Конная статуя петра 1 растрелли была отлита. Михайловский замок, памятник Петру I: описание, история и интересные факты. Голые ноги и безумные глаза

История памятника Петру I у Михайловского замка (Инженерного) на площади Коннетабля, сама по себе интересна, потому что протянулась практически на весь XVIII век. Началась она в 1716 году, когда приглашенному итальянскому скульптору Карло Бартоломео Растрелли поручили создание конного памятника императору. В первых эскизах скульптора сразу же обозначилась основная задумка всей композиции – Петр в образе римского императора, с лавровым венком на голове, восседающий на коне. Прототипом послужил конный памятник Марку Аврелию в Риме.

Марк Аврелий. Памятник в Риме.

Модель памятника многократно дорабатывалась, дополнялась, корректировалась, в том числе, по заметкам самого Петра, с его лица была слеплена маска, которую использовал Растрелли, однако кончина царя в 1725 году надолго остановила работу над завершением установки памятника.

В 1743 году, после осмотра и одобрения модели Елизаветой Петровной, Растрелли приступает к изготовлению большой скульптуры. Работа над ней была завершена в 1744. Так сложилась судьба - ни при жизни Петра, ни при жизни создателя памятника, он не был установлен. В этом же 1744 году Карло Бартоломео Растрелли умирает в Петербурге, и отливку статуи Петра в бронзе по восковым моделям отца осуществляет уже его сын Франческо три года спустя. Императрица Екатерина II оценила памятник и сочла его недостойным великого монарха, после чего Растрелли младший был отстранен от дел, а Екатерина заказала новый памятник Петру вместо «неудачного» труда Растрелли.

За работу над памятником великому царю взялся французский скульптор Этьен Морис Фальконе, так родился знаменитый на весь мир «Медный всадник», а готовый памятник итальянского скульптора долгие годы хранился у князя Григория Потемкина, но опять же, установлен не был. Только пришедший к власти император Павел I вспомнил про многострадальную статую предка и повелел воздвигнуть ее в Кронштадте. Спустя некоторое время Павел меняет свое решение и отдает приказ о перевозке и установке памятника в Петербург, и с 1800 года по сей день, он стоит у фасада Михайловского замка на площади Коннетабля. Павел также приказал сделать на постаменте надпись - «Прадеду Правнук 1800», явно перекликающуюся с надписью «Петру первому Екатерина вторая Лета 1782» на гром-камне «Медного всадника».

Пара слов о постаменте. Скульптура царя установлена на высокий мраморный постамент, по обеим его сторонам украшения в виде бронзовых барельефов, рассказывающих историю двух сражений Северной войны. С одной стороны (восточной)– фрагмент Полтавская баталия, с другой (западной) – бой при Гангуте. На первом барельефе изображен Петр, он шпагой указывает своему соратнику князю Меншикову на отступающих шведских врагов, над их головами парят трубящие гении Победы. На втором барельефе запечатлен первый крупный морской бой, выигранный Петром у мыса Гангут. Корабль царя Петра и он сам изображены в левой части барельефа, в правой части захваченный шведский корабль, над которым поднимается русский флаг. В середине композиции сцена спасения утопающего моряка.

Оба барельефа выполнены целой группой скульпторов, над ними трудились В.И. Демут-Малиновский, И.И. Теребенев и И.Е. Моисеев. Решающие сцены битв отличаются высочайшим художественным уровнем, точностью изображения мельчайших деталей всей композиции.

Барельефы любимы и почитаемы горожанами, как добрые приметы времени. Обратите внимание, насколько отполированы выступающие части барельефов – копыта коней, нога Петра и тонущий моряк, особенно пятка. Это городские легенды, которыми со временем обрастает практически любой памятник нашего города. Считается, если подержаться за пятку моряка – не утонешь, а если потрогать ботфорт царя или копыто коня – это принесет удачу.

Однако памятник Петру у Михайловского замка интересен еще одним удивительным загадочным явлением. Женская ножка вместо левой ноги коня и туфелька вместо копыта, об этом есть тема

У этого памятника Петру I непростая судьба.
Мысль увековечить Петра в бронзе принадлежала еще Анне Иоанновне, но, осуществила ее Елизавета, "дщерь Петрова".

Но памятник мог появиться еще при жизни Петра. В 1716 году в Петербург для его создания прибыл скульптор Бартоломео Карло Растрелли. Уже через два года в «портретном амбаре» ваятеля появилась глиняная модель коня для будущего памятника. Для более точной передачи черт лица Петра, Растрелли снял с него гипсовую маску, которая в дальнейшем стала основой и для воскового бюста царя хранящегося в Эрмитаже.

В 1719 году Петр посетил мастерскую Растрелли и дал скульптору ценные указания, следуя которым итальянец отказался от своего первоначального замысла.

Модель получила высочайшее одобрение Петра, но она так и не была отлита в бронзе. В 1725 году император умер, и последующие десять лет его наследникам было не до памятника. Даже плату за уже проделанную работу Растрелли получил только в 1734 году! Растрелли так и не увидел свое детище на постаменте. Мастер скончался 18 ноября 1744 года. Работы по отливке памятника были завершены его сыном, Франческо-Бартоломео Растрелли в 1747 году.

Лишь Елизавета Петровна вспомнила о памятнике и поручила Растрелли его закончить. Хоть монумент был отлит из бронзы, установлен он почему-то не был. Случай удивительный, потому что памятник стоил больших денег.

К сожалению дочери Петра императрице Елизавете Петровне статуя не понравилась (кстати, дочери незаконно рожденной, т.е. вне церковного брака) и несколько десятилетий памятник находился в амбаре Литейного двора. Елизавета хотела поставить памятник на площади перед новым Зимним дворцом или у здания Двенадцати коллегий, но за прошедшие два десятилетия художественные вкусы сильно изменились и скульптура нуждалась в очередной доработке. Но мода на аллегоризм прошла, а ведь это первая конная статуя в России! Петр изображен полководцем-триумфатором на своем любимом коне с редким именем Лизетта.

Все царствование Екатерины Великой он пролежал на набережной Невы у Исаакиевского моста. У Петра и коня и правда выпученные глаза и вид немного комичный. Лавровый венок больше похож на рога или на корону, которую неоднократно роняли...

Возможно поэтому Петр работы Растрелли в 1782 году был подарен Г.А. Потемкину, который сперва планировал отправить памятник на Украину, а потом установил его под навес у Таврического дворца.

Когда к власти пришел Павел, во всем противоречивший матери, памятник был возвращен из потемкинской ссылки и установлен на почетном месте перед Михайловским замком. Это случилось ровно через 53 года после создания памятника, столько же лет прожил на свете и Петр Великий! Совпадение?! Не думаю (С) Кисилев.

Павел приказал сделать надпись "Прадеду - правнук". Эту надпись сочинил сам император.

Пьедестал памятника украшают два барельефа "Сражение при Гангуте" и "Полтавская битва" и необычный двуглавый орел с мальтийским крестом, без которого великий магистр Мальтийского ордена обойтись никак не мог. В одном углу барельефа «Полтавский бой» можно увидеть Карла XII покидающего поле боя на носилках, в другом - Рака, символизирующий зодиачный знак июня, месяца Полтавской битвы.

Нужно потереть копыто коня и ногу Петра. Те кто сомневается где именно Петр, трет все копыта и все ноги))))

На барельефе с гангутом, считается что нужно потереть пятку спасенного моряка, чтобы не утонуть. Особенно часто ее трут студенты для успешной сдачи экзаменов (вместо изучения билетов). Скоро сотрут напрочь.

К сожалению, правнук смог любоваться на статую прадеда только 40 дней, по прошествую которых Павел тихо скончался от «апоплексического удара» табакеркой по голове...

Памятник этот странный и таинственный. Копыта коня - всегда блестят, а левая передняя конская нога похожа на женскую ножку в высоком сапоге на каблуке (посмотрите ниже на ногу коня). Хотя... это оптический эффект такой при просмотре сбоку, если залезть к памятнику, там обычное копыто))) просто плоское.

Говорят, что если внимательно вглядываться в памятник Петру белой ночью, то в 3 часа утра можно увидеть, как он шевелится и кажется, будто Петр торжественно выезжает из ворот замка...

В 1941 году статую сняли с пьедестала и закопали на площади. Так ее сохранили для потомков. Только в июле 1945 года она вернулась на свое законное место.

В 1989-1990 гг. памятник был отреставрирован. Сегодня он не так знаменит у туристов как а зря...)))

Памятник стоит у Михайловского замка. ул. Садовая, д. 2. Ряд фото (С) Артем Кирпиченок. Инфа (С) интернет

Памятник Петру I - бронзовый конный памятник, исполненный Бартоломео Карло Растрелли, находится на Кленовой улице, перед главным (южным) входом в .

Итальянский скульптор Бартоломео Карло Растрелли (1675-1744) изготовил модель памятника ещё в 1716 году, при жизни Петра I и под его руководством. Однако скульптура была завершена лишь к 1747 году, когда Алессандро Мартелли отлил ее в бронзе. К этому времени и заказчик и скульптор скончались.

По первому проекту, памятник имел пирамидальное построение и должен был быть в 64 фута вышиной. Первоначально Петр планировал установить монумент на Коллежской площади, находящейся на Васильевском острове - в то время главной площади Санкт-Петербурга. Ещё один конный памятник, по тому же проекту, немного меньше размером - в 52 фута, предназначался для Летнего сада и должен был стоять перед Летним дворцом Петра I.

Основанием монументу служит сложный в плане высокий цоколь с выносными карнизами, раскреповками и волютами. Все стороны его украшены барельефами. На цоколе возвышается пьедестал с надписями и овальными барельефами, обрамлёнными лентами. По углам пьедестала помещены полуобнажённые мускулистые фигуры побеждённых. Они закованы в цепи и как бы брошены на поверженные знамёна, доспехи и оружие. На пьедестале возвышается статуя: Пётр I в одеянии римского императора, увенчанный лавровым венком победителя, восседает на могучем коне, подняв в правой руке жезл полководца; над ним парит крылатая фигура Славы с пальмовыми ветвями и венком. . На цоколе должен был помещаться большой барельеф "Полтавская баталия"; фигуры побеждённых "полоняников" служили аллегорией подвластных Петру народов. Надписи намечалось сделать на чёрном мраморе, цоколь - из пёстрого мрамора. Многие детали монумента - барельефы, воинские арматуры, буквы надписей и другие "уборы" предполагалось позолотить. Для овального барельефа Растрелли просил Петра самого выбрать соответствующий сюжет.

В 1717 году Растрелли решил сначала выполнить изображение лошади в натуральную величину, а затем уже вылепить и отлить фигуру самого Петра. В начале 1719 года Петру I была показана модель конного монумента, отлитая из свинца. Одобрив модель, Пётр приказал отправить её Парижскую Академию словесности и запросить о том, какие латинские надписи, по мнению академиков, должны быть помещены на пьедестале. На этом работа над памятником приостановилась.

В начале 1720-х годов Растрелли изготавливает новую модель памятника. Модель имела 76 сантиметров в высоту и более метра в ширину. Пётр был представлен на лошади, попирающий копытами фигуру Зависти. Вокруг постамента располагались аллегорические фигуры шести добродетелей; у основания монумента была сделана статуя "Река" с четырьмя купидонами и "Земная сфера", поддерживаемая также четырьмя купидонами. Пьедестал декорировался четырьмя барельефами, а вокруг цоколя шёл барельеф в виде ленты. Сравнение с рисунком 1716 года показывает, что Растрелли расширил замысел, усложнил композицию памятника, увеличил число аллегорических статуй. Главный акцент был сделан на прославление "добродетели" и посрамление "зависти". Появились характерные для петровского времени аллегории: Реки (Невы) и Глобуса - земного шара. Изображение глобуса, с которого амуры срывают ветхое, изодранное покрывало и "облачают в златую обёртку", означало обновление и исправление карты мира, то есть возвращение несправедливо отторгнутых территории.

Пётр осмотрел эту модель, но повеления приступать к работе не дал и работа в очередной раз остановилась.

Труды скульптора по изготовлению моделей были оплачены только в 1734 году при Императрице Анне Иоанновне.

Распоряжение об отливке в бронзе было дано следующей Императрицей Елизаветой Петровной - 22 июня 1743 года. При этом Растрелли переработал первоначальную модель, утверждённую Петром: свёл число барельефов к четырём и столько же оставил аллегорических фигур, вернувшись к первому проекту памятника. Композиция стала более лаконична, а форма - пластически обобщена.

В октябре-ноябре 1744 года была изготовлена сначала глиняная, а затем и восковая модели конного монумента. Для отливки, которая должна была проходить под наблюдением автора, был построен специальный "литейный амбар". Скульптору помогали свыше 20 человек, но завершить работу он не успел - 18 ноября того же года Б.К. Растрелли скончался. Продолжил работу его сын - Франческо Бартоломео. Под его руководством в 1745-1747 годах были построены две литейные печи, доставлены 1300 пудов зелёной и 130 пудов красной меди. 3 ноября 1747 года отливка из меди была закончена.

Для пьедестала приготовили 13 блоков, вытесанных из чёрного олонецкого мрамора.

В 1748-1755 годах производилась чеканка и исправление мелких недостатков литья. Над этим поочерёдно работали разные группы чеканщиков. Но все запросы Канцелярии от строений в Сенат об отливке декоративных скульптур и деталей по проекту покойного Растрелли были безуспешны.

В связи с переносом к этому времени центра Петербурга на левый берег Невы, памятник Петру I предполагалось установить перед Зимним дворцом. Оконченную статую перевезли к , где под деревянным навесом она простояла 45 лет. Екатерине II памятник не понравился и в 1766 году она заказала новый монумент Петру французскому скульптору Э.М. Фальконе.

В 1782 году Растреллевский памятник был подарен Екатериной князю Г.А. Потёмкину, который планировал отправить памятник на Украину, но передумал и поместил в амбаре Таврического дворца, где памятник и простоял до 1791 года.

Лишь в августе 1798 года Император Павел I вспомнил о скульптуре и повелел установить её в Кронштадте, у входа в Петровский док. Но 3 марта следующего года было повелено "отправление в Кронштадт монумента Петра I остановить". Было назначено новое место - площадь Коннетабля перед строившимся . Площадь Коннетабля окружалась широким рвом, через который был переброшен деревянный подъёмный мост. По сути она являлась островом. По обеим сторонам моста были размещены пушки. В центре этой площади должно было установить памятник Петру I, а за памятником находились ров и три моста.

Установкой памятника занимался итальянский архитектор Винченцо Бренна.

22 марта 1800 года изготовление гранитного пьедестала по рисунку Федора Ивановича Волкова (1754-1803) поручили "архитектурии помощнику Лериону Шестикову". Тивдийский светло-красный и рускольским серовато-белым мрамор для облицовки поставил крестьянин Василий Одинцов, сердобольский гранит для цоколя - ржевский купец Иван Одинцов и петрозаводский купец Фёдор Бекренев.

28 апреля 1800 года литейщик В.П. Екимов взялся отлить барельефы в металле. Он же реставрировал фигуру Петра Первого и лошадь под ним: у статуи была усилена железная арматура, заделаны дыры в брюхе коня, заново отлиты две кисти седла, окончена чеканка чепрака, вся статуя "прикрыта колером", т.е. патинирована. Полости ног лошади для устойчивости были залиты свинцом, которого понадобилось более 12 пудов.

15 октября 1800 года скульптор Пьер Луи Анжи (1752-1828) взялся за создание модели венка, воинских трофеев, орлов с коронами. Он же позолотил буквы надписи.

По приказу Императора Павла I, на пьедестале была сделана надпись "Прадеду - правнук 1800 год", очевидно, в противовес посвящению на "Медном всаднике": "Петру Первому Екатерина Вторая". К сожалению, правнук смог любоваться на статую прадеда только 40 дней.

Над прямоугольным плинтом, плоскость которого сверху смягчена едва заметным волнообразным возвышением, возвышается фигура Петра одетая в воинский доспех, тяжёлый кованый панцирь. На ногах императора римские сандалии и подколенники в виде львиных полумасок. Головой льва украшена и рукоять меча. Через грудь за плечи переброшена порфира с рельефными гербами, подбитая горностаем. Левой рукой он держит поводья коня, правой сжимает жезл полководца.

Голова Петра повёрнута чуть влево. На голову возложен лавровый венок, но его листья трактованы как языки пламени - сомнительная аллегория.

Убор коня роскошен: ковровый чепрак с подвесками, осыпанные драгоценными каменьями шлея и уздечка. Скульптором изображен жеребец персидской породы по имени Лизетта. По другим источникам лошадь Петра I была карабахской породы, но все сходятся на том, что Петр приобрёл этого коня в Риге, выменяв на свою собственную лошадь. Лошадь, носящая женское имя, была мужского пола. Говорят, именно Лизетта является прообразом коня на всех конных статуях Петру I. Судя по тому, что Растрелли изобразил у коня длинную, прогибающуюся бабку - у лошади Петра была очень мягкая рысь. Сейчас чучело лошади Лизетты можно увидеть в Зоологическом музее Академии наук.

Конная статуя имеет строгое и чёткое силуэтное построение, что сближает её с аналогичными произведениями Вероккио и Донателло.

Возможно, Растрелли вдохновили лучшие образцы конных статуй времен античной Римской империи: конная статуя Марка Аврелия на Капитолийской площади в Риме и эпохи Возрождения конная статуя кондотьера Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата работы скульптора Донателло, воздвигнута в 1443-1453 годах в итальянском городе Падуя.

Гранитный пьедестал облицован олонецким мрамором белого, розового и зеленоватого оттенков и украшен двумя бронзовыми барельефами - "Полтавская баталия" и "Битва при Гангуте", а также аллегорической композицией с трофеями.

Барельефы исполнены скульпторами Иваном Ивановичем Теребенёвым (1780-1815), Василием Ивановичем Демут-Малиновским (1779-1846), Иваном Е. Моисеевым под руководством Михаила Ивановича Козловского (1753-1802).

Во время блокады Ленинграда статуя Петра I была снята с пьедестала и скрыта в котловане, вырытом рядом. В 1945 году статуя была возвращена на место.

Крупные реставрационные работы по памятнику проводились в 1989-1990 годах: Государственный музей городской скульптуры провел тщательное обследование монумента и полную его реставрацию с воссозданием утраченной позолоты накладных бронзовых деталей.

Памятник является Культурным наследием Российской Федерации, объект № 7810540000.
Проезд: от станции метро "Гостиный двор" пешком по Садовой улице до Инженерного замка, 10-15 минут.


Памятник Петру I. Фрагмент. Фото: 2014 год.

Памятник Петру I перед Инженерным замком. Фото: 2014 год.

"Прадеду - правнук 1800 год". Фото: 2014 год.

Памятник Петру I. Фото: 2014 год.

Памятник Петру I. Фото: 2014 год.

Памятник Петру I. Детки изучают барельеф "Гангутское сражение". Фото: 2014 год.

На барельефе "Гангутский бой" слева на флагманском корабле изображен Пётр I, который командует "авангардией". К нему с облаков спускается гений Победы, неся в руках лавровые венки и пальмовые ветви. Справа изображен захваченный шведский корабль, над которым поднимают русский флаг. Над плененным кораблем изображен знак зодиака Лев, как напоминание о месяце победного боя, которое произошло 27 июля (7 августа), 1714 года. На переднем плане изображена драматическая сцена - спасение тонущего моряка. Фото: 2014 год.

В центре барельефа "Полтавская баталия" на переднем плане Петр I указывает шпагой А.Д. Меншикову на отступающих шведов. В левой части на заднем плане - на носилках уносят раненого короля шведов Карла XII. В небе над полем боя парят гении Победы, трубящие славу и венчающие лаврами победителей. Над русскими войсками изображен знак зодиака Рак - 27 июня 1709 года наголову было разбито считавшееся непобедимым шведское войско.

Считается, что потрогать копыто коня Петра I или ботфорд - это к удаче. А если подержаться за пятку тонущего моряка - это отведёт опасность утонуть. Потому данные части барельефа отполированы руками суеверных туристов.

Аллегорическая композиция с трофеями на задней поверхности пьедистала. Фото: 2014 год.

Памятник Петру I и грустные голуби... Фото: 2014 год.

Памятник Петру I перед Михайловским замком. Фото: 2014 год.

Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2006-2016

Образной основой бюстов послужила «гипсовая голова» Петра, выполненная в 1721 году. Только после неё Растрелли смог подняться до создания гениального скульптурного портрета, находящегося в Эрмитаже, и его варианта – в копенгагенском музее Розенборг.

В начале июля 1723 года Растрелли, через архитектора Микетти, получил устное распоряжение Петра выполнить царский «поясной портрет». За два месяца он исполнил модели бюстов в глине. Затем с этих глиняных моделей были сняты алебастровые формы, состоявшие из нескольких частей.

Алебастровые формы заполнялись воском, т.е. получались восковые модели бюста. Они тщательно расчищались до полного сходства с глиняным оригиналом. Одновременно делали специальный алебастровый кожух, в который помещали восковой бюст, покрытый слоем особого состава. Через специальные отверстия в кожухе вливали расплавленную бронзу, занимавшую место вытапливаемого воска. Это был так называемый способ воскового литья, разработанный итальянцами в эпоху Возрождения.

К июню 1724 года Растрелли закончил отливку обоих бюстов и потребовал присылку к нему чеканщиков. Первый был отлит «новым римским манером» (барочный), а второй – «старым» (цезарианский).

Барочный («новоманерный») бюст

Растрелли изобразил фигуру Петра до пояса. Император облачён в боевые доспехи, покрытые рельефными изображениями аллегорических и батальных сцен, издали воспринимаемых как сложный декоративный узор. На груди Петра – лента ордена Андрея Первозванного. Горностаевая мантия с цветочным орнаментом, как бы сброшенная с плеч порывом ветра, извиваясь одним краем за спиной, ниспадает пышными складками по левой руке. На шее повязан кружевной шарф, из-за которого выступает стоячий воротник. Голова Петра приподнята и энергично повёрнута вправо. Лицо обрамлено париком, напоминающим львиную гриву. Оно излучает энергию, приковывает внимание своей внутренней красотой и значительностью. Глаза, немигающие, грозные, кажутся выступающимися из орбит, тонкие губы под небольшими жёсткими усиками твёрдо сжаты. В складе всего лица, в ясной благородной линии большого лба чувствуется безмерная отвага, сила мысли, величие «всеобъемлющей души».

Бюст в многом близок «гипсовой голове», но все черты художественно усилены углублены. Правдивая передача натуры поднята здесь на высоту психологического анализа. Пётр показан в период высшего торжества своего дела, «в пору мужества, во всей силе творческой деятельности».

Бюст Петра I («новоманерный»)

Декоративные элементы несут очень большую смысловую нагрузку: каждая деталь бюста полна значения, дополняющего основное содержание портрета. На правом нагрудном щитке кирасы Растрелли поместил аллегорический барельеф: Пётр в императорской короне и мантии высекает из глыбы камня фигуру молодой женщины в доспехах, со скипетром и державой в руках. Такой же символической группой скульптор завершил в 1721 году модель Триумфального столпа. Её идею он объяснил в одной из своих челобитных: статуя представляет Россию, которую «ваше величество вычищает», т.е. высекает из камня.

На левом щитке кирасы скульптор показал эпизод Полтавского боя, а на панцире – батальную сцену. В трёх барельефах сжато выражены основные моменты деятельности Петра: разгром армий Карла XII и создание мощной России. Но этим не исчерпывается аллегоризм бюста. Андреевский крест на щите рядом с Петром-ваятелем и орден Андрея Первозванного напоминают о морских «достославных викториях». И, наконец, обрамляющая бюст горностаевая мантия служила символом императорской власти Петра.

Фрагмент бюста («Пётр, высекающий статую России»)

Композиция рассчитана на трёхсторонний осмотр. При осмотре в фас хорошо ощущается огромный рост Петра, он подавляет могуществом. Слева прекрасно читается чёткая волевая линия профиля, сосредоточенность мысли. При осмотре справа на этом энергичном лице заметны следы усталости и тревоги. Очень эффектно проработан силуэт бюста, в котором сочетаются компактность с барочной разорванностью контура.

Вид слева и справа

Созданием скульптурного портрета Петра Растрелли решил задачу большой сложности: ему удалось сочетать глубокую правду характера и определённую парадность общего облика, психологизм и аллегоричность. Исполненный им бюст воспринимается и как портрет определённого человека с его индивидуальными особенностями, и как типический образ деятеля эпохи крутых преобразований, резких социальных сдвигов и войн.

Цезарианский («староманерный») бюст

Хранящийся в Копенгагене золочёный свинцовый бюст, исполненный «по старому манеру цесарем римским», – одно из дошедших до нас авторских повторений «персоны» Петра Растрелли.

Такие бюсты, отлитые из свинца или алебастра, преподносились знатным иностранцам. Сам Растрелли, как об этом сообщает Берхгольц, поднёс в феврале 1724 года экземпляр из алебастра и воска, покрытый особым бронзовым составом, герцогу Голштинскому. Бюст, хранящийся в Дании, был поднесён датскому королю Фридриху IV самим Петром I.

Погрудный бюст на круглой подставке изображает Петра в виде римского императора. Как это было принято в античных бюстах, царь показан с обнажённой шеей и грудью, в панцире, из-за которого виднеется оборка туники. Панцирь украшен рельефной головой медузы Горгоны; тонкая лепка её искажённого злобой лица, с открытым ртом, извивающимися на голове змеями, – жемчужина растреллиевского мастерства.

ВВЕДЕНИЕ


Наверное, нет такого человека в Росси, который не слышал бы о знаменитом памятнике Петру Первому работы Э.- М. Фальконе, и знакомство с Петербургом для многих начинается именно с этого монумента. Для петербуржцев он и вовсе стал символом города. Люди подолгу стоят у монумента и не перестают удивляться его предельной простоте и строгости, его необычайной выразительности и динамичности. Ему посвящено множество стихов, книг, он многократно повторен в картинах, гравюрах. Даже его имя - «Медный всадник» - пришло из русской поэзии.

Однако, «Медный всадник» - это не первый памятник, посвященный Петру. Перед Инженерным замком стоит памятник Петру Первому, установленный в 1800 году. Памятник этот работы скульптора К.-Б. Растрелли, отлит в 1745-1747 годах по модели, исполненной при жизни царя.

Памятник Петру перед Инженерным замком является первой конной статуей в России, в то время как «Медный всадник» был первым установленным в России памятником. Одной из целей моей работы было установить, почему же памятнику Растрелли понадобилось почти 100 лет, чтобы преодолеть долгий путь от идеи создания до установки в городе.

Перед написанием работы передо мной стояло несколько задач, которые я попыталась решить, это:

Знакомство с историей двух величайших памятников Петру.

Описание архитектурного убранства монументов.

Про памятники Петру Первому написано множество книг, статей. Я работала с большим количеством материала. В основном, мной были использованы книги М. И Пыляев «Старый Петербург», А. Л. Каганович «Медный всадник: история создания монумента», А. П. Крюковских «Скульптура Санкт-Петербурга» и многие другие.


1. ПАМЯТНИК ПЕТРУ I РАБОТЫ К.-Б. РАСТРЕЛЛИ


1 История создания


На широкой аллее, перед парадным входом в Инженерный замок находится конный памятник Петру I.

Судьба этого монумента не менее сложна и запутана, чем у дворца, перед которым он был установлен в 1800 году по приказу Павла I.

Итальянец по происхождению, скульптор Растрелли прибыл в Россию в 1716 году из Парижа, где он некоторое время работал. В Петербурге он быстро стал знаменитым, и в конце того же года уже получил царский заказ на создание конной статуи. Петр I заказал её Растрелли в ознаменование побед над шведами в Семилетней войне.

Над конным монументом Петра Растрелли работал около 5 лет, с 1719 по 1724. Стремясь как можно точнее передать портретное сходство, Растрелли снял с лица Петра I гипсовую маску и пользовался ею в процессе работы над статуей для конного монумента.

В начале 1719 года Петр посетил мастерскую скульптора: свинцовая модель памятника получила его одобрение, но вот большой глиняный конь, видимо чем-то не понравился царю.

Весной следующего года Растрелли получил указание изменить первоначальный проект памятника и создать новую, более пышную и торжественную модель. Северная война уже была близка к своему завершению, и слава полководца Петра всё более возрастала. 30 августа 1721 года был подписан Ништадтский мир. Заключение мира и провозглашение Петра императором, а России империей сопровождалось большими торжествами.

В этой обстановке Растрелли, работая над моделью, вносил в неё всё новые и новые изменения. В 1724 году модель памятника высотой 76 сантиметров была закончена и отлита.

Император одобрил модель, но повеления о продолжении работ и отливке памятника не последовало. В январе 1725 года Петра не стало, и до монумента уже никому не было дела, а потом о нем просто забыли. Растрелли даже не получил вознаграждения за свою работу.

Прошло немало лет. В 1741 году на престол вступила дочь Петра Великого Елизавета. Чтя память отца и желая показать себя его достойной преемницей, она повелела воздвигнуть памятник Петру.

И тогда из амбара Литейного двора извлекли забытую растреллиевскую модель, утвержденную самим Петром Первым. Но за это время изменились художественные вкусы, и модель признали устаревшей.

С 1743 года работа закипела. В течение года была установлена восковая модель, предназначавшаяся для отливки памятника в бронзе. Казалось, давняя мечта Б. К. Растрелли сбывается, но все же ему так и не довелось увидеть в металле свое лучшее творение. Художник умер 18 ноября 1744 года.

Сын скульптора Франческо Бартоломео Растрелли после смерти отца попросил разрешение завершить начатое дело - отливку конного памятника Петру Первому, на что получил согласие императрицы.

Наконец, в 1747 году конная статуя царя была отлита в бронзе и памятник поместили в амбаре Литейного двора, где ему суждено было простоять долгие годы.

При Екатерине Второй Растрелли был отстранен от должности придворного архитектора и в 1764 году покинул Петербург.

Новая императрица, осмотрев растреллиевский памятник, одобренный Елизаветой, посчитала, что «сделан он не таким искусством, каково бы должно представить столь великого монарха и служить ко украшению столичного города Санкт-Петербурга». К тому же в это время Э. М. Фальконе по её заказу создавал своего знаменитого «Медного всадника».

Только в 1799 году, в самый разгар работ по сооружению Михайловского замка, неожиданно вспомнили о конной статуе Петра Первого. Её решено было поставить перед южным фасадом здания на площади Коннетабля. По распоряжению Павла I началось срочное сооружение пьедестала памятника, проект которого подготовил архитектор Ф. И. Волков. Надзор за работами осуществлял архитектор В. Бренна.

Менее чем через год пьедестал был в основном готов.

В ноябре 1800 года памятник был освящен и торжественно открыт. На его постаменте виднелась скромная посвятительная надпись: «Прадеду правнук. 1800». Открытие памятника стало составной частью церемонии торжественного въезда Павла I в Михайловский замок - новую императорскую резиденцию.

Этот памятник является первой конной статуей в России.


1.2 Величественный триумфатор


Гордо от замка ступает

Медный породистый конь.

Грозно монарх восседает,

Блещет во взоре огонь…


Петр I торжественно восседает на коне. Кажется, будто император только что выехал из ворот замка своего правнука и остановился, созерцая прекрасный город.

Если судить по одежде, то не сразу догадаешься, кто же этот всадник - римский император или русский царь. Только лицо не вызывает никаких сомнений - это царь Петр: высокий круглый лоб, широкий разлет бровей, немного выпуклые глаза, небольшой сжатый рот и волевой подбородок. Великий ум, необыкновенная энергия и сила воли отражены в чертах несколько полноватого и округлого, но мужественного лица, обрамленного пышными волосами.

Император, увенчанный лавровым венком, в правой руке держит маршальский жезл, а в левой - поводья, в спокойной и горделивой, полной достоинстве позе восседает на могучем коне.

На богатырской груди всадника панцирь; на широкие плечи накинута роскошная горностаевая мантия с рельефными изображениями на ней двуглавых орлов; на боку, у пояса, тяжелый меч с рукояткой в виде львиной головы, подколенники из львиных полумасок - они символизируют власть; на ногах открытые римские сандалии с перекрещенными ремнями.

Под стать всаднику и мощный конь с круто изогнутой шеей и длинным, пышным, волнистым хвостом; медленно и торжественно, как на параде, он вышагивает, словно гордясь царственным седоком. Убранство коня не менее богато: под седлом - красивое ковровое покрывало с большими кистями по нижнему краю, на сбруе множество подвесок, а шлея и уздечка украшены драгоценными камнями.

Высокий, четырехгранный пьедестал облицован олонецким мрамором розового, белого, зеленого оттенков; цоколь сложен из серого сердобольского гранита.

На боковых сторонах постамента барельефы - скульптурные картины двух сражений русских войск под предводительством Петра I: «Полтавская баталия» и «Бой при Гангуте»; они были исполнены под руководством М. И. Козловского и молодыми скульпторами - В. И. Демутои-Малиновским, И. И. Теребеневым и И. Моисеевым. На барельефе «Полтавская баталия» справ - русское воинство, Петр I, шпагой указывающий в сторону бегущих шведских войск, рядом предводитель конницы Меншиков. Над ним парящие фигуры гениев Победы, которые трубят славу и венчают лаврами головы победителей. Над головой русских в облаках изображен рак - знак Зодиака, символизирующий месяц июнь, когда произошло это знаменательное сражение. В битве под Полтавой 27 июня1709 года наголову было разбито считавшееся непобедимым шведское войско. Карла XII, раненного в ногу, унесли с поля боя, это эпизод передан в левой части барельефа.

Не менее значительно содержание второго барельефа «Гангутский бой». В левой его части на флагманском корабле - Петр I, который командует «авангардией». К нему с облаков спускается гений Победы, неся в руках лавровые венки и пальмовые ветви. Справа - плененный шведский корабль, на который уже вступили русские, подняв флаг своей страны. На этом же барельефе в облаках изображение льва - знака Зодиака, соответствующего месяцу июлю, когда произошел Гангутский бой.

Оба барельефа отличаются четкостью композиции, умелой расстановкой фигур и уверенной проработкой деталей. Мастерски выполненные, они были отлиты из бронзы русским литейщиком В. П. Екимовым.

Памятник Петру I, созданный Растрелли, открывает собой первую страницу богатейшей истории русской монументальной скульптуры.


2. ПАМЯТНИК ПЕТРУ I РАБОТЫ Э. ФАЛЬКОНЕ


2.1 История создания


Какая дума на челе!

Какая сила в нем сокрыта!

А в сем коне какой огонь!


Выдающимся произведением монументальной скульптуры является памятник Петру I на Сенатской площади.

Едва взойдя на российский престол, Екатерина II решила поставить в столице памятник Петру I, к которому она испытывала глубочайшее уважение. Монумент должен был представить первого российского императора как выдающегося государственного деятеля. Конная статуя, отлитая из бронзы по модели Растрелли, ей не понравилась. Императрица не сразу решила, кому поручить эту работу.

Ещё до того, как был выбран скульптор, появились подробные предложения - описания будущего памятника. Предлагали у подножия пышного постамента поместить четыре Добродетели: Благоразумие, Трудолюбие, Правосудие и Победу. Аллегорические добродетели должны были попирать ногами Пороки: Невежество и Суеверие, Леность и Скупость, Неправду и Обман, Зависть и Несогласие.

По обычаям того времени, чем более значительной была личность героя, тем более тщательно отобранных аллегорических изваяний должно было толпиться у подножия статуи. Даже такой тонкий и глубокий истолкователь искусства, корреспондент Екатерины II, друг и советник Фальконе Дени Дидро предлагал включить в монумент Петра I аллегорическое изображение «Любви народа» и «Варварства, побежденного Петром».

Наконец выбор был сделан. По совету Дидро, русский посол во Франции князь Голицын предложил Этьену-Морису Фальконе взяться за сооружение памятника. В августе 1766 года был подписан контракт, согласно которому скульптор обязался через полгода представить проект монумента.

Фальконе начал с того, что отклонил все предложения и советы. Он отказался от традиционного образа монарха-победителя, восседающего на коне в облике римского цезаря, и от аллегорического изображения добродетелей, пороков, событий, триумфов. Вот как писал он Дидро о своем замысле: «Монумент мой будет прост. Там не будет ни Варварства, ни Любви народов…Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот ее-то и надо показать людям.

Мой царь не держит никакого жезла: он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемою им страной. Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом, - это эмблема побежденных им трудностей. Итак, это отеческая рука, это скачка по крутой скале - вот сюжет данный мне Петром Великим…»

В октябре 1766 года Фальконе приехал в Петербург и начал разработку эскизов монумента. Через два с половиной года он уже в основном закончил лепку восковой модели памятника в натуральную величину.

В создание памятника внесла существенный вклад молодая ваятельница Мари Анн Колло, талантливая ученица Фальконе. Она великолепно вылепила модель головы Петра, сумев точно передать портретные черты императора, показать властность и сложность его натуры. Уже вернувшись в Париж, и отсылая в Нант своей ученице полученную за памятник серебряную медаль, Фальконе пишет: «Вы сделали великолепную, колоссальную голову Петра Первого…»

Великий французский философ и писатель Дени Дидро, приехавший в Петербург по приглашению Екатерины II, видел готовую, ждавшую отливки модель конной статуи Петра I. Он высоко ее оценил. «Труд этот,- писал Дидро 5 декабря 1773 года в письме из Петербурга, - как истинно прекрасное произведение, отличается тем, что с первого же взгляда кажется прекрасным; когда же смотришь его во второй, в третий, четвертый раз, оно представляется еще более прекрасным. Покидаешь его с сожалением и всегда охотно к нему возвращаешься».

В соответствии с замыслом Фальконе петербургский ваятель Ф. Г. Гордеев вылепил модель змеи, извивавшейся под копытами коня. Ее тело должно было служить дополнительной, третьей точкой опоры для корпуса коня, поднявшегося на дыбы с оседлавшим его всадником.

Около трех лет ушло на подготовку к отливке статуи в металле. Отливка началась в 1774 году, и сразу же возникли огромные трудности: размеры скульптуры были громадны, конфигурация сложной; толщина бронзовых стенок в передней части статуи должна была быть значительно меньше стенок в ее задней части. Таким образом, передняя часть становилась легче, а задняя, на которую приходилась основная нагрузка, - массивнее. Без этого огромная статуя, имевшая всего три точки опоры, не приобрела бы необходимую устойчивость.

Чтобы избежать образования швов между отдельными частями статуи, Фальконе решил отлить ее за один прием. Но сделать это не удалось. 24 августа 1775 года во время отливки в литейной форме образовались трещины, через которые стал вытекать жидкий металл. В мастерской начался пожар, и лишь самоотверженность и находчивость литейного мастера Е. Хайлова позволила погасить пламя; но вся верхняя часть отливки - от колен всадника и груди лошади до их голов была непоправимо испорчена, и ее пришлось срубить.

Подготовка к новой отливке заняла еще три года, но зато вторая отливка прошла без происшествий. Огромных усилий потребовала отделка фигуры Петра, гравировка деталей одежды. Как и прежде скульптору помогал Хайлов со своими подмастерьями. Полностью работы завершились только в 1778 году. В память о завершении отделки памятника Фальконе выгравировал на одной из складок плаща Петра I надпись на латинском языке: «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года». Но дожидаться открытия памятника он не стал. В августе 1778 года он покинул Россию, не имея сил терпеть несправедливые упреки и мелочное вмешательство в свою работу И. И. Бецкого. Руководство работами по сооружению памятника перешло к Ю. М. Фельтену. Вместе с ним установкой статуи занимался и Ф. Г. Гордеев.

Торжественное открытие памятника Петру I состоялось 7 августа 1782 года. За несколько дней перед торжественным освящением монумента вместо деревянного забора памятник был обнесен полотняной оградой, на которой были изображены горы и скалы. Вокруг монумента выстроились полки - 15 тысяч человек. На Сенатской площади и на крышах домов - тысячи людей. На шлюпке от Зимнего дворца прибыла императрица. Она появилась на балконе Сената в парадном облачении - в короне и в порфире. По ее знаку полотнища с дикими горами упали, и перед войсками и народом предстал всадник, вскачь берущий крутую скалу. С двух сторон постамента сияла надпись, сделанная на русском и латинском языках: «Петру Первому Екатерина Вторая. Лета 1782». Под гром оркестров и пальбу пушек перед монументом церемониальным маршем прошли гвардейские полки.

Поэт того времени, В. Рубан, по этому случаю сочинил следующее восьмистишее:


Колосс Родосский, днесь смири свой гордый вид!

И нильски здания высоких пирамид

Вы смертных бренными соделаны руками.

Нерукотворная здесь Росская гора,

Вняв гласу Божию из уст Екатерины,

Прешла во град Петров чрез невския пучины

И пала под стопы Великого Петра!


2.2 Камень-гром


Стремясь предельно усилить выразительность образа Петра, Фальконе задумал поставить статую на гранитную глыбу, отказавшись от идеи традиционного парадного постамента. Предполагалось, что она «должна быть пяти сажен и одного аршина в вышину», гранитных монолит такого размера не встречалось до этого в строительной практике. Это требование скульптора встретило массу возражений. В одном из писем он едко пишет: «Я встретил одного художника, который сказал мне громко, на весь Пале-Рояль, что я не должен был выбрать для своего памятника в качестве пьедестала эту эмблематическую скалу, что в Петербурге нет скал. Очевидно, он полагал, что там возвышаются прямоугольные и профилированные пьедесталы». Противником Фальконе был и могущественный И.И. Бецкой. Полагая, что подобной каменной горы «сыскать безнадежно» и доставить в Петербург «по великой тяжести» невозможно, он предлагал готовить пьедестал из нескольких больших камней. Но Фальконе настоял на своем.

Академия художеств командировала художественных каменных дел мастера Андрея Пилюгина на побережье Балтики для отыскания подходящей гранитной глыбы. Поиски шли широким фронтом по морю от Петербурга до Нарвы и в Выборгской губернии, в Сердобольском погосте, в заливах Ладожского озера, по островам. Выбор остановился на самом крупном камне, гранитном монолите, обнаруженном на Лахте, в двенадцати верстах от Петербурга, крестьянином Семеном Вишняковым. Местные жители называли его «Гром-камнем», потому что в нем имелась широкая трещина, будто бы образовавшаяся от удара молнии. Камень был грандиозен. Он весил 1600 тонн, в длину имел 13,2 метра, в ширину - 6,6 метра, в высоту - 8 метров. От места установки камень отделяли 9 километров сухопутного и почти 13 километров водного пути.

В обычной практике под огромные грузы укладывали бревна и по ним волокли груз, но этот камень был настолько тяжел, что он просто перетирал бревна, как зерно в жерновах. Попробовали сделать валы металлическими, но и эта затея оказалась безрезультатной. Валы не двигались параллельно, сбивались, при этом обрывались канаты, срывались лебедки. Русские умельцы решили эту проблему. Бревна (цилиндры) заменили на медные шары. Перевозку осуществляли с помощью шаров, перекатывавшихся по обитым медью желобам. В два параллельных желоба пускались через определенные промежутки шары, которые, в свою очередь, покрывались вторыми, верхними желобами, - на них находился сам камень. По мере передвижения освобождающиеся желоба приставлялись спереди, и таким образом камень непрерывно продолжал двигаться при помощи канатов, воротов и 400рабочих.

Доставка монолита в Петербург заняла целых полтора года - время, за которое в XVIII веке можно было совершить кругосветное путешествие. А камень еще нужно было обработать - обтесать. Причем, согласно эскизу Фальконе, изменить очертания камня нужно было весьма кардинально. На это требовалось немалое время, запланированные сроки явно не выдерживали. Но и тут нашлось решение. Обработка камня не прекращалась во время его перевозки. На камне все время находилось несколько каменотесов, которые наловчились работать в таких необычных условиях - при непрерывном движении обрабатываемой поверхности.

Казалось, еще одна трудность была разрешена, но «нерукотворная гора» стала вновь камнем преткновения между Бецким и Фальконе. Скульптор хотел освободить «скалу, подобную волне, из громадного камня», на который взлетел всадник, а Бецкому хотелось сохранить его в неприкосновенности как некое чудо природы, извлечение которого из земли и доставка на такое большое расстояние было «дерзновению подобно». Поэтому обработка Гром-камня, «умаление» его до нужных размеров стало восприниматься как чуть ли не посягательство иностранца на предмет национальной гордости.

Для перевозки камня морем было построено специальное судно. Оно было рассчитано так, чтобы выдержать нагрузку от камня, особенности водного пути. Но еще предстояло погрузить такой огромный камень на это судно. Расчеты показали, что если начать погрузку на судно, находящееся у пристани на плаву, оно перевернется. Было предложено парадоксальное решение. Чтобы не дать затонуть судну с камнем, нужно затопить его заранее, так и поступили. Камень был погружен при помощи все тех же желобов. Затем откачали воду, и судно всплыло.

Итак, осенью 1770 года к пристани у Исаакиевского моста причалили два судна, между которыми был укреплен огромный плот с Гром-камнем. Установленный на Сенатской площади, он вызвал удивление и восторг. На него приходили смотреть как на чудо, не меньшее, чем сам памятник. В ознаменование завершения трудов по его перевозке была выбита памятная медаль с надписью «Дерзновению подобно»


2.3 «Медный Всадник»


С подъятой гордо головою,

Надменно выпрямив свой стан,

Куда-то кажет вдаль рукою

С коня могучий великан;

А конь, притянутый уздою,

Поднялся вверх с передних ног,

Даже среди дивных памятников Петербурга «Медный всадник» занимает особое место. Он - гений Петербурга.

В этом памятнике все просто и осмысленно, нет ничего лишнего.

Всадник, взлетевший на крутизну скалы и остановивший коня на полном скаку. Конь поднялся на дыбы - еще весь в движении. Но посадка всадника, его поза, жест, поворот головы исполнены величественности, уверенности и силы. Конь, поднявшийся на дыбы, может находиться в такой позе лишь одно мгновение. Конь и всадник как бы застыли в этом движении, символизируя вечную жизнь всадника. Сочетание мгновения с вечностью, движения и покоя, свободы и воли вовсе не кажется нарочитым, потому что конь поднят человеком на дыбы на самом крою пропасти. В этом заключается секрет того огромного впечатления, которое производит он на зрителя. Это впечатление усиливается по мере того, как вы приближаетесь к монументу и встречаете взгляд Петра.

Перед нами - прекрасное мужественное лицо с широко открытыми глазами, озаренное глубокой мыслью и непоколебимой волей. Перед нами монарх-просветитель, человек мысли, разума, носитель высоких дум. Облик Петра, конечно, идеализирован, но без идеализации, символической значительности монументальная скульптура, наверное, вообще невозможна.

Всадник облачен в широкую, легкую, не стесняющую свободу движений одежду. Фальконе справедливо полагал, что одежда всадника не должна бросаться в глаза, отвлекать зрителя от главного. «Костюм Петра, - говорил скульптор, - одежда всех народов, всех людей, всех времен, - одним словом, костюм героический». Она напоминает длинную, просторную рубаху волжского бурлака, с вышивкой по подолу и на рукавах. Сверху накинута короткая мантия, на ногах - мягкие легкие меховые сапожки, какие носили на севере Руси. Вместо седла на коня наброшена медвежья шкура, напоминающая о допетровской «медвежьей Руси». К поясу всадника прикреплен меч, покоящийся в простых, ничем не украшенных ножнах. Лавровый венок победителя и короткий меч у пояса как бы свидетельствуют о том, что царь-созидатель не раз одерживал победы и на полях сражений.

Скала символизирует те трудности, которые приходилось преодолевать России, борьбу с теми препятствиями, которые лежали на пути петровских преобразований. Утверждающий жест правой руки подчеркивает волю и убежденность Петра - государственного деятеля - в правоте и конечном успехе его начинаний. «Это отеческая рука, - писал Фальконе, - это скачка по крутой скале, - вот сюжет, данный мне Петром Великим».

Памятнику Петру посвящено бесчисленное множество стихов и восторженных описаний, он многократно повторен в картинах, гравюрах. Его знают в России даже те, кому не посчастливилось хоть раз побывать в Петербурге. За двести лет памятник Петру на Сенатской площади стал не только частью исторически сложившегося архитектурного облика города, но и его художественным символом.

памятник петр растрелли фальконе петербург

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Памятники Петру Первому работы К.-Б. Растрелли и Э. Фальконе являются самыми знаменитыми и величественными памятниками Императору Петру Первому.

Рассмотрев в своей работе историю создания этих монументов, я пришла к выводу, не смотря на неразрывную между собой связь, их постигла разная судьба.

История монумента Растрелли не менее сложна и запутана, чем у дворца, перед которым он был установлен по приказу Павла I в 1800 году. Став еще одной вехой в споре императора с его царственной матерью - Екатериной II, ответом на знаменитую статую Фальконе, получившую с легкой руки Александра Пушкина имя "Медный всадник". В 1716 году Петр I заказал его Растрелли в ознаменование побед над шведами в Семилетней войне. Восемь лет скульптор работал над проектом памятника, наконец, он создал модель, которая была одобрена Петром I, но смерть царя, последовавшая через год, помешала закончить работу.

Шли годы менялись правители, наконец, на престол взошла Елизавета Петровна, провозгласившая лозунгом своего царствования возрождение дела своего отца - первого русского императора. Царица благосклонно отнеслась к идее создания монумента, но смерть государыни помешала осуществлению этого плана. Готовый монумент оказался забытым на складе.

В 1763 году уже в правление Екатерины II воскресает намерение создания памятника царю - реформатору. Осмотрев работу Растрелли, императрица отвергла ее и пригласила для создания монумента французского скульптора Фальконе. Чья статуя и была установлена в 1782 году на Сенатской площади.

Лишь в 1800 году завершаются злоключения монумента Растрелли. Он обрел свое место в пространстве Петербурга у стен резиденции Павла I, который приказал сделать на постаменте надпись "Прадеду правнук" в противовес посвящению на "Медном всаднике": "Петру первому Екатерина вторая".

Подробное внимание я уделила постаменту «Медного всадника», так как, сейчас невозможно себе представить другого пьедестала этого памятника, а ведь найти и доставить Гром-камень, было чрезвычайно сложно.

Памятник Петру Первому Растрелли исполнен в стиле барокко. Он одет в пышные римские одежды, правая рука сжимает жезл полководца, голова увенчана лавровым венком. На боковых сторонах постамента барельефы - скульптурные картины двух сражений русских войск под предводительством Петра Первого: «Полтавская баталия» и «Бой при Гангуте».

Убранство «Медного всадника» очень сильно отличается от монумента Растрелли. Фальконе отказался от канонизированного образа императора-победителя, римского цезаря, в окружении аллегорических фигур Добродетели и Славы. Он стремился воплотить образ созидателя, законодателя, преобразователя. Отойдя от общепринятых в ту пору канонов, ваятель изобразил своего героя в движении, облачил не в парадный мундир, а в простую, свободную одежду, которая не привлекала внимания, богатое седло заменил звериной шкурой. Только венок из лавра, венчающий голову, да меч, висящий у пояса, указывают на роль Петра I как полководца - победителя. Памятник лаконичен и в то же время выразителен.

Одним из символов города Санкт-Петербурга, одной из самых ярких его достопримечательностей стал памятник Петру I - «Медный всадник».

Статуя Растрелли не обрела славы и популярности монумента Фальконе. Не стала символом основанного Петром I города, нет в городском фольклоре и литературе легенд связанных с ним. Однако этот памятник интересен не только как единственный дошедший до нашего времени прижизненный монумент царю - реформатору, но и просто как выдающееся произведение искусства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.Архипов Н. И. Б. К. Растрелли / Н. И. Архипов, А. Г. Раскин. - Л. : Искусство, 1964. - 107 с.: ил.

2.Боженкова М. И. Кумир на бронзовом коне: Образ Петра Великого в монументальной скульптуре С.-П. / М. И. Боженкова. - СПб. : ТО «Пальмира», 1997. - 160 с. : ил.

3.Гончаренко Ю. Памятник Петру I // URL: (3. 04. 10)

Зарецкая З. В. Фальконе / З. В. Зарецкая. -Л. : Совет художников, 1965. - 40 с. : ил.

Иванов Г. И. Гром: Историческая повесть / Г. И. Иванов. - СПб. : Стройиздат, 1994. - 112 с.

Игнатова Е. А. Записки о Петербурге / Е. А. Игнатова. - СПб. : РИЦ «Культ-информ-пресс», 1997. - 815 с. : ил.

Ильина Т. В. История русской пластики // URL: (2. 04. 10)

Истомин В. П. // URL: http://www.opeterburge.ru/sight_701_731.html (3. 04.10)

Каганович А. Л. Медный всадник: История создания монумента / А. Л. Каганович. - Л. : Искусство, 1975. - 190 с. : ил.

Калюжная А. Д. Мифы и были в скульптуре Северной Пальмиры / А. Д. Калюжная. - СПб. : Издательский Дом «Литера», 2002. - 224 с. : ил.

Карпова Е. В. Русская и западноевропейская скульптура XVIII - начала XX века / Е. В. Карпова. - СПб. : Искусство, 2009. - 640 с. - ил.

Кирцидели Ю. И. Мой город - Санкт-Петербург / Ю. И. Кирцидели. - СПб. : Специальная литература, 1996. - 304 с. : ил.

Крюковских А. П. Скульптура Санкт-Петербурга / А. П. Крюковских. - СПб. : Лениздат, 2004. - 380 с. : ил.

Лисаевич И. Г. Скульптура Ленинграда / И. Г. Лисаевич. - Л. : Искусство, 1963. - 206 с. : ил.

Новицкая Е. Л. Разбор задачи «Медный всадник» // URL: (27. 03. 10)

Петров В. Н. Конная статуя Петру I работы Растрелли / В. Н. Петров. - Л. : Аврора, 1972. - 190 с.

Пукинский Б. К. 1000 вопросов и ответов о Ленинграде / Б. К. Пукинский. - Л. : Лениздат, 1974. - 486 с. : ил.

Пыляев М. И. Старый Петербург. Рассказы из былой жизни столицы / М. И. Пыляев. - СПб. : Паритет, 2002. - 480 с. : ил.

Романова Е. Шедевры скульптуры Санкт-Петербурга / Е. Романова. - М. Литера, 2007. - 96 с.

Самин Д. К. 100 великих памятников / Д. К. Самин. - М. : Вече, 2009. - 432 с.