотой трон. Со временем культ Митры проник в Малую Азию и существенно изменился. Митра стал богом дружбы, который объединял, примирял, защищал, обогащал людей. Изображали его юношей в короткой, развевающейся одежде и фригийском колпаке. Культ Митры в начале нашей эры распространился в Римской империи, пользовался покровительством императоров, позже был вытеснен христианством.

Особенное фото головы Статуи Свободы на Всемирной выставке в Париже в 1878 году. http://gorod.tomsk.ru/uploads/34046/1285959951/45270518_Exposition_Paris_1878.jpg

Когда в Древнем Риме распространился культ бога Митры, то о боге Солнца стали рассказывать следующие легенды. Он был рожден скалой на восходе Солнца. В одной руке он держал меч, в другой руке факел. Митра боролся с Солнцем, завоевал его и стал таким образом его союзником. После этого он подчинил себе быка (символ античной цивилизации), затащил его в свою пещеру и убил его там. Кровь быка удобрила почву, и всюду буйно разрослись растения, фрукты и маленькие звери.

Бог Солнца был почитаем во всей Римской империи. Об этом ещё сегодня свидетельствуют четыреста мест жертвоприношений, сохранившихся с тех времен. Особенно почитали бога Митру простые люди, которые совершали культовые обряды в его честь. Благодаря солдатам митраизм стал известным в пределах всего тогдашнего мира. Известные сегодня места этого культа существуют в основном как алтари в скалах.

Митра с лучами и с орлом, ставшим потом символом США http://geo-politica.info/upload/editor/news/2015.12/567f624427790_1451188804.jpg

Наряду с многочисленными символами в них выгравированы знаки зодиака. Сам бог Митра на них всегда занимает место Солнца - центрального созвездия древних римлян.

Таким образом статуя получила факел и семилучевую корону от бога Митры, хотя есть и другое божество, выглядящее аналогично. Стали думать над названием: «Прогресс, несущий свет в Азию»? Или заменить «прогресс» на «Египет»? И тут вспомнили о популярной во Франции картине «Свобода на баррикадах» живописца-романтика Эжена Делакруа. Слово «свобода» уже заманчиво «клеилось» к проекту статуи, но правительство отказалось тратить деньги на исполинского истукана - так что Бартольди несолоно-хлебавши вернулся во Францию.

Французское воплощение


Эжен Делакруа «Свобода на баррикадах» http://iknowit.ru/image_base/2010/pimg_1063_1306.jpg

Время создания статуи совпадает со вступлением Бартольди в масонскую ложу (Эльзасско-Лотарингский филиал) - это был 1875 год.

А близился 1876 год - столетний юбилей американской независимости. Услышав в политическом кружке жалобы на отсутствие в Америке подлинных шедевров искусства, посвящённых Свободе, французский сенатор и член всё того же ордена Вольных каменщиков Эдуард де Лабуле решил оживить провалившийся в Египте проект. Всё это, разумеется, нужно было правильно преподнести в массы: решено было «подарить» статую Штатам «в знак дружбы между народами двух стран».

http://gorod.tomsk.ru/uploads/34046/1285959951/Caricature_Gustave_Eiffel_1.gif

Но «подарок» пришлось оплатить - как французским, так и заокеанским простым гражданам. Был экстренно учреждён целый Франко-Американский союз, возглавляемый Лабуле, а в обоих государствах организовали комитеты по организации сбора средств. Причём во главе французского штаба стал никто иной как наш старый знакомый - Фердинанд Лессепс! Кампанию по сбору средств в Штатах возглавил Джозеф Пулитцер, впоследствии известный как создатель самой престижной журналистской премии, а тогда ещё - издатель газеты «New York World». Он с пониманием всех тонкостей воздействия на массы критиковал жлобов и толстосумов, обращаясь к простым американцам (коммерсант был не промах - это значительно подняло тираж его газеты). Никто точно не скажет нам, сколько денег отмыли дружелюбные господа на этом благом деле, но только в США таким образом изъяли из оборота 100 000 долларов.

Основную работу по созданию статуи проделал известный французский инженер Александр Гюстав Эйфель (Боникхаузен), тогда известный своей авантюрой по присвоению огромных средств за фиктивные работы во время строительства Панамского канала, но прославившийся благодаря сооружению в центре Парижа.

Эйфель тоже состоял в масонской ложе, а выпутываться из панамской аферы ему помог ещё один брат по ложе, который на тот момент занимал пост премьер-министра Франции.


Французский инженер Густав Александр Эйфель (слева) и Огюст Бартольди (справа) http://gorod.tomsk.ru/uploads/34046/1285959951/29.jpg

Эйфель сделал все расчёты, а также спроектировал железную опору монумента и поддерживающий каркас, который затем обшивался металлическими листами. Далее вновь за дело взялся Бартольди, и добавил несколько современных деталей: у ног статуи он поместил «разорванные цепи тирании», больше похожие на цепи, которыми скована сама статуя.


http://www.factroom.ru/wp-content/uploads/2015/09/494-730×493.jpg

В левую руку вложил Книгу Законов (Декларацию независимости), облачил теперь уже «леди» в римскую одежду.

Некоторые считают, что Бартольди придал ей черты лица своей матери - Шарлотты Бейсер, хотя при этом натурщицей выступила недавно овдовевшая Изабелла Бойер, жена Исаака Зингера, предпринимателя в области оборудования каналов и швейных машин, выступавшего спонсором еврейских социалистов вместе с Ротшильдом.

Изабелла Бойер