Ангкор: история и путеводитель по храмам кхмеров. Экскурсия в храмовый комплекс Ангкор Ват: почувствуй себя королем Камбоджи! Анкор где находится

Ангко́р-Ват - гигантский храмовый комплекс, посвящённый богу Вишну, в Камбодже. Является крупнейшим из когда-либо созданных культовых сооружений и одним из важнейших археологических памятников мира. Построен во времена короля Сурьявармана II (1113-1150).

Ангкор-Ват расположен в 5,5 км к северу от современного города Сиемреап, столицы одноимённой провинции Камбоджи, и представляет собой часть храмового комплекса, сооружённого в районе древней столицы государства кхмеров, города Ангкора. Ангкор занимает площадь в 200 км²; недавние исследования свидетельствуют о том, что его площадь могла составлять около 3 000 км², а население достигало полумиллиона жителей, благодаря чему он был одним из самых крупных человеческих поселений доиндустриальной эпохи.

Он был открыт только в 19 веке французским путешественником Анри Муо. Его изумлённому взгляду предстали множество причудливых строений с проросшими в них деревьями и кустарниками. В настоящее время этот комплекс привлекает множество туристов со всего мира.

Кхмерский буддийский храм 13-го века в Ангкор-Ват, Камбоджа.

Деревья проросли сквозь постройки.

Ангкор-Ват с высоты птичьего полёта. Ясно виден окружающий ров с водой.

Пре Руп, один из многих разрушенных храмов Ангкор-Ват. Он был построен в 961 году, по приказу кхмерского короля Rajendravarman, который был здесь же и похоронен.

Статуя в храме Байон.

Терраса Ангкор-Тхом состоит из статуй слонов.

Причудливые сочетания деревьев и строений, коридоры и лабиринты Байон.

Apsaras, деталь нижнего фронтона. Байон стиль, конец 12 — нач. 13-го века, песчаник.

Терраса прокаженного короля в Ангкор-Тхом.

Бантей Срей (слева): это храм кхмерской архитектуры 10-го века, посвященный индуистскому богу Шиве. Banteay Samre (справа): расположен около 500 м к востоку от восточной Baray, является одним из храмов Ангкора.

Храм Бантей Срей является камбоджийским храмом 10-го века, посвященный индуистскому богу Шиве.

Построенный в конце 12-го века или в начале 13-го века: храм Байон, Ангкор-Тхом.

Сквозь корни и стволы деревьев проступает изображение Будды.

Буддийские монахи перед бассейном, который находится впереди центрального храма Ангкор-Ват.

Два небольших храма, Thommanon и Чао, расположены к востоку от Ангкор-Тхом.

Барельеф на стене в Террасе Прокаженного короля, часть Королевской площади Ангкор-Тхом — Ангкор-Ват.

Храм Та Пром, Ангкор, Камбоджа.

Барельефы и коридоры буддистского храма Ангкор Та Пром. Она восходит к 12-му веку и был построен царем Джаяварман VII, который считается одним из величайших правителей древней кхмерской империи.

Тесные переплетения корней деревьев и камней храма Та Пром.

Головы мифических персонажей расположены над рвом, ведущим к южным воротам Ангкор-Тхом.

Это искусственный остров с буддийским храмом Преа Хан Baray.

Phimeanakas был «построен в конце 10 века, во время правления Rajendravarman (941-968), а затем перестроена Suryavarman II в виде трехуровневой пирамиды, как индуистский храм.

Между Ангкор-Ват и Байон находится храм Пном Bakheng.

Prasat Преа Palilay.

Prasat Сестра Prat представляет собой серию из 12 башен в Ангкор-Тхом.

Вид на руины храма Преа Хан в Ангкор в Камбодже. Преа Хан был построен кхмерским королем Джаяварман VII в конце 12 века, посвящённый его отцу, Dharanindravarman II.

Корни деревьев и храм Та Пром.

Мальчик играет в бассейне перед центральным храмом Ангкор-Ват.

Закат над Ангкор-Ват.

Слева — Та Пром, справа — Ангкор-Ват.

Одно из самых знаменитых мест комплекса — пустой дверной проём в Та Пром.

Наряженная статуя в храме Байон. Здесь монахи разговаривают с духами.

Взгляд сквозь множество дверей храмового комплекса Ангкор-Ват.

Пруд Srah Srang был вырыт в середине 10-го века и лестница, по бокам которой статуи львов.

Храм 12-века посвящён Будде.


Храм Та Пром.

Ангкор (Камбоджа) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Поиск авиабилетов в Камбоджу

Абзац истории

Комплекс культовых сооружений Ангкора относится к 10-12 векам, в те годы это был один из крупнейших городов мира, о его храмах знали далеко за пределами империи кхмеров. В 1431 г. войска Сиама практически разрушили город, заставив жителей покинуть его. С тех пор Ангкор и более 100 оставшихся дворцов и храмов таились под сенью буйного тропического леса. Пока в конце 19 столетия французский натуралист Энн Муо не опубликовал ряд работ, посвященных Ангкору. Говорят, что даже Редьярд Киплинг написал свою «Книгу джунглей» о Маугли именно после посещения этого места. В 1992 г. храмовый комплекс был взят под охрану ЮНЕСКО.

Храмы Ангкора

Пном-Бакхенг

Пном-Бакхенг - один из первых храмов, построенных в Ангкоре (9-10 века) - пятиярусное сооружение с кучей башенок. В Ангкоре сохранились и другие древние храмы: Пре-Хан, Преак-Неак-Пеан, Та-Сом (12 век), Бантей-Кдей (вторая половина 12 века).

Ангкор-Тхом

Ангкор-Тхом («большой город») - цитадель города, центральная часть храмового комплекса - окружен рвом шириной 100 м и стеной высотой около 8 м. Построена цитадель была во времена Удаядитьявармана II (11 в.), а после вторжения чамов (1181 г.) была восстановлен королем Джаяварманой VII. В стене Ангкор-Тхома 5 ворот, над которыми возвышаются башни высотой около 23 м, украшенные ликами бодхисатвы. Внутри стен - трехъярусная пирамида Байон, окруженная 54 башнями, руины храма Бафуон, Королевский дворец, храмы Бапхуоп и Пимеанакас («Небесный дворец»), терраса Слонов и терраса Прокаженного короля, а также Ворота Победы и каменные мосты, украшенные изображениями богов.

Высота Слоновой террасы - 350м - именно оттуда кхмерские короли наблюдали церемонии на главной площади Ангкор-Тхома, лежащей перед дворцом.

Древний Ангкор

Храм Байон

Другой величественный памятник - храм Байон (не путать с пирамидой Байон) с гигантскими каменными изваяниями лиц Будды. Это трехуровневое здание с основанием 140 на 160 м находится к юго-востоку от цитадели Ангкор-Тхом. Храм украшают 52 квадратные башни, расположенные на разных уровнях и имеющие разную высоту. На каждой стороне этих башен изображены лица Будды так, что откуда бы пришелец с севера ни посмотрел на это строение, он всегда встретит взгляд Просветленного.

Именно очертания Ангкор-Вата изображены на государственном флаге Камбоджи.

Ангкор-Ват («город-храм», 1112-1152 гг.) - храм и мавзолей короля Сурьявармана II. Комплекс состоит из центральной башни (высота 65 м) и окружающих ее башень, символизирующих пять пиков священной горы Меру. Центральное сооружение храма - многоуровневая конструкция со множеством лестниц и переходов.

Храм окружен рвом шириной 190 м и длиной более 5,5 км, он символизирует океаны мира. Это самая большая культовая постройка в мире, ее площадь около 81 га.

Та Пром - храмы, поглощенные джунглями

Не менее интересен монастырь Пре-Кан с храмами Ник-Пин и Та-Сом (12 в.). Стоит обратить внимание на храм Бантей-Кде, а также практически нетронутый реставраторами уникальный храмовый комплекс Та-Пром. Другие «маст-си»: комплекс культовых бассейнов Пре-Неак-Пеан (конец 12 в.), бассейн Ист-Барей (7 км в длину и 1,8 км в ширину) с островом посередине, храм Баконг (первый пример архитектурного стиля храма-горы в кхмерском искусстве), храм из розового песчаника Бантрей-Срей с фантастическими барельефами.

Ангкор — не совсем город, а скорее город-храм , размеры которого поражают воображение: он растянулся на 24 км с запада на восток и на 8 км с севера на юг! Он расположен в долине реки Меконг приблизительно в 240 км к северо-западу от столицы Камбоджи Пномпеня. Много столетий город хранил свои загадки.

В непосредственной близости от Ангкор Вата находится комплекс Ангкор Том(перев. Великая Столица), куда входят храмы: Байон , Слоновая терраса , Прасат Суор Прат, Терраса Прокажённого короля , Кхабанг, царский дворец. Комплекс являлся столицей Кхмерской Империи в XII- XV вв. Построен в 1177 году, в правление Джаявармана VII на месте разрушенной в результате войны с Чампой прежней столицы — Яшодхарапуры .

На этом плане хорошо видно расположение храмов. Ангкор Ват - снизу, комплекс Ангкор Том - выше с Байоном по центру. Весь комплекс занимает 9км², обнесен стеной со входами с четырех сторон и рвом наполненным водой.

С точки зрения кхмерской мифологии, комплекс представляет собой макрокосмос вселенной с храмом Байон в центре. Сейчас большую часть комплекса Ангкор Том занимает лес, как видно на карте сверху, но в 13 веке это был огромный город, здесь жили люди.

Ангкор Ват (перев. Город-Храм) гигантский храмовый комплекс, посвященный богу Вишну, - жемчужина комплекса, он сохранился лучше всего и представляет собой замечательный образец кхмерской архитектуры и искусства! Он занимает площадь в 2 км², являясь самым крупным культовым сооружением на Земле. Построен во времена короля Сурьявармана II (1112—1152).
Ангкор-Ват сохранился намного лучше, чем многие другие кхмерские сооружения, что объясняется тем, что даже после запустения этих мест в Ангкор-Вате жили буддийские монахи. В конце 13 века Кхмерская империя распалась и храм был заброшен. В течение 600 лет до 1858 года храм оставался затерянным в джунглях северной Камбоджи.

О существовании заброшенного города знали и сами кхмеры и европейцы. Португальские путешественники побывали в нем еще в XVI веке. Однако по-настоящему открыл древний город для Запада фрацуз Анри Муо. 22 января 1861 года французский натуралист Анри Муо, заплутав в джунглях севернее озера Тонлесап, наткнулся на живописные развалины Анкора, которые долго искал. В своих поисках он руководствовался записками европейских путешественников, которые бывали в Анкоре задолго до него. Но именно работа Муо, опубликованная уже после его смерти, сделала Камбоджу весьма популярной у европейцев. В Анкор устремились сотни, если не тысячи туристов. То, что предстало глазам Муо, ничего общего не имеет с тем, что видим мы. Все здесь было покрыто буйной растительностью. Бороться с ней приходится постоянно. Если Анкор не расчищать года три, всю эту красоту снова поглотят джунгли.

Был город (многие говорят, что это более похоже на сеть городов, связанных между собой). Он строился 400 лет. Там были храмы, больницы (не менее сотни больниц!), библиотеки, мосты, дороги, уникальная ирригационная система, позволяющая собирать 4 урожая риса в год. Была огромная империя. И были, конечно, войны. С тямами и таями. Чего не поделили все эти народы - никто уже точно не может сказать. Но сиамские войска полностью захватили город. И великая цивилизация погибла. Ушли строители, ушли жители, ушли служители храмов и даже завоеватели. Почему? Существуют разнообразные мнения: традиционные послевоенные эпидемии, а может, жители посчитали город обесчещенным, кто знает? Давались и мистические объяснения: дескать, некий проект был уже просто выполнен.

Байон изначально строился как буддийский храм. Именно с его стен смотрят на туристов знаменитые каменные лица Ангкора. Ученые до сих пор спорят, кто же изображен на башнях Байона. Одни считают что это лики Бодхисатвы Авалокитешвары, другие, что король Джаяварман увековечил в них свое лицо!

Башни Байона
Храм имеет три уровня и его окружают три стены. Основная часть декора храма — изображение бытовой и повседневной жизни кхмеров. Есть также глухая стена высотой в 4,5 метра на которой изображены сцены победы Джаявармана VII над чамами в битве на озере Тонлесап.

Анкор-Ват можно назвать «погребальным» храмом. Сурьяварман затеял его строительство, чтобы после смерти туда был помещен его прах. Так что назначение у Анкор-Вата то же, что и у египетских пирамид. К храму ведет выложенная камнем дорога. Анкор-Ват имеет форму трехступенчатой пирамиды. Стены его покрыты искусной резьбой. Наиболее часто встречающаяся фигура здесь - это фигура апсары - богини, небесной танцовщицы. Их здесь тысячи, ни одна из них не похожа на другую.У них разное выражение лиц, разные фигуры, украшения. Один пояс не похож, например, на другой. Отличаются браслеты на плечах. Если внимательно посмотреть на головные уборы, то они тоже отличаются друг от друга.

Террасы имеют разную высоту. Тем самым достигается удивительный эффект - по мере приближения храм увеличивается в размере. Храм растет прямо-таки на глазах у зрителя. Эффект потрясающий. Идешь, и над тобой вся эта громадина нависает. Чтобы попасть на верхнюю террасу, нужно преодолеть довольно крутую лестницу. Ступени здесь такие же узкие и высокие, как у пирамид майя.

В стране сохранилась древняя легенда о любимце богов принце Пра Кет Меалеа, взятом великим Индрой в свой небесный дворец, находившийся в центре Вселенной. Однако принц не поладил с небесными танцовщицами, и те упросили Индру отправить юношу обратно на землю. Чтобы утешить молодого человека, Индра приказал архитектору богов Прах Пуснуку построить на земле невиданной красоты дворец по образу и подобию небесной обители богов

У центральной башни ощущаешь себя каким-то пигмеем. Тут понимаешь, что легенда о божественном происхождении Анкор-Вата возникла не случайно.По этой легенде, Анкор-Ват воздвиг сын бога Индры, кхмерский король Прех Катомиалиа. Однажды он побывал в небесных чертогах у своего отца. Сыну очень понравился коровник Индры - он решил построить у себя такой же, но только дворец. Так что Анкор-Ват - это точная копия коровника Индры.

Барельефы в галереях Ангкора

Бантей Срей был построен ранее Ангкора, во второй половине 10 века при правлении короля Раджендравармана. Храм посвящен индуистскому богу Шиве. Построен он из красного песчаника и богато украшен резьбой и скульптурами, многие из которых сохранились до наших дней.

Бантей Срей часто называют драгоценной жемчужиной в ожерелье Ангкора.

Изначально храм носил название Tribhuvanamahesvara в честь господа Шивы, что буквально переводится как владыка трех измерений. Современное название Бантей Срей переводится как цитадель женщины или цитадель красоты.

Храм был заново обнаружен в 1914 году, спустя 15 лет провелась реставрация. Бантей Срей несколько раз подвергался грабежам, самый известный случай произошел в 1923 г., когда француз Андре Мальру похитил 4 фигуры. Позже он был арестован, а фигуры возвращены!

Фигурки стражников заменены на копии.

АрхитектурноБантей Срей состоит из 3х башен окруженных 3 рядами стен и рвом с водой. 2 строения напротив центрального храма выполняли функцию библиотек. Храм ориентирован на восток и имеет 2 входа.

Резьба уникальна и имеет в основном религиозный характер

Вид из космоса на Ангкор сверху дает удивительную картину карты звездного неба, но того звездного неба, которое существовало 10500 лет назад до нашей эры! И это никак не объяснимо. Жорж Кодэ - французский археолог - назвал некоторые храмовые ансамбли
мистическим центром исчезнувшей империи...

18.07.11 . Суд ООН обязал Таиланд и Камбоджу вывести войска с территории древнего храма кхмеров

Две страны - Таиланд и Камбоджа десятилетиями спорили, кому должен принадлежать храм кхмерской цивилизации. В начале этого года пограничные столкновения привели к гибели 18 человек и переселению десятков крестьян. Впервые ситуация на границе между Таиландом и Камбоджей осложнилась в 2008 году, когда ЮНЕСКО включила в реестр наследия человечества индуистский храм XI века Преа Вихеар империи Ангкор, который эта ооновская организация отнесла к Камбодже. Таиланд выразил несогласие с такой позицией.

Храмовый комплекс Ангкор (Angkor) – самая главная достопримечательность Камбоджи. Комплекс настолько огромный, что его по праву можно отнести к списку самых величественных и грандиозных сооружений Юго-Восточной Азии. Каждый год храмы Ангкора посещают тысячи человек. Ангкор Ват – то место, из-за которого стоит хоть раз в жизни посетить Камбоджу. Я даже не знаю, что нас больше впечатлило: или храмовый комплекс Ангкор в .

Храмовый комплекс Ангкор Ват

Что бы не возникало путаницы надо сразу уточнить, что комплексом Ангкор называют все храмы , расположенный на огромной территории, кроме того есть и храм Ангкор Ват, построенный правителем Сурьяварманом II, который можно назвать жемчужиной Ангкора или главным храмом.


Храм Ангкор Ват — жемчужина храмового комплекса Ангкор

Я не буду описывать историю создания Ангкора, рассказывать про красоты храмов и необычный барельефы, я поделюсь лишь практической информацией, которая вам пригодится при планировании посещения комплекса Ангкор.

Перед поездкой я скрупулезно изучала отчеты людей, посетивших Ангкор, выписывала полезную информацию, размышляла над оптимальным маршрутом, а затем проверила этот маршрут в действии. Сегодня я поделюсь этой информацией с вами. Из этой статьи вы узнаете:

Где находится Ангкор Ват и как добраться

Храмовый комплекс Ангкор находится в Камбодже, недалеко от города Сием Рип. Всю полезную информацию об этом городе вы найдете в статье:

Добраться в Сием Рип можно на самолете, автобусе и даже по воде. Если вы отдыхаете в или на , то можете купить организованную экскурсию в Ангкор в одном из тур агентств. Но все же лучше посетит храмы Ангкора самостоятельно. О том, как мы добирались в Ангкор из Паттайи:

Если вы отдыхаете в Сиануквеле, то в Сием Рип можно добраться на автобусе. Если ваш отпуск проходит во Вьетнаме, например в , то в Сием Рип лучше всего добраться на самолете из . Можно, конечно, воспользоваться и автобусом, но переезд из Хошимина в Сием Рип займет довольно много времени: часов 8 до и еще столько же до Сием Рипа.

Где жить в Ангкоре

В самом храмовом комплексе Ангкор жить, конечно же, нельзя 🙂 Все туристы останавливаются в ближайшем к Ангкору городе Сием Рипе. Часто возникает вопрос, какой отель выбрать, что бы быть поближе к храмам? На самом деле расположения отеля относительно комплекса Ангкор не важно, в любом случае пешком до храмов не дойти. Для посещения Ангкора придется нанимать транспорт или арендовать велосипеды (но без хорошей физической подготовки я бы вам не советовала этого делать).

Отелей в городе Сием Рип много на любой вкус и кошелек. Могу посоветовать хороший недорогой отель с бассейном, где мы прожили почти целую неделю Bou Savy Guesthouse , о нем я подробно в фото и видео рассказывала .

Когда лучше посещать Ангкор Ват

1. Ангкор Ват лучше не посещать во время крупных праздников , особенно во время кхмерских праздников, когда вход в комплекс для местных жителей делают бесплатным.


В выходные и праздничные дни туристов в Ангкор Ват очень много

2. Не очень приятно осматривать храмовый комплекс Ангкор и в жаркий или дождливый сезон. Самый жаркий месяц в Камбодже – апрель, с середины мая начинается сезон дождей, который длиться до ноября.


Летом зонтики от дождя, а в другое время года — от солнца

3. Оптимальное время для посещения Ангкора – осень-зима. А приехав в Сием Рип в ноябре вы еще застанете яркую тропическую растительность вокруг и увидите храмы, спрятанные в зеленых джунглях. Мы же, в феврале, застали комплекс Ангкор уже не таким зеленым и природа напоминала нашу осень 🙂


Ангкоровский пейзаж в феврале. Храм Та Пром

В середине февраля утром было пасмурно, а солнце появлялось ближе к обеду. С одной стороны, в облачную погоду не так жарко и комфортнее осматривать храмы, но с другой стороны без солнца все фотографии получились серыми и не яркими.

Ближние и дальние храмы Ангкора. Малый и большой круг Ангкора

Храмы, которые входят в стандартный Ангкоровский билет называют ближними храмами , а вот храмы, которые находятся на приличном расстоянии от Сием Рипа называют дальними храмами.

Ближние храмы Ангкора

Ближние храмы обычно посещают по двум маршрутам: малый круг и большой круг Ангкора . Есть еще несколько храмов, которые находятся на ответвление от этих двух кругов – это храмы Bantaey Srei и Banteay Samre .


Храм Бантей Самре

Что такое малый и большой круг Ангкора?

Малый и большой круги Ангкора это два маршрута посещения храмов, рассчитанные каждый на один день. Протяженность малого круга примерно 17 км. Протяженность большого круга – 26 км. Схема расположения храмов Ангкора, на которой малый круг обозначен красной линией, а большой круг — зеленой линией.


Карта схема расположения Сием Рипа и храмового комплекса Анкор

Какие храмы входят в малый круг Ангкора?

  • Ангкор Ват (Angkor Wat)
  • Пном Бакенг (Phnom Bakheng)
  • Баксей Чамкронг (Baksei Chamkrong)
  • Ангкор Том(Angkor Thom): Байон (Bayon), Бапхуон (Baphuon), Пхимеанакас (Phimeanakas) и на восток к Воротам победы (Victory Gate), Elephant Terrace (террасы Слонов) и Terrace of the Leper King (Прокаженного короля)
  • Чау Сэй Тевода (Chau Say Tevoda)
  • Тхомманон (Thommanon)
  • Та Кео (Ta Keo)
  • Та Пром (Ta Prohm)
  • Бантей Кдей (Banteay Kdei)
  • Прасат Краван (Prasat Kravan)
  • Несколько мелких храмов



Величественный Байон
Храм Байон






Храм Та Кео — сейчас в нем идет масштабная реставрация, подъемные краны и рабочие портят всю атмосферу
Заросший джунглями Та Пром



Какие храмы входят в большой круг Ангкора?

Большой круг начинается так же от храма Ангкор Ват и до храма Байон совпадет с малым, а дальше идет на север к северным воротам Ангкор Тома и к храмам:

  • Преa Кан (Preah Khan)
  • Неак Пеан (Neak Pean)
  • Та Сом (Ta Som)
  • Восточный Мебон (East Mebon)
  • Пре Руп (Pre Rup)




Храм Неак Пеан



Слоники в храме East Mebon

Дальние храмы Ангкора

Самый дальний от Сием Рипа храм – это храм-пирамида Кох Кер (Koр Ker). Он находится примерно в 120 км от города, почти возле границы с Таиландом. Еще один дальний храм – Бенг Мелиа (Beng Melea) находится примерно в 65 км от Сием Рипа по дороге на Кох Кер.

Так же в Ангкоре можно посетить:

  • Храмы группы Ролуос (Roluos Group)
  • Национальный парк Пном Кулен: священная гора с водопадом, рекой 1000 лингамов и буддийским храмом
  • Озеро Tonle Sap с плавучей деревней

Рассветы и закаты в Ангкоре

Рассветы в Ангкоре все встречают возле озера в храме Ангкор Ват. Людей собирается очень много, чем раньше вы придете, тем больше шансов занять лучшие места.


Вот сколько желающих посмотреть рассвет на озере перед Ангкором!
Все ждут рассвета, а его все нету:)))

Говорят, что рассветы в Ангкоре шикарное зрелище. Мы не застали красивые рассветы, в дни нашего посещения Ангкора, в феврале, на небе с утра были тучи, солнце появлялось из-за облаков только к обеду. С одной стороны это хорошо – не так жарко лазить по храмам, а с другой стороны жаль, что мы не увидели всю красоту Ангкор Ват в лучах восходящего солнца.


Вот только такой рассвет нам удалось увидеть в Ангкоре

Второе место для встречи солнца — бывшая королевская купальня Spas Srang. Мы и там пытались застать рассвет, но и в тот день с солнцем нам совсем не повезло 🙁


Еще немного рассвета, но это уже около 7 утра, солнце уже высоко

Закат в Ангкоре в основном все встречают на Пном Бакенг (Phnom Bakheng). Мы, наслышавшись про дикие толпы людей там на закате и про непростой подъем и спуск, решили не идти.

Еще можно попробовать посмотреть закат с храмов Пре Руп или Та Кео или поискать другие храмы-пирамиды, на которые можно забраться и оказаться выше окружающих вас джунглей 🙂


Для встречи заката надо забираться куда-то повыше. Например на Храм Пре Руп Или на Та Кео

Думаю, что и с воздушного шара будет хорошо виден закат (важно: на подъем на воздушном шаре на рассвете или закате надо записываться заранее!).

Мы попытались наблюдать закат возле храма Ангкор Ват. Вот что из этого получилось


Закат возле Ангкора
Закат возле Ангкора
Закат возле Ангкора

Рассвет в феврале был около 6 утра, а закат около 18:00 вечера. Из-за облачной погоды красивых рассветов и закатов в Ангкоре мы не увидели. Может вам повезет больше.

Стоимость посещения Ангкора

Для помещения ближних храмов Ангкора можно купить билеты на 1, 3 и 7 дней.

Стоимость билетов в ближние храмы Ангкора

  • Стоимость билета на 1 день – 37 долларов
  • Стоимость билета на 3 дня – 62 доллара (действует в любые 3 дня в течение недели)
  • Стоимость билета в Ангкор на 7 дней – 72 доллара (действует любые 7 дней в течение месяца)

Трех и семи-дневные билеты с фотографией. Фотографируют сразу при покупке билета. Кассы для однодневных билетов и многодневных – разные. Утром очередь есть (особенно за однодневными билетами), но движется она быстро.


Очередь в кассу в 5:15 утра
Очередь за 3-х и 7-ми дневными билетами

Отдельно в других кассах оплачивается посещение следующих мест

  • Стоимость посещения храма Кох Кер – 10 долларов
  • Стоимость посещения храма Бенг Мелиа – 5 долларов
  • Бантей Срей и Бантей Самре – по общим билетам Ангкора
  • Пном Кулен – 20 долларов
  • Катер по озеру Тондесап – 20 долларов с человека
  • Подъем на воздушном шаре над Ангкором – 20 долларов

Время работы храмового комплекса

Все храмы Анкора (кроме самого Анкор Ват) можно посетить с 7:30 до 17:30. Кассы открываются в 5:00. В Анкор Ват для встречи рассвета начинают пускать с 5:30.

На территорию храмов перестают пускать после 17:00 (кроме Пном Бакенг, где встречают закат). Читала в отзывах, что и после 18:00 из храмов не выгоняют. Не знаю, может в мелких неприметных храмах это так, но нас из самого храма Ангкор Ват начали выгонять почти сразу после 17:30. А к 18:00 выгоняли уже очень настойчиво. Не понимаю, почему не разрешить остаться в храмах до окончания заката?

В главный храм Ангкор Ват (на верх) можно подняться с 7:40 до 17:00.


Время посещения всех храмов кроме самого Анкор Ват с 7:30 до 17:30
Главная башня Ангкор Ват

Стоимость аренды транспорта в Ангкоре

Между храмами Ангкора перемещаются на такси, тук-туке, велосипеде или байке. Да, заезжать на байке в зону ближних храмов Ангкора теперь разрешено!

В принципе, малый круг при хорошей физической подготовке, можно объехать на велосипеде. Но учитывайте, что часов с 9 утра в Ангкоре очень жарко, поэтому выезжать надо перед рассветом, часов в 5 утра. Велосипеды можно арендовать в любом отеле. Стоимость от 2 долларов в сутки.

Основной транспорт по Ангкору это тут-тук , в который помещается до 4 человек. На тук-туках можно осмотреть почти все храмы комплекса, кроме дальнего храма Кох Кер и национального парка Пном Кулен (там тук-тук просто не заедет в гору). В Бенг Мелию тоже лучше поехать на машине, но некоторые ездят и на тук-туке.

Тук-тук можно арендовать как у себя в отеле , так и на улице. Не волнуйте, в Сием Рипе тук-туков настолько много, что без транспорта вы не останетесь точно 🙂


Наш тук-тукер 🙂

Стоимость тук-тука по Ангкору

  • Малый круг Ангкора – 10-12 долларов
  • Большой круг Ангкора — 15-18 долларов
  • Дополнительно за закат или рассвет (ранний выезд) – 5 долларов
  • Дополнительно за храмы Bantaey Srei и Banteay Samre – 5-10 долларов
  • Бенг Мелиа – нам назвали стоимость 35 долларов , на Винском читала, что люди ездили туда на тук-туке за 20 долларов

За малый круг Ангкора + рассвет (выезд в 5 утра из отеля и возвращение назад в отель в 16:00) мы заплатили 15 долларов.

За большой круг + Banteay Samre + ранний выезд (выехали в 5:30, в 14:30 были в центре Сием Рипа) мы заплатили 20 долларов.

За съездить к воздушному шару, затем к храму Ангкор Ват и отвезти нас потом на улицу баров (с 15:30 до 19:00) мы заплатили 7 долларов.

Стоимость машины с водителем в Ангкоре

  • Малый круг Ангкора – 25 — 30 долларов
  • Большой круг Ангкора – 25 — 35 долларов
  • Бенг Мелиа и Ко Кер – 80 – 100 долларов
  • Бенг Мелиа – 35-40 долларов
  • Пном Кулен – 40 долларов
  • Пном Кулен + Бантей Срей + Бантей Самре – 50 долларов

Цены примерные, с каждым годом стоимость тук-туков и машин с водителем растет. Но вы можете торговаться, часто удобнее взять водителя «оптом» сразу на 3-4 дня, обговорить маршрут и поторговаться за стоимость.

Еще один из вариантов передвижения между храмами – взять организованную экскурсию в любом из тур агентств в городе. Но даже если вы и приехали в Сием Рим в одиночестве, все равно выгоднее нанять тук-тук и осматривать храмы в своем темпе.

Например, тур по Ангкору с посещением четырех храмов: Ангкор Ват, Ангкор Том, Та Пром, Байон обойдется в 11 долларов с человека на пол дня и в 13 долларов на целый день, дополнительно оплачивается входной билет.

А вот в дальние храмы Ко Кер и Бенг Мелия выгоднее поехать с туром, если вы путешествуете в одиночку. Тур обойдется в 45 долларов . В цену включены входные билеты в эти два храма. Самостоятельная поездка туда же обойдется минимум в 10$+5$+80$ = 95$.


Цены на организованные туры в храмы Ангкора и другие ближайшие достопримечательности
Цены на организованные туры в храмы Ангкора и другие ближайшие достопримечательности

Важно: когда договариваетесь с водителями тук-туков и машин четко проговаривайте план действий: во сколько выезжаете из отеля, какие храмы осматриваете, заезжаете ли в кафе на обед, возвращаетесь ли после рассвета в отель на завтрак и т.д. и т.п. Кхмеры в основном народ ленивый, поэтому если четко не указать какие храмы вы хотите осмотреть, то они отвезут в 2-3 храма и скажут, что это все, пора домой.

Но иногда тук-тукеры попадаются смышленые и могут подсказать в какой последовательности лучше осматривать храмы, что стоит обязательно посетить, а что, при ограниченном времени, можно и пропустить. Хорошо, когда тук-тукер подъезжает к одному входу в храм, а ждет вас с противоположного входа. Особенно это актуально для длинных храмов, что бы после осмотра, по жаре вы не возвращались назад.

Запомните, как выглядит ваш тук-тук, иногда не очень то просто отыскать своего водителя и транспортное средство в толпе. Правильный тук-тукер будет вас сам искать и встречать на выходе их храма, все же оплату за свои труды он получит только после возвращения вас в отель 🙂


Гиды в Ангкоре

Нужен ли гид в Ангкоре? Если финансы позволяют, то я бы советовала взять гида по Ангкору. Мы осматривали комплекс сами, но предварительно я много читала в интернете о храмах и у нас был аудиогид по некоторым храмам. Но все равно, я думаю, что мы многое упустили и многие вопросы для нас остались не проясненными.


Хороший гид все расскажет, и покажет где сделать интересный кадр, и сфотографирует вас на фоне храмов

Я считаю, что гид в Ангкоре нужен (особенно если вы приехали в долгожданный отпуск, а не так как мы бюджетно путешествуете по Азии). Но нужен хороший гид. От плохого толку не будет. А вот как выбрать именно хорошего гида я вам не подскажу 🙁 Раньше на Винском люди делились координатами гидов, но гиды стали наглеть и подняли расценки, поэтому эту лавочку прикрыли. Хвалили когда-то гида Вирака. Не знаю, работает ли он сейчас в Ангкоре, а может уже так обогатился на русских туристах, что живет себе где-нибудь в припеваючи 🙂

Я бы взяла гида на основные храмы на один день. А дальше бы уже гуляла сама.

Примерные расценки на гида в Ангкоре

  • Англоязычные гиды – 25 — 35 долларов в день
  • Русскоязычные гиды – 40-60 долларов в день

Заказать гида или транспорт можно заранее, списаться и обсудить все интересующие вас вопросы.

Храмовый комплекс Ангкор огромный, не думайте, что вам удастся посмотреть все храмы за несколько дней. Да это и не нужно, к концу второго дня все увиденные храмы у меня слились в голове в один большой камень 🙂


Где-то в храмах Ангкора. На второй день все храмы в голове слились в один боооольшой камень 🙂

Посмотрите перед поездкой фотографии храмов и определите для себя, какие из них вы обязательно хотите посмотреть. Самые популярные храмы это:

В них всегда многолюдно и надо хорошо постараться, что бы прогуляться по этим храмам без толп туристов!




Кроме основных храмов мне еще очень понравились:



В мелких храмах толпы людей появляются наплывами: привезли группу организованных туристов – шум, галдеж, невозможность сделать нормально фотографии, а через 10-15 минут толпа схлынула и вы бродите опять одни. В этом то и прелесть индивидуального посещения храмового комплекса Ангкор.

Определите для себя, что вы хотите: осмотреть по возможности больше храмов или просто насладиться прогулкой и атмосферой древнего Ангкора.


Мы осматривали храмы Ангкора без спешки: лучше меньше увидеть, но насладиться прогулкой и прочувствовать атмосферу древнего города

Если вы приехали в Ангкор на 3 дня и не хотите заморачиваться с планирование маршрута, то проще всего пойти по стандартному пути.

Маршрут в Ангкоре на 3 дня

1 день. Малый круг (+ рассвет или закат)

2 день. Большой круг + по желанию Бантей Срей и Бантей Самре

3 день. Дальние храмы Кох Кер и Бенг Мелиа

Существуют разные мнения, как лучше перемещаться по малому и большому кругу: по часовой стрелке или против часовой, что бы меньше пересекаться с толпами туристов. Мы ездили по часовой стрелке.

Маршрут в Ангкоре на 2 дня

Если вы приехали всего на 2 дня, то за первый день вполне реально осмотреть основные храмы из малого и большого кругов (лучше, конечно передвигаться на машине: быстрее и будете отдыхать во время переездов под кондиционером), а во второй день – дальние храмы.

Если хотите посетить Пном Кулен, то его можно совместить с храмами Бантей Срей и Бантей Самре. При посещение Пном Кулен надо учитывать, что по дороге на гору реверсивное движение. До 13:00 весь транспорт едет вверх, а после 13:00 – обратно вниз. Т.е. после обеда приехать в Пном Кулен нельзя!

Когда лучше выезжать для осмотров храмов?

Я считаю, что для осмотров храмов Ангкора надо выезжать из отеля как можно раньше. Уж насколько я люблю поспать и встать в 5-6 утра для меня это огромный стресс, но я советую вам переселить себя и выехать для осмотра Ангкора как можно раньше.

Почему? Во-первых – что бы успеть посмотреть хотя бы один из основных храмов, до того, как к нему подвезут группы организованных туристов, а во-вторых после 10 утра начинается такая жара, что осматривать храмы становится очень тяжело.


Вот такая толпа в храме Байон уже в 8 утра

Как распланировать свой день в Ангкоре?

Распланировать свой день в Ангкоре можно по-разному 🙂

Вариант 1. Выехав рано утром на рассвет и осмотрев несколько храмов вернуться часам к 9 в отель, позавтракать, поспать, поплавать в бассейне, а затем после обеда отправиться дальше на осмотр.

Вариант 2. Выехать из отеля после раннего завтрака часов в 7-8 утра, часов в 12-13 вернуться в отель на обед и отдых и часов в 15:00 продолжить осмотр храмов.

Вариант 3. Все тоже самое, что в варианте 2, но пообедать где-то на территории храмового комплекса и немного отдохнуть (может даже поспать в машине или в тук-туке), а не возвращаться в отель.

Вариант 4. Выехать рано утром из отеля, взять с собой сухой паек на завтрак и термос с кофе. Посетить несколько храмов, а затем часов в 9 позавтракать где-то на развалинах с видом на Ангкор. Осматривать храмы до обеда, а после обеда уже вернуться в отель отдыхать. Именно по этому варианту мы и действовали 🙂


Мы заказывали завтрак в отеле с собой, заваривали в термосе кофе и отлично завтракали прямо в древнем храме 🙂

Важно: если планируете возвращаться в отель на завтрак, на дневной отдых или в город на обед, заранее согласуйте этот вариант с водителем. Скорее всего, что придется доплатить некоторую сумму.

Как я уже упоминала выше самые популярные храмы это Ангкор Ват, Байон и Та Пром. Ангкор Ват, мне кажется, вообще не реально осмотреть без толпы людей, а вот к Байону и Та Прому можно приехать рано утром и успеть прогуляться по ним почти в полном одиночестве.


Храм Ангкор Ват без толпы людей осмотреть не удастся

Поэтому мы сделали так:

1 день:

  • Рассвет возле Ангкор Вата
  • Когда вся толпа после рассвета побежала осматривать Ангкор Ват мы поехали в Байон
  • Из Байона прогулялись пешком к храмам Бапуон и Пимеанакас, там и позавтракали
  • Осмотрели террасу Слонов и Прокаженного короля и поехали дальше по малому кругу Ангкора
  • Осмотрели храмы малого круга (кроме Та Пром) и вернулись в Ангкор Ват
  • Часа два гуляли по жаре в Ангкор Вате

В принципе маршрут мне понравился, только ходить после 11 дня было уже тяжело и жарко, поэтому впечатления от храма Ангкор Ват остались смазанными. Возможно, перед Ангкор Ватом надо было вернуться в отель на отдых, а часам к 4 вечера выдвинуться назад на его осмотр. Но я знала, что если вернусь в отель, то не на какие храмы в этот день больше ехать не захочу. Все же очень тяжело с непривычки осматривать храмы, да еще и по жаре 🙂 Несколько фото первого дня:







2 день:

  • Рассвет возле Срах Сранг
  • Красавец Та Пром
  • И дальше по большому кругу с заездом в Бантей Самре
  • Закончили день индуистским храмом Прасат Краван

С таким планом нам удалось осмотреть Та Пром без особых толп, но все же можно было ехать сразу же в него, а не ждать рассвет возле Spas Srang, все равно в тот день небо было в облаках. Несколько фото второго дня:






Не помню где 🙂

3 день:

После обеда поднялись на воздушном шаре и часа два перед закатом гуляли по храму Ангкор Ват. Несколько фото третьего дня:


Воздушный шар над Ангкором


Барельефы в храме Ангкор Ват

Все самые большие и популярные храмы находятся в малом круге. Поэтому возможно стоит в первый день осмотреть храмы большого круга, а храмы малого круга оставить на второй день – на закуску 🙂

Не смотря на то, что малый круг называется малым, ходить в нем и осматривать придется больше, чем в большом круге. В большом круге больше времени занимает передвижение на транспорте между храмами, во время которого можно отдохнуть. В общем, малый круг Ангкора труднее для посещения, чем большой.

Храм Ангкор Ват лучше осматривать во второй половине дня , до обеда солнце светит прямо в объектив.

Та Пром и Байон старайтесь посетить как можно раньше утром или вечером перед закатом.

Возьмите с собой воду. Пить очень хочется! Первый наш водитель тук-тука снабжал нас водой, а вот второй тук-тукер воду не давал. Воду и фрукты можно купить и возле храмов, но цена будет завышена.


Утром зимой ехать на тук-туке холодно , надо одевать кофточку. А вот днем гулять очень жарко.

Одевайте удобную обувь , особенно если планируете подниматься в верх по лестницам на вершину храмов. Лучше выбрать закрытую обувь, очень много пыли и песка, ноги моментально становятся грязными.


И да, приготовитесь преодолевать много ступенек. Ноги у меня на следующий день просто отваливались 🙂

Будьте аккуратны на подъемах и спусках по лестницам храмов. В Ангкоре были несчастные случаи со смертельным исходом. Сейчас в большинстве храмов старые лестницы закрыли и подъемы оборудовали новыми лестницами с перилами. Но не везде! Будьте особенно осторожны при подъеме в Та Кео!



Новая лестница в храме Бапхуон

Возьмите с собой влажные салфетки протирать руки. На спусках и подъемах приходится держаться руками за ступени, а они все в красной пыли.

Удобнее всего лазить по храмам в шортах или брюках, хотя встречала много девушек в длинных юбках. В коротких юбках будет однозначно не комфортно 🙂

Не одевайте белую и черную одежду – придется сидеть на камнях: на белом сразу видна вся грязь, а на черном – пыль.

По храмовому комплексу Ангкор можно гулять в любой одежде, а вот в главный храм Ангкор Ват в шортах и майке не пускают! Платок на плечах не спасет положение, а арендовать одежду там негде.


По возможности выделите на Сием Рип с Ангкором дней пять, что бы посмотреть все неспеша и делать перерывы между днями в храмах. Мы были в Сием Рипе 6 полных дней, но на храмы выделили только половину из них. Если вы не историк или супер любитель древностей, то через какое-то время все эти храмы в голове просто перемешаются и вы и не вспомните толком в каком из них вы были и что видели.

Ведите себя прилично. Вот так как на фото ниже — делать не надо!


Не стоит отмечаться на древних камнях Ангкора!
Редкая совместная фотография

Если вам понравилась и помогла моя статья, поделитесь, ей пожалуйста в соц сетях. Может эта информация поможет еще кому-то, кто собирается в Ангкор. Приятного отдыха в Камбодже!

Вы можете подписаться на обновления моего и мой канал youtube.com — форма подписки внизу статьи.

Почему самый большой храм в мире покинули люди? Какая связь комплекса Ангкор-Ват со спиралью созвездия Дракона? Зачем на барельефе Ангкор-Вата изобразили динозавра? В статье отражена точка зрения официальной истории и хронологии.

Храмовый комплекс Ангкор-Ват (Angkor Wat) является самым большим храмом индуистов не только в Камбодже, но и в Мире, крупнейшим культовым сооружением человечества, созданный по традиционной версии кхмерским королем Сурьяварманом II около тысячи лет назад. (1113-1150 гг. н.э.)

Строительство храма Ангкор-Ват длилось 30 лет, он стал самым крупным храмом в древней столице империи кхмеров – Ангкор. Площадь Ангкор-Вата – 2,5 кв.км. (Это почти в 3 раза больше чем площадь Ватикана), а размеры всей древней Кхмерской столицы Ангкор с населением более 1 миллиона жителей превышали 200 кв.км. Для сравнения, к примеру, вторым по величине известным городом той же древней эпохи был город Тикаль – самый крупный город цивилизации Майя, расположенный на территории современной Гватемалы. Его размер был около 100 кв.км., то есть в 10 раз меньше, а население всего от 100 до 200 тысяч человек.

Туристическая схема расположения основных храмов Ангкора

Ангкор-Ват самый крупный храм древней столицы, но далеко не единственный. Город Ангкор - будучи столицей Кхмерской империи с IX по XIV века включал в себя множество индуистских и буддистских храмов, многие из которых достаточно хорошо сохранились до наших дней. Каждый из них прекрасен по своему и характеризует разные периоды расцвета могущества Империи Кхмеров. Позже историки назовут этот период кхмерской истории – Ангкорианским.

Главный вход в Ангкор-Ват с западной стороны

Строительство Ангкора продолжалось около 400 лет. Его начал основатель ангкорской династии, индусский принц Джайяварман II в 802 г. объявивший себя «всеобщим правителем» и «королем-Солнце» в Камбодже. Последние храмовые комплексы были возведены в XII веке королем Джайяварманом VII. После его смерти в 1218 г. строительство прекратилось. Причиной тому, по одной версии, стало то, что в Кхмерской Империи просто закончились месторождения камня-песчаника, по другой – империя оказалась в условиях жестокой войны и продолжать строительство было невозможно. Ангкорианский период кхмерской истории закончился в 1431 году, когда тайские захватчики окончательно захватили и разграбили столицу Кхмеров и вынудили население уйти на юг в район Пном-Пень, который и стал новой кхмерской столицей. Впрочем, доказательства истинных причин падения кхмерской империи историки ищут и по сей день.

Водяной ров шириной 190 метров вокруг Ангкор-Ват

В Ангкоре особо выделяются наиболее крупные храмовые комплексы - Ангкор-Ват, Ангкор-Том (включающий в себя сразу несколько храмов, самый крупный из которых - храм Байон), Та-Пром, Бантей-Срей и Преа-Кан. Наиболее примечательный храм был и остается Ангкор-Ват, который до сих пор является самым крупным религиозным сооружением в мире. Его высота 65 метров. Храм окружен гигантским рвом шириной 190 метров, размером 1300 метров на 1500 метров. Построенный во время правления Сурьявармана II (1113–1150) за 30 лет, Ангкор-Ват стал самым большим сакральным зданием в мире. После смерти короля Сурьявармана II храм принял его в свои стены и стал усыпальницей-мавзолеем.

Ангкор-Ват - История открытия затерянного города Ангкор

Широкую известность в современном мире Анкор-Ват получил после опубликования 1861 году дневников и отчетов французского путешественника и натуралиста Анри Муо о своих экспедициях по Индокитаю. В его дневнике можно встретить такие строки:

«Увиденные мною памятники строительного искусства огромны по своим размерам и, по моему мнению, являются образцом самого высокого уровня по сравнению с любыми памятниками, сохранившимися с древнейших времен. Я никогда не чувствовал себя таким счастливым, как сейчас, в этой великолепной тропической обстановке. Даже если бы я знал, что мне придется умереть, я ни за что не променял бы эту жизнь на удовольствия и удобства цивилизованного мира»


Вид на Ангкор-Ват с северо-западной стороны (отражение в воде)

Анри Муо (фр. Henri Mouhot) родился в 1826 году во Франции, и уже с 18-летнего возраста преподавал французский и греческий языки в российской военной академии в Санкт-Петербурге. После возвращения на родину он женился на дочери известного английского исследователя и переехал в Шотландию. А уже в 1857 году Анри Муо решил отправиться в путешествие по Юго-Восточной Азии (Индокитаю) для сбора зоологических образцов. За время своего пребывания в Азии он объездил Таиланд, Камбоджу и Лаос. Возможно, он что то предчувствовал, спустя несколько месяцев после последнего посещения Ангкор-Вата, в 1861 году он умер от малярии, в своей четвертой экспедиции по Лаосу. Был похоронен там же, вблизи столицы Луанг-Прабанг (Луангпхабанг), месторасположение его гробницы известно и сейчас. Дневники Анри Муо хранятся в Лондоне, в архиве Королевского географического общества (Royal Geographical Society, London).

Могила французского исследователя Анри Муо (1826-1861гг) в Лаосе

Величие впервые увиденного им храма Ангкор-Ват потрясло Анри Муо, в своих записях он писал об Анкор-Вате следующее:

«Храм непостижим для ума и превосходит всякое воображение. Глядишь в смущении и замешательстве, восхищаешься и, охваченный почтением, застываешь в благоговейном молчании… Каким возвышенным должен был быть гений этого Микеланджело Востока, гений создателя подобного дивного творения! Он сумел связать в единое целое различные части с таким искусством, что этому остается только удивляться. Он проследил за исполнением своих грез и добился, и в общем и в частностях, такой законченности деталей, достойных целого, которые под силу лишь одареннейшим».


Величественная центральная башня Ангкор-Вата

Этимология названия храма Ангкор-Ват

«Ангкор-Ват» не является первоначальным названием храма, так как не были найдены ни стелы основания храма, ни каких-либо надписей относительно названия того времени. Как древний город-храм назывался тогда, неизвестно и, вполне вероятно, он назывался «Врах Вишнулок» (буквально «Место святого Вишну»), в честь бога которому был посвящён.

Вид на Ангкор-Ват с северо-восточной стороны здания

Скорее всего, название «Ангкор» происходит от санскритского слова «нагара», означающего «город». По-кхмерски оно читается как «ноко» («королевство, страна, город»), однако в просторечии, кхмерам гораздо удобнее произносить «онгко». Последнее очень созвучно с близким крестьянам понятием урожая, и может быть, в буквальном смысле, переведено как «собранные рисовые зёрна».

Юные потомки всемогущего короля полубога Сурьявармана II

С течением веков, редуцированное простонародное «онгко», приобрело значение имени собственного, которое закрепилось в названии древней столичной области Ангкор (или Онгкор), бывшей столицы ангкорской империи, Ангкор-Тхом , а также храма Ангкор-Ват.

Все в этом мире подвластно природе - даже стены великого Ангкора

Слово «Ват» происходит от палийского выражения «ваттху-арама» («место, где построен храм»), обозначавшего священную землю монастырской обители, но во многих странах Юго-Восточной Азии (Таиланд, Лаос, Камбоджа) оно давно несёт более широкое значение, относясь к любому буддистскому монастырю, храму или пагоде. По кхмерски «воат» может означать и «храм», и «почитание, восхищение». Действительно, Ангкор-Ват - самый большой храм города богов Ангкора, является символом национальной гордости кхмеров.

Скульптуры семиглавых змей по дороге к храму

По кхмерски, название храма Ангкор-Ват произносится «Онгковоат». В подавляющем большинстве источников оно трактуется как «город-храм». Поскольку название «Ангкор» с XV-XVI веков употреблялось в значении имени собственного, можно предположить более точный перевод - «храм Ангкор».

На заднем дворе Ангкор-Вата

Почему самый большой храм в мире покинули люди?

Причину, по которой кхмеры около 500 лет назад оставили на милость джунглей самый большой храм в мире Ангкор-Ват и ушли из Ангкора осваивать новую столицу своего королевства - Пном-Пень, до сих пор являются предметом дискуссий историков и археологов. Более 100 лет, сотни специалистов археологов со всего мира пытаются приподнять завесу тайны над древней Кхмерской столицей – городом богов Ангкор. Дело в том, что прошлое оставило нам ничтожно малое количество письменных свидетельств связанных с историей строительства храмов в Ангкоре. Кропотливый многолетний труд исследователей понемногу приоткрывает нам тайны сакрального храма Ангкор-Ват, внося все новые коррективы в различные исторические теории связанные с его происхождением и предназначением.

Редкий снимок стены храма когда нет туристов и контрастное небо

Кхмерские храмы никогда не предназначались для собраний верующих, они строились как место обитания богов. Доступ в центральные строения комплексов был открыт только для жрецов и монархов. Самый большой храм города богов, Ангкор-Ват имел ещё и дополнительную функцию: он изначально планировался как место для захоронения царей.

Вид сверху на Ангкор-Ват (Высота 200 метров)

Примечательно, что преемники Джайявармана II следовали его принципам строительства. Каждый новый правитель достраивал город таким образом, чтобы его ядро постоянно перемещалось: центр старого города оказывался на окраине нового. Так постепенно рос этот город-гигант. В центре каждый раз возводился пятибашенный храм, символизирующий гору Меру, центр мира. В результате Ангкор превратился в целый город храмов. Великолепие кхмерской империи несколько потускнело во времена тяжелых и продолжительных войн с тямами и таями. В 1431 году тайские (сиамские) войска полностью захватили Ангкор: город обезлюдел, будто по нему прокатилась безжалостная эпидемия. С течением времени влажный климат и буйная растительность превратили столицу в руины и джунгли полностью поглотили её.

Всю территорию Ангкора поглотили джунгли, расчищена только территория вокруг храмов

Тяжёлые времена (внешние и внутренние войны) в истории Камбоджи (Кампучии) не позволяли иностранцам посещать блистательный шедевр азиатской архитектуры. Долгое время храмы Ангкора были труднодоступны для широкого круга исследователей, археологов и историков. Ситуация изменилась в декабре 1992 года, когда храмы Ангкора и в том числе «Ангкор-Ват», заслуженно пополнившего список одного из самых больших храмов в мире, были включены в список мировых памятников культурного наследия ЮНЕСКО, а через год в Токио был создан Международный координационный комитет, поставивший своей целью возродить былое великолепие Ангкора. Были найдены источники финансирования проекта и начались активные реставрационные работы. Спиливаются огромные деревья, которые разрушают стены, восстанавливаются входы, перекрытия, стены, дорожки. Активное участие в восстановлении истории Ангкора принимают ученые из разных стран. Работы всем хватит на многие десятилетия.

Внутренние переходы в разных храмах Ангкора очень похожи

Таинственная связь Ангкора со спиралью созвездия Дракона

В 1996 году, британский археолог и историк Джон Григсби, исследуя Ангкор, пришёл к выводу, что храмовый комплекс Ангкор представляет собой земную проекцию определенного участка млечного пути, а главные сооружения Ангкора моделируют волнистую спираль северного созвездия Дракона. Начать исследования в направлении поиска корреляций неба и земли применительно к Ангкору, его подтолкнула загадочная надпись времен Джаявармана VII, кхмерского короля во времена которого был построен Ангкор-Тхом и Байон в XII веке. На стеле, откопанной на территории храма Байон, было начертано - «страна Камбу аналогична небу».

Созвездие Дракона и Малой Медведицы в наше время

На определенную связь со звездами, также указывала надпись сделанная строителями крупного пирамидального храма Пном-Бакенг, построенного во времена короля Ясовармана I (889-900 гг. н.э.). Надпись гласит, что назначение храма - символизировать «своими камнями небесные движения звезд». Возник вопрос, существовала ли в Камбодже подобная египетской (связь пирамид Гизы с созвездием Ориона) корреляция неба и земли?

Точная схема расположения основных храмов Ангкора

Дело в том, что проекция созвездия дракона основными храмами Ангкора на Земле оказалась не совсем точная. Расстояния между храмами пропорциональны расстояниям между звездами, но взаимное расположение храмов, т. е. углы между отрезками, соединяющими храмы, не повторяет в точности картину на небе. Вдобавок нужно отметить, что Ангкор - не проекция созвездия Дракона на земную поверхность, а проекция целого участка неба вокруг Дракона, включающая несколько звезд из Северной короны, Малой и Большой медведиц, Денеб из Лебедя. Все сакральные места на Земле воспроизводят тот или иной участок неба вдоль Млечного Пути.

Созвездие дракона 10500 лет до н.э.

В том же 1996 году к научно-исторической работе по Ангкору подключается еще один британский исследователь любитель - Джон Григсби. Задавшись целью установить точную дату, когда картина неба соответствовала данному расположению храмов в Ангкоре, они с помощью компьютерных технологий провели большую исследовательскую работу. Результаты их исследования всколыхнули мировое археологическое сообщество. Компьютерное исследование показало, что главные храмы Ангкора действительно являются земными отражениями звёзд созвездия Дракона и что именно в таком положении звезды находились в день весеннего равноденствия в 10500 г. до н. э.

Сравнения схемы расположения храмов Ангкора и звезд созвездия Дракона

Сейчас мало у кого вызывает сомнений тот факт, что Ангкор действительно был построен между IX и XIII вв. н.э., однако, откуда могли знать подданные камбоджийских королей картину неба более 10000 лет назад, ведь к их времени прецессия уже спрятала за горизонт часть проецируемой картины. Была выдвинута гипотеза, что все главные храмы Ангкора возводились на более древних сооружениях, о чём свидетельствуют огромные плиты облицовки искусственных каналов, выполненные из мегалитов, наличие полигональной кладки, высокое мастерство обработки камня, каменные замки, но не известно, когда были построены те. Впрочем, если они уже тогда проецировали созвездие Дракона…

Покрытые километрами тонкой резьбы, огромные камни кладки храмов идеально подогнаны друг к другу, ничем не скреплены и держатся только на собственном весе. Есть такие храмы, где промеж камней невозможно просунуть лезвие, мало того, они неправильной формы и выгнутости, словно пазлы, где ни одна из современных технологий не способна воссоздать бывалую красоту этих храмов.

Великолепные барельефы на внешних стенах Ангкор-Вата Апсары - Небесные танцовщицы

Стегозавр в Ангкор-Ват. Могли ли видеть кхмеры динозавров?

Гипотеза создания Ангкора в XI веке до н.э. не противоречит тому, что храмы, какими видим мы их сегодня, были возведены между IX и XII веками н. э. известными кхмерскими монархами, однако не все так однозначно. Например в храме Та-Пром полно замысловато высеченных статуй и каменных колон с высеченными на них барельефами. Наряду с изображениями богов и богинь мифологических сюжетов древнего индуизма, сотни барельефов изображают реальных животных (слонов, змей, рыб, обезьян). Почти каждый дюйм серого песчаника покрыт декоративной резьбой. Какого же было изумление ученых обнаруживших в Та-Пром на одной из колон изображение Стегозавра - травоядного динозавра, существовавшего 155-145 млн. лет назад.


То, что этот барельеф не подделка доказали исследователи. Остается только гадать, где кхмеры увидели стегозавра? Как это объяснить?

Барельеф с изображением Стегозавра на одной из колон Ангкор-Вата

Сакральная нумерология Ангкора - совпадение или пророчество?

Что же за загадочная дата – День весеннего равноденствия 10500 года до нашей эры? Именно в этот день звезды созвездия дракона находились в той проекции, которую воспроизводит на земле храмовый комплекс Ангкор, если посмотреть на него сверху. Эта дата связана с процессом прецессии небесных тел. Земля подобна гигантскому волчку, под влиянием гравитации Солнца и Луны, совершает медленное круговое вращение. Луна и Солнце своим притяжением стремятся повернуть ось Земли, в результате возникает явление прецессии.

Проекция земной оси как бы очерчивает на Севере небесной сферы гигантский круг, охватывающий созвездия Дракона и Малой Медведицы. На краю окружности находятся Вега, Альфа Дракона и Полярная звезда. Это движение земной оси по круговой линии, своеобразное покачивание оси вращения, и названо прецессией.

Схематичное изображение прецессии земной оси

Астрологи считают, что цикл прецессии составляет 25920 лет, так называемый Великий год (период в течение которого полюс небесного экватора описывает полный круг около полюса эклиптики). За это время земная ось проходит полный круг по Зодиаку. При этом одна астрологическая эра равна 1/12 цикла (25920:12=2160) и составляет 2160 лет. Один месяц Великого года, продолжительностью в 2160 земных лет и есть астрологическая эпоха. Каждая космическая эпоха (2160 земных лет) представляет целый этап в развитии человечества, связанный с тем знаком Зодиака, через который идет земная ось. Этот период каким-то мистическим образом был известен знаменитому греческому философу Платону, который считал, что это (25920 лет) - срок существования земной цивилизации. Поэтому период прецессии еще называется Великий Платонов год (Великий год Платона). Один день Великого года теоретически равен 72 нашим годам (25920:360=72 года - земная ось проходит 1 эклиптики).

Движение по звездной спирали времени - Все возвращается на круги своя...

В наши дни Северным полюсом мира является, как известно, Полярная звезда, но так было не всегда, и в III тыс. до н.э. Северный полюс мира находился там, где находится звезда α (Альфа) - Дракона. Прецессия земной оси, как известно, вызывает видимое изменение положения звезд с периодом 25 920 лет, то есть 1 градус составляет 72 года. В 10 500 г. до н.э. в наинизшей точке траектории находилось созвездие Ориона, а в наивысшей - созвездие Дракона. Существует своего рода «маятник Ориона-Дракона». С тех пор прецессионный процесс успел повернуть небесный полюс на половину окружности относительно полюса эклиптики, и сегодня Дракон находится вблизи наинизшей точки, а Орион - наивысшей. Профессор истории Массачусетского технологического университета Джорджо де Сантильяна со своей коллегой, доктором Гертой фон Дехехенд, на основе своих исследований, сделали вывод о том, что весь Ангкор - это огромная модель прецессии. В ее пользу говорят и следующие факты:

    На Ангкор-Вате изображено, как 108 наг тянут в две стороны (54 на 54) огромный волчок;

    По обеим сторонам 5 мостов, ведущих к воротам в Храм Ангкор-Тхом, стоят параллельными рядами огромные скульптуры - 54 Дэва и 54 Асура. 108х5 = 540 статуй х 48=25920;

    Храм Байон окружен 54 массивными каменными башнями, на каждой из которых, высечены четыре гигантских лика Локешвары, ориентированные на север, юг, восток и запад, что в целом составляет 216 лиц - (216:3=72), (216:2=108). 216 - в 10 раз меньше, чем продолжительность одной прецессионной эры (2160 лет); 108 - это 216 разделенное на два;

    Центральное святилище Пном-Бакхенга окружают 108 башенок. Число 108, одно из наиболее священных в индуистской и буддисткой космологиях, равняется сумме 72 и 36 (то есть 72 плюс половина от 72);

    Правильный пятиугольник имеет угол 108 градусов, а сумма его 5 углов составит 540 градусов;

    Расстояние между пирамидами Гизы в Египте, где правили мудрецы, что шествовали астрономической «дорогой Гора», и священными храмами Ангкора в Камбодже, составляет с небольшим округлением важную геодезическую величину - 72 градуса долготы. С древнеегипетского языка «Анкх-Хор» дословно переводится как «бог Гор живет»;

    Всего в Ангкоре 72 основных каменных и кирпичных храма и памятника.

    Протяженность отрезков основных дорог в Ангкор-Вате отражает длительность четырёх юг (великих мировых эпох индуистской философии и космологии) - Крита-юги, Трета-юги, Двапара-юги и Кали-юги. Их продолжительность соответственно - 1 728 000, 1 296 000, 864 000 и 432 000 лет. А в Ангкор-Вате длина основных участков дороги составляет 1728, 1296, 864 и 432 хата.

Они смотрят на нас со стен храмов сквозь тысячелетия и... улыбаются)))

Космический смысл числа 72 и его власть над человечеством

Остановимся подробнее на сакральном числе – 72 подробнее, потому что, уж слишком много совпадений связано с ним в нашей жизни:

    Число 72 считается сакральным числом во всех религиях.

    В кхмерском алфавите 72 буквы и столько же звуков.

    В древнеиндийском языке «Санскрит» (язык классической индийской литературы, священных текстов, мантр и ритуалов индуизма, джайнизма, а также частично буддизма) используется алфавит деванагари. Деванагари означает «письменность Богов» или «Городской язык» и в деванагари классического санскрита 36 букв-фонем (72:2=36). В деванагари используются 72 основные лигатуры (сочетания согласных букв, изображаемые самостоятельным символом).

    Самая древняя руническая система, так называемый «Старший Футарк» состоит из 24 рун, каждая руна может обозначать букву, слог, слово или образ. Причем образ имеет приоритетное значение. Но в одной руне может скрываться до трех образов в зависимости от контекста (24х3=72). При этом все эти образы будут так или иначе связаны. Древний рунический алфавит стал корневым почти для всех ныне существующих индоевропейских алфавитов. Те 24 руны, которые знают сегодня, это третья часть настоящего языка, потому что, если умножить 24 на три, то получится как раз 72 руны. Поскольку древние учили, что мир трехсоставной. Один из них - это земной мир Гетиг, второй - промежуточный мир Ритаг, а третий - высший мир Меног. Вот три формы рун.

    В древнем авестийском языке (язык Авесты, священной книги Зороастризма) было 72 буквы для обозначения всех возможных вариантов произношения звуков;

    Наиболее значимая книга Авесты - Ясна, представляющая собой текст, читаемый на основной зороастрийской литургии «Ясна», содержит 72 главы;

    Число 72 как в санскрите, так и в изначальной Авесте нашло свое проявление в 72-х нитях священного пояса Кушти, который имеет каждый зороастриец, как символическое присоединение к религии, а точнее, как пуповина, соединяющая человека с Господом Богом.

    В Иудаизме число 72 считается священным и неразрывно связано с именем Бога, запретном имени, которому подвластна вселенная. Это 72 последовательности букв еврейского алфавита, каждой из которой соответствует определенный звук, которые обладают поразительной силой преодоления законов природы во всех формах, включая человеческую природу. По преданию, имя Бога заключает в себе все сущее, значит тот, кто сумеет правильно произнести его, сможет попросить у Создателя все, чего пожелает.

    Непроизносимое имя Бога - основной предмет исследования средневековых каббалистов. Считалось, что это имя содержит в себе все силы природы, в нем заключена сама суть вселенной. Имя бога также изображается тетраграмматоном - треугольником с вписанными в него буквами. Если сложить числовые значения букв, помещенных в тетраграмматон, получается - 72.

    В придании о Скинии (Храме) древние евреи упоминают о 72 бутонах миндаля, которыми они украшали подсвечник, используемый в священном обряде, он представляет собой комбинацию 12 и 6 (то есть половины 12) и олицетворяет реализованную гармонию. Мистическим корнем числа 72, также является легендарная девятка.

    Число 72 есть число божьей матери. Она оставила этот мир в возрасте 72 года. Не зря Высоцкий поёт в одной из своих песен: «девушка, 72-я, не оставляй алтаря!»;

    Молекула ДНК человека представляет собой вращающийся куб. При повороте куба последовательно на 72 градуса по определённой модели, получается икосаэдр, который, в свою очередь, составляет пару додекаэдру. Таким образом, двойная нить спирали ДНК построена по принципу двухстороннего соответствия: за икосаэдром следует додекаэдр, затем опять икосаэдр, и так далее. Это последовательное вращение через куб на 72 градуса создаёт молекулу ДНК.

Точки пересечения диагоналей в пентагоне всегда являются точками "золотого сечения

Трехуровневое устройство храма Ангкор-Ват

Храмовый комплекс Ангкор-Ват имеет три уровня. Он состоит из ряда концентрических, прямоугольных огороженных пространств, включающих в себя три прямоугольных галереи, каждая возвышающаяся над следующей с открытыми дворами, связанных между собою крестообразными галереями. По сути Ангкор-Ват - представляет собой огромную трехступенчатая пирамиду.

Один из видов на храм Ангкор-Ват

Поднявшись по лестнице и пройдя через две первые из трех последовательно поднимающихся галерей, попадаешь в третью галерею, известную своими барельефами, большинство из которых великолепны в своем исполнении.

Один из барельефов на стене Ангкор-Вата - Сцена из жизни кхмерского короля

Не считая барельефов в угловых павильонах, они простираются почти на 700 метров, будучи почти 2 метра в высоту, являясь самыми длинными барельефами в мире. Тысячи фигур изображают сцены из индуистского эпоса Бхагавад Пурана, дворцовой и военной жизни в дни Сурьявармана II - основателя храма Ангкор-Ват.

Древние воины на барельефах Ангкор-Вата

Поскольку по периметру главный вход в Ангкор-Ват окружает ров с водой шириной 190 метров, образуя остров квадратной формы, то на территорию храма можно попасть только по каменным мостам с западной и восточной стороны храма. Главный вход в Ангкор-Ват с запада, представляет из себя широкий тротуар, построенным из массивных блоков песчаника. Пересекая крестообразную террасу, которая является более поздним дополнением к комплексу, мы видим впереди вход к западной гопуре с остатками трех башен.

Непосредственно главный вход в Ангкор-Ват

Сейчас вход в гопуру осуществляется справа, через святилище под южной башней, где восьмирукая статуя Вишну заполняет всё пространство. Эта статуя, которой явно мало места в этом помещении, возможно, первоначально находилась в центральном святилище Ангкор-Вата.

Большая статуя десятирукого бога Вишну - Храм Ангкор-Ват

Пройдя через гопуру, открывается великолепный вид на главные башни храма в конце дороги. В восходе солнца они окружены сияющим силуэтом утреннего неба, а на закате пылают оранжевым. Продолжая свой путь внутрь Ангкор-Ват, наблюдаем с обеих сторон от главной дороги - две больших, так называемых «библиотеки» с четырьмя входами на каждую сторону света. Они были своего рода святилищами, а не складами рукописей, как можно представить из названия.

Завораживающая картина восхода солнца над Ангкор-Ват

Ближе к храму, с обеих сторон от дороги располагаются ещё два водоема, вырытые позже, в 16-ом столетии. Внутри храма Вас встретят 1800 апсар (небесных танцовщиц).

Наряду с туристами, буддийские монахи частые гости в Ангкор-Ват

Поднявшись на второй уровень храма можно увидеть захватывающее зрелище - пики центральных башен, поднимающиеся из-за внутреннего двора. От входа, ко всем центральным башням, а также двум внутренним библиотекам второго уровня, можно пройти по пешеходным мостам на коротких круглых столбиках.

Вид со второго этажа храма

Постепенно поднимаясь по каменным ступеням к самому высокому, третьему уровню храма Ангкор-Ват - сердцу комплекса, открываются огромные конические башни, расположенные по центру и углам квадрата, символизирующих пять небесных пиков священной Горы Меру - центра мироздания.

Одна из четырех больших угловых башен Ангкор-Вата

Высший уровень Ангкора Ват и его галереи только подчёркивают совершенные пропорции знаменитых башен храма и делают общий вид незабываемым. Центральная башня или алтарь, была обителью бога Вишну, а поскольку Ангкор-Ват был изначально вишнуитским храмом, и только позднее превращённый в Буддистский, в ней когда-то стояла статуя Вишну, возможно, та, что сейчас стоит при входе в западной гопуре. У кхмеров существовал древний обычай, делать подношения богу в виде золотых листов или маленьких драгоценных камней, которые оставлялись в углублении ниже статуи бога. К сожалению, за прошедшие столетия эти подношения были разграблены.

Одна из статуй будды внутри храма

Сегодня только некоторая часть из статуй бога Вишну или Будды представлена в южной части галерей. Большой лежачий Будда до сих пор является предметом поклонения местных и азиатских посетителей.

«Будда спит» - Эта статуя будды, место особого почитания для буддистов в Ангкор-Вате

Вся храмовая столица Ангкор и самый большой храм Ангкор-Ват в особенности - душа и сердце кхмерского народа, народа свободной Кампучии, символ процветания кхмерской цивилизации, оказавший огромное влияние на культуры всех государств Юго-Восточной Азии. Изображение храма Ангкор-Ват украшает государственный флаг Камбоджи (Кампучии) и является её символом.

Государственный флаг королевства Камбоджа (Кампучия, Cambodia)

Эпоха Ангкора длилась семь веков. Многие считают, что основатели города богов Ангкора были потомками предыдущей цивилизации и это прямое наследие великой и таинственной Атлантиды. До сих пор не смолкают баталии историков по поводу официально озвученных дат строительства храмов в Ангкоре и Ангкор-Вата. Появляется все больше фактов, указывающих на то, что люди в этих местах поселились задолго до расцвета кхмерской культуры, но в датах многие источники противоречат друг другу, причём достаточно существенно.

Великая история Ангкора продолжается, чтобы спасти наши души...

Однако все цифры достаточно точно отражают пик расцвета и величия кхмерской ангкорианской эпохи, в которую были достигнуты высшие культурные достижения. История этого периода, не оставившая нам бумажных рукописей, восстанавливается при помощи надписей на пали, санскрите и кхмерском языке, найденных на памятниках и скульптурах Ангкор-Вата и других храмовых комплексов Ангкора. Активные археологические и исторические исследования в Ангкоре продолжаются по сей день, продолжая удивлять мир все новыми открытиями тайн и загадок великого храма Ангкор-Ват.

Документальный фильм «Ангкор-Ват - Дом достойный богов»

«Ангкор-Ват - Дом достойный богов» - Это научно-популярный, документальный фильм от National Geographic из серии «Суперсооружения древности», посвященный всемирно известному храму Ангкор-Ват (Angkor-Wat) в Камбодже (Кампучии). Авторы фильма сделали попытку показать всю грандиозность города богов Ангкор и раскрыть тайну строительства самого крупного храма в мире «Ангкор-Ват». Заброшенный людьми при невыясненных обстоятельствах более 500 лет назад, Камбоджийский город Ангкор, впечатляет своими масштабами - это гигантская каменная карта мироздания и одно из самых замечательных творений человечества.