Диксон сегодня население. Панорама Диксон (посёлок городского типа). Виртуальный тур Диксон (посёлок городского типа). Достопримечательности, карта, фото, видео. Диксонский морской порт

Сто лет назад, в 1915 году, на острове Диксон в Карском море был основан одноименный поселок - нынче он представляет собой самый северный населенный пункт России. Сегодняшний Диксон расположен частично на острове, а частично - на побережье Енисейского залива берега Петра Чичагова полуострова Таймыр. Части разделяет полуторакилометровый пролив. Среднегодовая температура здесь –11,4 °C. Сегодня в поселке живет не более 700 человек, там есть полярная станция, а вот рыбзавода уже не существует. Единственную больницу планируют закрыть, многие дома и хозпостройки заброшены - снести двухэтажный дом стоит порядка трех миллионов рублей.

Фотограф Алексей Николаев побывал в Диксоне дважды, летом и зимой, и поделился с Бигпикчей своими прекрасными снимками.

Памятник русскому полярному путешественнику Никифору Бегичеву. Памятник был построен в 1964 году, под ним перезахоронили останки Бегичева, который умер в 1926 году от цинги на зимовке у реки Пясины.

Надпись на стене заброшенного дома.

Вид с сопки на старое здание порта и недостроенный дом.

Житель поселка в вездеходе ГТ-Т. Зимой жители Диксона передвигаются либо на снегоходах Yamaha, либо на старых советских транспортерах-тягачах, которые использовались для перемещения по тундре.

Вид на часть поселка на берегу Карского моря.

Метеостанция.

Берег залива усыпан старыми бочками. Человек идет по льду залива в сторону аэропорта.

Центральная улица поселка, здание поселкового клуба, который сейчас закрыт.

Бараки - там жители хранят лодки, снасти и прочий скарб. Приветственный щит с гербом города.

Единственный уцелевший портовый кран.

Вид на остров Диксон. На острове постоянно живут лишь один или два человека, остальных переселили на материковую часть поселка.

Аэропорт Диксона. В аэропорту стоит самолет Ли-2 - в качестве памятника.

Грузовик - на нем из аэропорта, который располагается на острове, перевозят багаж до небольшого кораблика, который доставляет всех на материк (когда открыта навигация).

Вид на материковую часть поселка с борта корабля.

Некоторых из порта забирает личный транспорт.

Вид на старый буксир, на переднем плане - демонтированные антенны.

Трубопровод от озера к городу.

Вид на город и памятник защитникам Диксона в годы Великой Отечественной войны.

Одна из главных улиц. В поселке много собак, все добрые и спокойные. Местные рассказывают, что по собакам определяют, что в поселок зашел белый медведь, - животные сразу прячутся.

Арктическим мореходам остров Диксон был известен с начала XVIII в. Во время Великой Северной экспедиции 1720—1747 гг. в 1738 г. ее участник штурман Федор Минин назвал этот клочок земли Большим Северо-Восточным. Позже его именовали Долгим, а в XIX в. - остров Кузькин.

В 1875-1878 гг. на зверобойном паруснике «Прёвен» здесь побывал известный шведский полярный исследователь А.-Э. Норденшельд. Благополучно достигший устья Енисея через Карское море и считавший себя первооткрывателем острова, он назвал остров и бухту именем шведского предпринимателя Оскара Диксона, финансировавшего экспедицию. В 1894 г. острову официально было присвоено это имя.

В 1915 г. на острове был поставлен первый домик - радиостанция для связи с Большой Землей Вилькицкого, зимовавшего у берегов Таймыра. С этого времени ведется официальный отсчет жизни поселка.

Первая зимовка полярников на острове Диксон состоялась в 1916 г., когда начала работать и метеорологическая станция, передававшая в Петроград сводки погоды. Тогда царское правительство нашло на это средства. В 1919 г. на Диксон приходят ледоколы «Таймыр», «Вайгач» и «Александр Невский». Они оставили двухлетний запас угля и продовольствия «Красной полярной станции».

С 1929 г. для обеспечения нужд гидрографии и Карских экспедиций на Диксоне начал базироваться постоянный авиаотряд. Развитие мореплавания по Северному морскому пути способствовало превращению полярной станции в районный центр.

С созданием в 1932 г. управления Севморпути началось строительство поселка, полярных станций на островах и побережье Таймыра - сначала производственные, жилые и вспомогательные станции на острове, затем на материковом берегу. Одноэтажные дома образовали улицы, которые называли в честь исследователей Севера: Седова, Бегичева, Папанина, летчиков Чкалова и Водопьянова, капитана Воронина, охотника Таяна.

Названия закреплялись начальником полярной станции и постановлением политотдела.

Поселок на материке, получивший название Новый Диксон, начал свою историю с 1934 г. в связи со строительством порта. Позднее здесь появилась гидрографическая база и штаб морских операций западного сектора Арктики - координатор судоходства. В 1939 г. на Диксоне оборудована угольная база для пароходов, идущих по трассе Северного морского пути. Именно в это время Диксон начали именовать «воротами Арктики».

В 1941 г. для обеспечения возросшего объема грузооборота вошел в строй новый причал морского порта. До настоящего времени он являлся главным причалом Диксонского морского порта.

С началом Великой Отечественной войны значение Диксона резко возросло. Все конвои, следующие через Карское море, формировались здесь. Уже после Великой Отечественной войны Диксон облюбовали военные, разместив здесь подразделение ПВО и пограничников.

В 1956 г. Диксон отнесен к рабочим поселкам, а в 1957 г. островной и береговой поселки объединены в один, ставший объединенным центром Диксонского района, выделившимся из Усть-Енисейского.

С 1957 г. началось строительство двухэтажных зданий, а с 1976 г. - пятиэтажных. К 1990 г. Диксон превратился в базовый поселок со сложившейся инфраструктурой, способный обеспечить нужды любой экспедиции.

С островом и портом Диксон тесно связана героическая история освоения Северного морского пути. Здесь побывали известные ученые, мореплаватели, летчики-исследователи Арктики: А. И. Вилькицкий, его сын Б. Вилькицкий, Э. Толль, Ф. Нансен, Р. Амундсен, Н. Урванцев, Н. Бегичев, О. Шмидт, В. Визе, В. Воронин, Б. Чухновский, В. Молоков и др. Диксон удивляет обилием установленных памятников: Бегичеву, Тессему, морякам-североморцам и др.

Флаг Диксон (посёлок городского типа)

Герб Диксон (посёлок городского типа)

Страна Россия
Субъект федерации Красноярский край
Муниципальный район Таймырский Долгано-Ненецкий район
Городское поселение Диксон
Код ОКАТО 04 114 651
Автомобильный код 24, 84, 88, 124
Почтовые индексы 647340, 647341
ПГТ с 1956
Население 676 человек (2010)
Основан 1915
Координаты Координаты: 73°30′30″ с. ш. 80°31′28″ в. д. / 73.508333° с. ш. 80.524444° в. д. (G) (O) (Я)73°30′30″ с. ш. 80°31′28″ в. д. / 73.508333° с. ш. 80.524444° в. д. (G) (O) (Я)
Часовой пояс UTC+8
Этнохороним Диксончане, диксончанин, диксончанка
Телефонный код +7 39152

Ди́ксон - посёлок городского типа на севере Красноярского края России , в Таймырском Долгано-Ненецком районе. Образует городское поселение Диксон.

Инфраструктура

Самый северный порт в России . Имеется аэропорт (с осени 2010 года его эксплуатация приостановлена из-за плохого состояния ВПП, это резко затруднило транспортное сообщение посёлка с другими регионами). Но в декабре 2010 года эксплуатация аэропорта была возобновлена.

До 1 января 2007 года был административным центром Диксонского района Таймырского автономного округа.

Ныне посёлок находится в плачевном состоянии, численность населения составляет 632 жителя (2009 год), тогда как в 2004 году на Диксоне проживало 1113 человек, а в 1985 - около 5 тысяч.

Полярная станция (с 1916), на базе которой созданы радиометеорологический центр и геофизическая обсерватория. Краеведческий музей. Ранее один из важных портов Северного морского пути, бункеровочная база морского флота, рыбозавод.

История

Посёлок был основан в 1915 году на острове, континентальная часть построена позже.

Крайнее расположение привлекает посетителей - Диксон посещает довольно большое количество людей, хотя добраться туда нелегко. Творческие люди написали много песен о Диксоне. В одной из них посёлок назван «Столицей Арктики» - сейчас это неофициальное название Диксона.

В 1942 году недалеко от посёлка произошло столкновение с немецким рейдером «Адмирал Шеер». Защитникам Диксона поставлен памятник.

Также поставлен памятник Н. А. Бегичеву.

Побратимство

Во второй половине 1980-х годов жизнь советского Диксона изменилась. Именно в этот период зародилась идея «братания» с США, долгое время находившихся на положении вероятного противника СССР, движения по установлению дружеских связей между городами обеих стран, что должно было создать обстановку взаимного понимания и доверия.

У двух журналистов - Сергея Остроумова из Иркутска и Бориса Иванова из Красноярска - родилась идея: а почему бы не найти побратима советскому Диксону, о котором за рубежом, наверно, было известно Заметим, что географических объектов с таким названием на картах мира достаточно. В Указателе к «Морскому атласу», уникальному картографическому изданию, вышедшему после войны, их насчитывается свыше десяти. Помимо посёлка, острова, бухты, есть другие населённые пункты, а также острова, бухта и даже гора. Причём все зарубежные - в Западном полушарии.

Установление связей между американским Диксоном и советским прошло через несколько этапов, на первом из которых и с той, и с другой стороны возникали сомнения и серьёзные возражения, не говоря уже о разных больших и малых бюрократических препонах, вставших на пути контактов. Шла оживлённая переписка, обращения в самые высокие инстанции. Состоялся обмен фотовыставками. В августе 1988 года за океан к своему коллеге - мэру Диксона Джеймсу Диксону - отправился председатель Диксонского районного Совета народных депутатов Николай Павлович Картамышев. Это послужило началу взаимных визитов. Первыми гостями советского Диксона стали журналист Билл Шоу, владелец газеты «Диксон телеграф», и его супруга Эми. Ему как «разведчику» поручили рассказать соотечественникам обо всём увиденном в арктическом поселке. Также на Диксон на Таймыре прибыл во главе четвёрки американцев сам мэр Джеймс Диксон. В начале 1990 года в американский Диксон отправилась учительница диксонской средней школы № 2 Надежда Науменко. Вслед за ней с началом каникул на американскую землю по приглашению своих сверстников приехали с берега Карского моря на две недели одиннадцать школьников-старшеклассников. Их сопровождал начальник Диксонского управления по гидрометеорологии В. Майоров. С ответным визитом на Диксон в том же году приехали американские педагоги Д. Радэнти и Т. Хайнтцельман. В дальнейшем одной из крупнейших акций в развитии сотрудничества и дружеских связей между двумя Диксонами стал перелёт по маршруту Красноярск - Магадан - Анкоридж (Аляска) - Рокфорд , что в 40 километрах от американского побратима. Там высадилась тогда торговая делегация, возглавляемая председателем Красноярского крайисполкома, народным депутатом СССР В. И. Сергиенко, многочисленная (свыше 50 человек) группа красноярцев-авиаторов, руководителей предприятий, художников, артистов, журналистов. Диксончан представляли председатель райисполкома Н. Карамышев с супругой, председатель районного народного суда комитета содружества К. Копнин, директор рыбозавода Е. Петров и командир вертолёта В. Лебер. Полёт Ту-154М (командир экипажа начальник инспекции Красноярского управления гражданской авиации В.Медведев) продолжался 13 часов, во время которых был проложен новый воздушный мост из Советского Союза в США через западное побережье заокеанского континента.


Анна Груздева 28 лет

Автор и главный редактор проекта «Сибирь и точка», живет и работает в Красноярске. По образованию журналист, магистр искусствоведения. Выпускница Школы культурной журналистики Фонда Михаила Прохорова и студентка курса ФотоДепартамента «Преодолевая фотографию». Слушатель Школы исследования и текста Российского фонда культуры. Публиковалась в Colta.ru, «Горький», «Сеанс», Siburbia.ru, «Сибирский форум» и многих других изданиях. Журналист издания RBTHtravel.

Антон Петров 29 лет

Независимый фотограф из Красноярска, по образованию инженер. Член проекта «Сибирь и точка». Участник выставки «Сибирь. Полюса» в музейном центре «Площадь мира» в Красноярске и в Государственном центре современного искусства в Томске.

актировка - в районах Крайнего Севера так называют объявление о штормовом ветре, порывы которого могут достигать 15-30 м/с. В это время отменяют занятия в школах и останавливают работу в некоторых учреждениях города или поселка

Диксон привычно называют «краем света»: он находится на севере Красноярского края, на берегу Енисейского залива Карского моря — окраине Северного Ледовитого океана. До ближайших крупных городов, Дудинки и Норильска, отсюда больше пятисот километров необжитой тундры. Добраться до Диксона, закрытого поселка, можно только по специальному пропуску и только на стареньком АН-26, который летает из аэропорта «Алыкель» всего раз в неделю, и то когда нет пурги или тумана. Для местных жителей все, что не Диксон, — это «материк». На «материке» — Сибирь, глухая тайга, дороги, привычная смена дня и ночи. На «краю света» — дома на сваях, «вы видели, как песец гонял собаку во дворе?», дикая тундра, открытая всем ветрам, и бесконечные льды. Арктика.

Для местных жителей все, что не Диксон, - это «материк».

Карта Диксона в поселковой школе № 1

Диксону 102 года, но его история - это не просто биография одинокой точки на административной карте современной Сибири. Это история встреч людей и государств с Крайним Севером - она длиннее. Еще в XI-XII веках поморы, выходцы из Великого Новгорода, шли «во все концы студеного моря-океана» искать новые промыслы и торговать с «самоядью». В начале XVII века Мангазея, первый русский заполярный город-крепость, стал центром колонизации огромной территории севера Сибири: за «мягкой рухлядью» и «моржовой костью» туда шли торговцы и сборщики ясака. Позже, уже в XVIII-XIX веках, на Север пробирались русские и европейские мореплаватели, которые искали удобный морской путь между Европой и Дальним Востоком - торговать.

15 августа 1875 года шведский географ и мореплаватель Нильс Норденшельд на зверобойной шхуне «Превен» вошел в «удобную гавань небольшого острова в Енисейском заливе». «Я надеюсь, что гавань эта, ныне пустая, в короткое время превратится в сборное место для множества кораблей, которые будут способствовать сношениям не только между Европой и Обским и Енисейским речными бассейнами, но и между Европой и Северным Китаем», - записал в своем дневнике Норденшельд, назвал безымянную гавань «Диксоном» (в честь Оскара Диксона, мецената его полярных экспедиций) и нанес ее на свои морские карты.

В XX веке Север стал для СССР местом торговли и разработки месторождений, ссылки и научных исследований, а еще, конечно, строительства новых заполярных городов и поселков. Среди них Диксон был «столицей Арктики», куда из разных концов Союза приезжали «осваивать Север» метеорологи, строители, учителя, гидрографы, военные, полярные летчики, радисты. Сегодня этот арктический поселок, как и большинство северных населенных пунктов России, переживает крайне тяжелые времена. В 1980-е, «золотые годы» Диксона, здесь проживало около 5 000 человек. Сейчас, по официальной статистике, в поселке осталось чуть меньше 600 жителей, но местные уточняют: на самом деле около 500.

Во время полярной ночи большую часть дня на улицах Диксона безлюдно. Поселок оживает в основном только рано утром, когда диксончане выходят на работу, и в 5-6 часов вечера, когда они возвращаются домой, забирают детей из детского сада, идут в магазин или по другим делам

Здесь по привычке говорят не «в Диксон», а «на Диксон»: исторически поселок начинался с острова в Карском море, но позже стал развиваться и на соседнем полуострове Таймыр. Поэтому Диксон - это две части поселка: островная и материковая, разделенные полуторакилометровым проливом. В 2009 году «остров» закрыли, и сейчас он практически необитаем. Люди переселились на материк, улицы пусты, ветер выбил в оставленных домах окна и двери, в здании пустой школы № 2 — только заячьи следы на заметенном снегом полу. Единственные места, где еще горит свет и идет работа, это гидрометеостанция и аэропорт.

В материковой части Диксона жизни больше. По улицам ходят люди и ездят советские гусеничные снегоходы ГАЗ-71, новенькие вездеходы ТРЭКОЛ и «бураны», работают магазины, открыты школьный спортзал и библиотека, есть церковь. Но и здесь заколоченных окон и закрытых дверей с каждым годом становится все больше, а о былом величии «ворот в Арктику» напоминают только несколько памятников полярникам и суда в порту.

Александр Сурков, выпускник школы № 1, сейчас студент Политехнического института СФУ (Красноярск). «В Красноярске слишком много людей, это напрягает. На Диксоне вышел - и никого. В автобусах мне не нравится, да и проезд 22 рубля. В поселке можно было дойти пешком куда хочешь. Деревья - тоже непривычно. У нас на Диксоне есть только искусственные светящиеся деревья, а в тундре только очень низкие лиственницы. Поначалу я хотел домой, честно. Скучал по родителям. На Диксоне у меня видно море из окна, а в Красноярске видно стройку. По сравнению с Красноярском Диксон особенный», - говорит Александр

Сеть полярных станций, геофизическая обсерватория, порт Северного морского пути, штаб морских операций, сеть береговых аэродромов, клубы полярников, охотничьи зимовки, рыбзавод, художественная галерея - теперь только в краеведческих книгах, подшивках газеты «Советская Арктика» и памяти людей, которые приезжали обживать неприветливый Крайний Север. Погранзастава, неотапливаемый аэропорт, гидрометеостанция, котельная, дизельная, школа, администрация, библиотека и несколько магазинов - все, что осталось сегодня.

И все-таки на Диксоне живут люди. Они ездят в тундру и ловят рыбу, учат детей рисовать и решать уравнения, пишут «Тотальный диктант» и сдают ЕГЭ, собирают архивные фотографии и пекут хлеб, следят за отопительными котлами и скоростью ветра, пережидают полярную ночь и радуются первому солнцу. Здесь, на Диксоне, каждая заброшенная зимовка, закрытая дверь, зияющий чернотой проем или светящееся окно - это история. И история освоения Северного морского пути, и история «покорения Севера» в эпоху СССР, но главное - частная история семьи или человека.

На Диксоне каждая заброшенная зимовка, закрытая дверь, зияющий чернотой проем или светящееся окно - это история.

Одна из улиц островного поселка. Запорошенная снегом деревянная дорога держится на пустых металлических бочках из-под топлива, но зимой этого не видно. Утилизация ржавых бочек - одна из основных арктических проблем как в России, так и в Канаде, Норвегии, на Аляске

Вид на Самолетную бухту, покинутую рыбаками и охотниками, «Шанхай» и зимний футшток. «Балок содержал в себе и ангар для лодки, и мастерскую, и небольшую бытовку, где можно было отдохнуть или скрыться на время от гнева жены. Часто под балком вырубали морозильник или ледник с небольшими камерами для хранения мяса и рыбы. К середине 1990-х количество балков было довольно внушительным, располагались они хаотично, поэтому после посиделок многие не сразу находили дорогу домой. Отсюда и „Шанхай"», - говорит Анатолий Ломакин, житель Диксона

Табличка возле здания диксонского аэропорта. Аэропорт принимает пассажиров раз в неделю, по средам. Иногда из-за снегопада, тумана или других «неблагоприятных погодных условий» диксончане могут ждать авиарейс Диксон-Норильск или Норильск-Диксон по две недели